Воспитание положительных взаимоотношений дошкольников в игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в
общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее
достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Предмет исследования - воспитания положительных взаимоотношений в игре.
Цель исследования - изучение процесса воспитания взаимоотношений детей старшего дошкольго возраста.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I Теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
1. Проблема нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………… 5
2. Воспитание положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………… 14
Глава II Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте
1. Диагностика коммуникативной сферы………………………………………... 21
2. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений с помощью игр………………………………………………………………………………. 22
Заключение…………………………………………………………………………. 27
Список литературы………………………………………………………………… 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дошкольной педагогике.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет

имени К. Д. Ушинского»

 

 

Кафедра дошкольной педагогике и психологии.

Специальность 03090 «Дошкольная педагогика и психология».

 

 

Курсовая работа

 

на тему:

«Воспитание положительных взаимоотношений  дошкольников в игре»

 

 

 

 

Работа выполнена студенткой группы 63-Д

Крячковой Татьяной Алексеевной

Научный руководитель

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры дошкольной

педагогике и психологии

Тарабарина Татьяна Ивановна

 

 

 

 

 

Ярославль 2008 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..   3

Глава I Теоретические основы нравственного воспитания детей старшего   дошкольного возраста

1. Проблема нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………  5

2. Воспитание положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………  14

Глава II Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте

1. Диагностика коммуникативной сферы………………………………………... 21

2. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений с помощью игр……………………………………………………………………………….  22

Заключение…………………………………………………………………………. 27

Список литературы………………………………………………………………… 30

 


Введение

      Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как  особую  форму

существования  всех  без  исключения  сторон  жизнедеятельности  коллектива.

Столь же много оттенков появляется  с  игрой  в  педагогическом  руководстве

воспитательным процессом.

      Огромная роль  в развитии и воспитании  ребенка  принадлежит  игре  –

важнейшему виду детской деятельности. Она  является  эффективным  средством

формирования личности дошкольника, его  морально-волевых  качеств,  в  игре

реализуется  потребность  воздействия  на  мир. 

      Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в

общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия  к  ее

достижению, общие интересы и переживания. В  игре  ребенок  начинает   чувствовать   себя   членом   коллектива, справедливо  оценивать  действия  и  поступки   своих   товарищей   и   свои собственные.  Задача  воспитателя  состоит  в  том,   чтобы    сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали  бы   общность  чувств  и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные  на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Исходя, из вышеизложенного и анализа научной литературы и практики были сформулированы цель, объект, предмет исследования, обозначены задачи работы.

Объект исследования – процесс воспитания положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - воспитания положительных взаимоотношений в игре.

Цель исследования - изучение процесса воспитания взаимоотношений детей старшего дошкольго возраста.

Гипотеза - воспитания положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при включении в педагогический процесс специально подобранных игр.


Задачи исследования:

1. Изучить теоретические аспекты  воспитания положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. 

2. Разработать систему в играх направленную на воспитания положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

3. Доказать эффективность влияния игр на воспитания положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 


Глава I Теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

 

1. Проблема нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции» Выгодский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1984., которые начинают определять поступки старшего дошкольника.

Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании детей 6-7 лет играет учебная деятельность. На занятиях дошкольники осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества Буре Р. С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. - М., 1981.. Однако и у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие в ряде случаев выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия. Отмечаются и большие индивидуальные различия в уровне воспитанности детей. Планомерное нравственное воспитание позволяет закрепить положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечить необходимую нравственно-волевую готовность к обучению в школе.

В процессе воспитания у детей старшего дошкольного возраста продолжают формировать моральные чувства и нравственные представления.

Большое внимание при этом уделяется развитию и обогащению чувств детей, формированию способности управлять ими. В этом возрасте воспитываются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям (взрослым, сверстникам, малышам), к труду, к природе, к важным общественным событиям, к Родине.

Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. Чувство уважения развивается в предыдущих возрастных группах на эмоциональной основе любви и привязанности детей к взрослым. В старшем дошкольном возрасте оно становится более осознанным и основывается на понимании значимости социальной роли трудовой деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств.

Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Ставится задача развития основ чувства коллективизма, гуманности во взаимодействиях детей: проявление детьми дружеского расположения друг к другу, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству, достижению общих целей, готовности прийти на помощь. В развитии коллективизма большую роль играют начальные формы чувства долга и ответственности, формирующиеся в игре и труде детей. Основой развития этих чувств являются яркие впечатления о явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания, которые получают дети на занятиях, при ознакомлении с художественной литературой, изобразительным искусством, участвуя в практической деятельности. Задача воспитания состоит в том, чтобы сформировать действенность моральных чувств, стремление к поступкам, в основе которых лежат нравственно ценные побуждения.

