Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 16:04, реферат
Семья как фактор воспитания.
Принципы воспитания в семье.
Особенности домашнего воспитания.
«Поиграйте со мной!» - проблема самостоятельных и совместных занятий детей и родителей.
Наказание, поощрение, прощение как методы домашнего воспитания.
Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в преобладании образных форм познания - восприятия, образного мышления, воображения. Именно для их образования и формирования дошкольный возраст создает оптимальные возможности, и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития познавательной деятельности человека. А это значит, важнейшая задача интеллектуального развития дошкольника - всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности. Здесь незаменимы игры, художественные средства познания окружающего мира, знакомство с природой во всем ее многообразии форм, красок, звуков, запахов, постоянном движении и изменении.
Необходимо чаще вовлекать детей в игру, которая помогает решить многие образовательные задачи: развития речи, памяти, внимания, наблюдательности, формирования представлений об окружающем мире, в том числе и математических, первоначальных исторических, географических и т.д. Вот, например, папа и сын, сервируя стол к завтраку, превращаются в «официантов» и решают такие математические задачи: поставили всем членам семьи чашки, а к ним разложили чайные ложки: чего больше - чашек или ложек? Поровну? Как же ты догадался? К тарелкам надо разложить ножи и вилки. Сколько ты возьмешь вилок, чтобы всем хватило? А сколько ножей? Положим еще один нож для масла: чего стало больше -ножей или вилок? На сколько стало больше ножей, чем вилок? И так - от одной игровой ситуации к другой!
Из курса дошкольной педагогики вспомните характеристику любознательности ребенка-дошкольника. Составьте тезисы консультации для родителей; памятку «Как отвечать на вопросы детей» (для информационного стенда).
Семья — первая школа овладения ребенком родным языком. Родной язык, являясь одновременно и средством и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, формирует ребенка как личность. Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий его мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Речь ребенка во многом зависит от родителей, их культуры, образования, социального положения, от понимания ими важности правильного речевого развития малыша. Родители должны осознавать особую ответственность за развитие речи ребенка в силу необыкновенно высокой детской чувствительности к языковой информации, которая «падает» на первые годы жизни. Внимание родителей должно быть обращено на становление и развитие всех сторон речи - фонематической, лексической, грамматической. Чем раньше начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. При этом надо учитывать уникальность, своеобразие и неповторимость речи каждого ребенка, которые проявляются и в способах выражения своих мыслей, умении использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания (мимика, жесты, реплики) (О.С. Ушакова). Однако родители не должны «умиляться» речевыми ошибками детей, дефектами звукопроизношения - следует своевременно консультироваться со специалистами и исправлять недочеты в речевом развитии, пока они не стали привычными для ребенка.
Многое ребенок усваивает благодаря подражанию. Главной моделью для подражания становится значимый взрослый, прежде всего родители. Дошкольникам свойственно доверие к словам взрослого, некритичность в принятии его требований, указаний, объяснений, особая чувствительность к оценке, особенно высказанной близкими людьми. Все это в совокупности тормозит развитие интеллектуальной самостоятельности ребенка, его способности к размышлению, сомнению.
Известный психолог Ж.Пиаже объяснил причины несамостоятельности ребенка в мышлении и поведении особенностями европейской системы воспитания и обучения, в основе которой лежит достаточно жесткое разделение функций взрослого и ребенка в их совместной жизнедеятельности. За взрослыми закрепляется функция контроля, оценки, а ребенка с рождения приучают к немотивированным запретам, приказам, ставят его в положение безоговорочного подчинения, повиновения Строгое разделение обязанностей на детские и взрослые формирует у ребенка представление о себе самом как воспитываемом, обучаемом, несамостоятельном существе.
