Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 11:29, курсовая работа
Целью моей работы является: определение характера влияния СМИ на воспитание подростков.
Объектом исследования выступает процесс воспитания подростков. Предметом является воспитание подростков средствами массовой информации.
Гипотеза: СМИ оказывают огромное влияние на воспитание подростков.
Для того чтобы изучить воздействие средств массовой информации на подростков необходимо:
Выделить СМИ, влияющие на воспитание подростков.
Определить положительное и отрицательное влияние на развитие личности.
Изучить влияние телевидения, прессы и Интернета на развитие подростков.
Введение
Глава 1.
1.1. Понятие СМИ
1.2. СМИ, как источник информации. Влияние СМИ на воспитание подростков
Глава 2. Методика описания исследования
2.1. Выделение СМИ, влияющих на воспитание подростков
Телевидение
Пресса
Интернет
2.2. Выявление СМИ, оказывающих благоприятное воздействие на подростков
Анкетирование учащихся 5 – 9 классов
Заключение
Список литературы
После шести вечера хотелось
бы посмотреть телепрограмму,
но на НТВ, неизменно в 19.00
- «Сегодня. Итоговая программа», а
затем «Чистосердечное
Так ничего познавательного не узнали за выходные дни из транслируемых телепрограмм. Развлечения – да; сплетни, разоблачения – да. Ну, зачем всем нужно знать, что какая-то очередная женщина пытается доказать, что у нее от артиста очередной ребенок?! Кто из них высокой морали?
Какая духовная ценность предлагается в программе «Максимум»?! Что полезного можно взять из передачи «Сто к одному» или из боевика?!
Из просмотренных телевизионных передач (для эксперимента), можно выделить передачу на Первом канале «Умники и умницы», «Среда обитания», «Очевидное - невероятное» на канале «Культура» – хоть что-то полезное можно узнать из этих передач.
Анализируя программу телепередач, как видим ничего кроме развлекательного и скандального, и насилия – не транслируется. При этом все, что смотрят по телевизору подростки, несет элемент воспитания и формирования личности, нравственности, социализации, что в итоге формирует общество.
Отсюда вывод: под
Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение, можно выделить несколько позитивных моментов:
СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом, удаляя "информационный голод"
средства массовой информации повышает общую, в том числе и политическую культуру населения.
Интерес к газетам и журналам, предназначенным не только специально для детей, но и для взрослых, начинает проявляться обычно с подросткового возраста. И тут важны количество и качество той информации, которая размещена на страницах периодических изданий. На сегодняшний день среди российских печатных изданий существует большое количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом среди подростков.
Тематика этих журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием; их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. А ведь чтение в жизни подростков понизилось в последние годы не только количественно, но и качественно.
Вся новая информация активно поглощается ребенком, который стремится все знать. Но подростку, еще не научившемуся правильно отбирать и адекватно воспринимать "взрослую" информацию, нужно умело ее предоставить, причем "небольшими дозами", поскольку психика ребенка в подростковый период особенно восприимчива.
Районная газета «Сельская правда» ориентируется в основном на более зрелого читателя, хотя в ней отведена страничка для школьников и молодёжи. Страница называется «юный репортёр», ведущая – Елена Трусова приглашает подростков поделиться своими впечатлениями о проведённых праздниках, принять участие в конкурсе короткого рассказа или стихотворения, похвастаться своими успехами и пригласить к разговору своих сверстников. Многие ребята охотно и активно сотрудничают с этой молодёжной страничкой, присылают свои рассказы, стихи, даже объясняются в любви. Обидно одно, что это ребята не из нашей школы.
Как такового влияния на нашу молодежь страницы газеты не оказывают.
Пресса сегодня находится, пожалуй, в самом неблагоприятном состоянии по сравнению с другими средствами массовой информации среди подростков.
Трудности печатных СМИ усугубляются и тем, что молодежь в современном мире находит все новые и достаточно широкие возможности получать информации, например, посещение сайтов Интернета.
Интернет
Сегодня наряду с видеоиграми популярным времяпровождением является компьютерная сеть Интернет. Опыт развития мировых открытых сетей, особенно Интернета, позволяют говорить о начале новой эры в развитии средств и систем переработки информации.
Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной информации сомнительного содержания.
Самыми уязвимыми и незащищенными оказываются наши дети, так они не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть.
Отследить свою информацию, что ежесекундно попадает в Интернет, невозможно.
Ребенок может случайно зайти на сайт, где ему в красках распишут, насколько приятны на вкус наркотики, какие чудеса творит с организмом алкоголь или как в домашних условиях из подручных средств изготовить настоящую взрывчатку.
Плюсы Интернета состоят в том, что сеть предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить их успеваемость в школе или институте.
В настоящее время Интернет представляет собой "мир" параллельный нашему, в котором достаточно много полезного для пользователей, но также в сети очень много отрицательного. Человек, "входящий" в первый раз в сеть обычно получает хорошее впечатление об Интернете. Но первое впечатление обманчиво! И понимаешь это со временем. Чем больше работаешь в Интернете, тем больше видишь в нём не только плюсы, но и минусы. Но, к сожалению не все могут понять и осознать, как Интернет заполняет наше сознание. И отличить то, что хорошо, а то, что плохо, уже не можем.
2.2. Выявление СМИ, оказывающих благоприятное влияние на подростков.
Известно, что источником формирования культуры подростков являются семья, школа, книги, общение со сверстниками, и, конечно, СМИ (телевидение, радио, газеты). Причем, телевидение самое массовое и доступное средство информации, активно влияет на воспитание школьников.
Для того чтобы выяснить, как влияет СМИ на воспитание подростков, нами было проведено анкетирование среди учащихся Доволенской основной общеобразовательной школы. Были опрошены 58 человек, учащиеся 5 – 9 классов.