Нравственные чувства дошкольников формируются в неразрывном единстве с нравственным поведением.

Развитие чувства уважения к старшим органически связано с задачей воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим. Состав привычек культурного поведения значительно обогащается: дети осваивают правила поведения в общественных местах (в транспорте, на улице, в библиотеке и т. п.), в разных ситуациях общения (со знакомыми и незнакомыми людьми). Воспитывается привычка быть всегда вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших, бережно относиться к результатам труда взрослых, к их деятельности. Продолжается формирование культуры речи, нравственных качеств (правдивости, честности, скромности). Важной задачей воспитания поведения старшего дошкольника является формирование коллективных взаимоотношений со сверстниками. Коллективные взаимоотношения - это комплекс взаимосвязанных компонентов. Важнейшие из них - общительность и гуманное отношение к сверстникам, сотрудничество и умение коллективно планировать деятельность, организованность и культура общения. В связи с этим решение задачи формирования коллективных взаимоотношений связано с осуществлением задач воспитания устойчивых доброжелательных отношений в детском коллективе, культуры общения, организованного поведения.

Воспитание культуры общения включает дальнейшее освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной.             

Культура общения с взрослыми и сверстниками.  Человек,  как существо  социальное  постоянно  взаимодействует  с  другими людьми.  Ему  необходимы  контакты  самые   разнообразные:   внутрисемейные, общественные, производственные и т.д.  любое  общение  требует  от  человекаумения  соблюдать  общепринятые  правила  поведения,  обусловленные  нормами морали. Общение детей  дошкольного  возраста,  прежде  всего,  происходит  в семье. У ребенка, поступившего в детский сад,  круг  общения  расширяется  – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем  и  другими  работниками дошкольного учреждения. 

Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения. Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

Вежливость -   Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не  ценится  так дорого, как  вежливость.  Без  нее  невозможно  представить  взаимоотношения людей.   Вежливость    детей    должна    основываться    на    искренности, доброжелательности, уважении  к  окружающим.  Вежливость  приобретает  цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

Деликатность - сестра  вежливости.  Человек,  наделенный  этим  качеством, никогда  не  доставит  неудобства  окружающим,  не   даст   повода   ощущать собственное превосходство своими действиями.  Задатки  деликатности  исходят из глубокого детства.

Предупредительность   -    Необходимо   добиваться   от    детей,    чтобы предупредительность,  внимание,  помощь  окружающим  проявлялись  у  них  из добрых побуждений.

Скромность -   Эта  нравственная  черта  личности  показатель   подлинной воспитанности.  Скромности  сопутствует  уважение  и  чуткость   к  людям  и высокая требовательность к  самому  себе.  Необходимо  формировать  у  детей умение.

Общительность -  В   ее   основе   лежат   элементы   доброжелательности, приветливости к  окружающим  –  непременные  условия  в  выработке  у  детей культуры  взаимоотношений.  Ребенок,  испытывающий  радость  от  общения  со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть  рядом  с ним,  для  него  проявить  доброжелательность  естественнее,  чем  дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный  ребенок быстрее находит    место в детском саду.

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка  является  наличие детского  общества,   в   котором   формируются   черты   нового   человека: коллективизм,    товарищество,    взаимопомощь,     сдержанность,     навыки общественного  поведения.  Общаясь   со   сверстниками,   ребенок   научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается  в жизненных  ситуациях,  которые  возникают  в   результате   общения   детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с  его  умения  строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем  у отдельных детей и соответствующие  проявления  –  отнять,  толкнуть  и  т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие  же  дети  как  он, что свои желания приходиться соизмерять с  желаниями  других,  тогда  в  нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с  формированием у детей навыков коллективизма. Формируя  у  ребенка  стремление  к  общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные  попытки  играть  друг  с другом.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих  их  вместе  радоваться, переживать,      испытывать      чувство      удовлетворения,      проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни  общение  детей приобретает  особую  сдержанность.  Педагог  использует  различные   приемы, которые помогают разнообразить повседневную  жизнь  детей.  Например:  утром встретить их приветливой улыбкой, постараться  увлечь  интересной  игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок,  который  здоровается  с  ребятами. Утор началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется  у  детей  в  течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз  возвращаются  к  разговору  о том,  что  их  удивило  и  взволновало.  Общение  между  ними  происходит  в атмосфере дружелюбия и приветливости.

Информация о работе Воспитание положительных взаимоотношений дошкольников в игре