Опыт показывает, что на соучастие в деятельности с ребенком легко идут родители с демократическим стилем общения. Диалог сложнее дается авторитарным родителям, которые не доверяют силам и возможностям своих детей, излишне опекают их. Между тем умственная активность детей значительно возрастает, если им представляется самостоятельность в выборе занятий, способа действии, партнеров по деятельности и т.д. Если с первых лет жизни поощрять в ребенке самостоятельность в выборе варианта задания, способов его выполнения и форм поведения, то это поможет лучше раскрыть его творческий потенциал.
Особо следует сказать о роли художественных средств в интеллектуальном развитии дошкольника. В свое время И.Кант высказал удивительно меткую и верную мысль о том, что искусство раскрывает свободное пространство для «игры познавательных способностей». Несомненны познавательные функции искусства, что дает возможность расширять с его помощью умственный кругозор ребенка, развивать его художественный вкус, стимулировать творческую деятельность.
Первые шаги в мире искусства, культуры ребенок делает в семье, поэтому столь важны ценностные ориентиры родителей. Это особенно необходимо помнить сегодня в связи с усилением деструктивных явлений в культуре, преодолеть которые можно, оперевшись на наиболее значимое культурное достояние, обеспечивающее дальнейшее развитие цивилизации. В этом отношении незаменимы произведения народной культуры, классического искусства, которые используются как действенное средство воспитания детей с первых лет жизни. С раннего возраста ребенок впитывает в себя мелодии и ритмы народных песен и стихов, фольклорные образы, знакомится с формами, красками орнаментов на игрушках, одежде, предметах интерьера. В произведениях устного народного творчества, которые сопровождают ребенка с первых дней жизни, для него открывается вся прелесть родного языка. Незабываемые образы фольклорных произведений, поэтические картины природы, выразительность и меткость языка, красота образного слова психологически близки и интересны детям. Они быстро «схватывают» фольклорную поэзию. Это важно помнить современным родителям, часто пренебрегающим такими важнейшими средствами народной педагогики, как колыбельные песни, потешки, пестушки, потягушки, прибаутки, приговорки, заклички, скороговорки, считалки. Обращение к ним не дань прошлому, а следование по проверенному многовековой практикой пути приобщения детей к искусству (Е.И.Тихеева, А.П.Усова, Е.А.Флерина). Привязанность к народному слову, произведениям декоративно-прикладного творчества, воспитанная в дошкольном детстве, постепенно перерастает в любовь к литературе, искусству, которая сопровождает человека всю жизнь. В жизнь ребенка входит высокая поэзия, музыка, яркие произведения изобразительного и театрального искусства. К старшему дошкольному возрасту дети должны иметь представление о разных видах и жанрах искусства, знать наиболее выдающихся писателей, композиторов, художников, скульпторов, артистов и т.д.
Традиционно прочное место в воспитании ребенка, его духовном обогащении занимает литература. Детские книги - обязательное средство воспитания современного ребенка. Родителям важно привить ребенку любовь к книге, чтобы он с интересом и охотой слушал ее, мыслил на основе словесных представлений, переживал вместе с героями повествования. Для развития мышления, воображения, чувств ребенка чтение книги дает значительно более богатую пищу, чем просмотр телевизионных передач. Ребенок должен знать, кто написал книгу и кто ее иллюстрировал, что благодаря сотворчеству автора и художника книга - произведение искусства. Любимая книга сопровождает ребенка все его детство, а во многих семьях детские книги передаются из поколения в поколение как реликвии.