Как показал анализ, читать книги мы уже не хотим, потому что из 58 опрошенных читают только 19 человек, не читают совсем – 39 человек. Причины такого отрицательного отношения к чтению были названы разные, а именно: «мелкий шрифт» - 4 человека, «мало иллюстраций» - 3 человека, «долго читать» - 4 человека, «умное – занудно» - 3 человека, «лучше фильм посмотреть снятый по книге» - 7 человек.
Анализ «Почему не хотят читать книги»
Таким образом, теряются в классическом понимании, понятия «добра» и «зла», лексическая грамотность, ответственность за свои поступки и дела. Нежелание читать умные, добрые книги ведет к непониманию другого, бездуховности, моральному обнищанию.
Читающих СМИ среди доволенских школьников 19 человек. «Телесемь» просматривают 2 человека, а 17 – журналы, в основном это «Комиксы» - 6 человек, «Фантастика» - 3 человека, «Кулинария» - 5 человек, энциклопедии – 1 человек, в которых, впрочем, все те же развлечения.
Анализ «Какие СМИ читают мои сверстники»
Я бы перефразировала известную фразу и сказала «ты – то, что ты читаешь». Среди вышеперечисленных нет ни одного серьезного издания или рубрики в этих изданиях. Прочел, не надо задумываться над смыслом, посмотрел картинки, полистал, положил журнал и забыл обо всем, не надо думать ни о чем.
В библиотеке берут книги для чтения лишь 8 человек, а идут за книгами «вынужденно, т.к. требует учитель» - 13 человек и 37 из числа опрошенных совсем не заглядывают в библиотеку, хотя у 9 человек дома имеется неплохая библиотека, но читают они крайне редко.
Анализ «Посещают ли библиотеку?»
Но это еще не говорит, о том, что мы перестали интересоваться, мы смотрим DVD, TV. Телевидение давно стало частью жизни детей. Дети довольно много проводят времени у телевизоров, смотрят передачи и для детей и для взрослых. Оно помогает детям находить ответы на те вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости; узнавать о различных явлениях в разных областях знаний; развивать воображение, эмоциональную сферу, фантазию. Для большинства детей телевидение стало большим другом, помогающим узнать много нового и интересного.
Подростки смотрят такие телепередачи, как: «Большие гонки» - 4 человека, ужастики - 8 человек, мультфильмы - 7 человек, боевики – 6 человек, сериалы – 6 человек, комедии – 10 человек, «Хочу знать» - 3 человека, «Спорт» - 3 человека, не смотрят телепередачи – 15 человек, а 8 человек смотрят то, что включено старшими. Значит, мы хотим смотреть в основном развлекательные программы. Серьезные программы требуют от ребенка напряжения мысли, сосредоточения, способности думать, а это не всегда нравится детям. Поэтому они сами чаще выбирают яркие, интересные и легкие для просмотра программы, но радует, что некоторые смотрят и познавательные.
Телесериалы становятся объектами всеобщего семейного просмотра и обсуждения: «Ефросинья», «Всё к лучшему», силовые методы решения в бесконечных «Улицах разбитых фонарей», «Тайны следствия», какие уроки нравственности возьмём мы из этих сериалов? Мы с удовольствием смотрели сериал «Война и мир», снятый по роману Л.Н.Толстого, «Тарас Бульба», снятый по произведению Н.В.Гоголя. Почему бы интересные фильмы, снятые по книгам других классиков, не транслировать чаще, вместо американских боевиков или сериалов «с трупами»? Разрешенное все к показу и чтению приводит к бескультурью, к воспитанию человека низкой морали.
Анализ «Что смотрят подростки»
Сегодня одним, пожалуй, из основных СМИ, которыми пользуются школьники является Интернет. Анкетирование установило, что 38подростков считают влияние интернета положительным, 15 – отрицательным, а 5 человек полагают, что интернет не оказывает на подростка никакого влияния. Также анкетирование показало, что чаще всего подростки посещают такие сайты, как: сайты, содержащие музыку и фильмы – 42 человека; чаты и форумы – 12 человек; игровые сайты – 46 человек; сайты с готовыми докладами и рефератами – 9 человек.
Анализ «Влияние интернета на подростков»
Анализ «Сайты, часто посещаемые»
Но в одном мои сверстники уверены: «Да, нужно СМИ» - 88% и лишь 4% - ответило «нет».
Мы рассмотрели тему влияния СМИ на поведении подростков, и теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно достаточно существенное. Подростки - это такая социальная группа, которая очень сильно поддается воздействию СМИ. Также перед нами был выдвинут важный вопрос, а именно, вопрос о характере воздействия СМИ. Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное воздействие на молодых людей, и всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе.
Эти обильные источники
- телевидение и Интернет. Они
активно влились в жизнь людей.
Ибо они производит мощнейшее
влияние на сознание молодого человека.
Телевидение оказывается
Необходимо, по-нашему мнению, ввести цензуру на фильмы с элементами насилия и эротики, на порно-материалы в журналах, газетах, TV и т.д.
Эту проблему нужно решать, не смотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.
Гипотеза подтверждена, то есть:
Выявлены СМИ, влияющие на воспитание подростков;
определены положительные и отрицательное влияние на подростков;
изучено влияние телевидения, прессы, Интернета на подростков;
Обобщено состояние данной проблемы с помощью психологического исследования;
Цель: изучить воздействие средств массовой информации на подростков с помощью методов психологического исследования - достигнута.
Список литературы.
1. Федеральный закон о средствах массовой информации от 21 марта 2002 г.
2. Артюхова И.С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.
3. Кодекс журналиста. // NovayaGazeta.Ru
4. Программы телевизионных передач
5. Интернет - картинки
Информация о работе Воспитание подростков средствами массовой информации