Наиболее близки детскому мироощущению сказки с их чудесами и волшебными превращениями, с моралью, которая преподносится в прозрачной, ясной по смыслу, захватывающей и забавной форме. Восприятие сказки - особая деятельность ребенка-дошкольника с присущими ей сопереживанием, мысленным содействием герою произведения. Слушая сказку, ребенок неосознанно, в своем воображении, сливается с ее героями, вызывающими его симпатию. Вместе с ними он проявляет чудеса храбрости, благородства, доброты, рискует ради других, любит, грустит, негодует, побеждает темные силы в лице Кощея, Бабы Яги, Змея Горыныча (А.В.Запорожец, Д.Н.Дубович-Арановская, Б.М.Теплов). Одним словом, как удивительно точно отметил К.И.Чуковский, сказки воспитывают у ребенка «дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою». Воспитательная ценность сказки во многом зависит от методики ее преподнесения детям. Современные родители предпочитают сказки читать: конечно, это проще, быстрее. Но именно при рассказывании создаются возможности для особых контактов с ребенком (глаз в глаз), усиления эмоционального воздействия на него. К полюбившейся сказке ребенок возвращается снова и снова, поэтому необходимы повторные рассказы, чтение, рассматривание иллюстраций. В 4-5 лет детям целесообразно читать «толстые» книги, длинные авторские сказки. Чтение растягивается на много дней, организуется как ритуал: в определенное время, в уютном месте. Ребенок «вживается» в сказочное повествование, оно овладевает его умом и сердцем. Важно привлекать ребенка к размышлению над прочитанным, подводить к осознанию общечеловеческих ценностей, учить различать добро и зло, ценить трудолюбие, верность, формировать представления о справедливости, мужестве, упорстве.
В дошкольные годы ребенок впервые посещает театры, музеи, концертные залы, выставки, библиотеку, т.е. знакомится с институциональными формами организации культуры. От семьи зависит, будет ли такое знакомство эпизодом в жизни ребенка или надолго определит его культурное развитие, станет служить обогащению ума и сердца, наполнит новым содержанием досуг.
Особо тщательно следует продумать первое посещение с ребенком театра, музея, выставки и др.: оно должно оставить яркие впечатления, дать представление о назначении того или иного объекта культуры. В театре это сам спектакль, артисты, декорации, музыкальное оформление, в музее - экспонаты (картины, скульптура и т.д.). Видимо, не следует при первом знакомстве ребенка с театром. музеем вести его в буфет, угощать сладостями: это может отвлечь от эстетических переживаний, исказить образ театра, музея. Первые впечатления ребенка от встречи с искусством целесообразно подкрепить беседой (что видели, что понравилось), рассматриванием иллюстраций (каталог музея, выставки, книга, по которой смотрели спектакль). Взрослым целесообразно в присутствии ребенка рассказать домашним о том, что увидели и узнали, какое получили удовольствие от спектакля, выставки. При последующих посещениях музея расширяется круг экспонатов, которые смотрит ребенок, но обязательны возвращения к тому, что особенно запало в память ребенка по прошлому знакомству. Если посещение музея будет регулярным (например, раз в полгода), то родители увидят, как «растет» их ребенок, повторно воспринимая свои «самые любимые картины», раскрывая в них новое содержание, художественные особенности.
Саше было четыре года, когда его в первый раз привели в Третьяковскую галерею Его воображение поразила картина И. Айвазовского «Девятый вал». Он волновался, спасутся ли люди, потерпевшие кораблекрушение, утихнет ли шторм. Перед уходом из галереи он попросил снова отвести его к картине И. Айвазовского. Дома с интересом рассматривал альбом репродукций картин собранных в Третьяковской галерее, особенно работы художников-маринистов. При повторном посещении галереи Саша прежде всего пошел к полюбившейся картине. Он уже высказывал предположения о причинах кораблекрушения о судьбе людей, пытающихся спастись. Обратил внимание на художественные особенности картины как нарисовано море, небо. В шесть лет Саша созрел настолько, что сумел найти «оптимистическую ноту» на любимом полотне «Бабушка люди обязательно спасутся видишь, радуга. Художник ее нарисовал, чтобы успокоить нас раз радуга, значит, погода изменится, ветер утихнет и не будет поднимать волны. Люди спасутся!»
Детей надо беречь от пагубного воздействия так называемой массовой культуры, а точнее - антикультуры, апеллирующей к низменным инстинктам человека, ведущей к разрушению личности. Хрупкой психике ребенка-дошкольника противопоказаны различные современные зрелищные мероприятия-шоу с громким музыкальным сопровождением, яркими световыми и пиротехническими эффектами, с многолюдием присутствующих. Помимо того, что такие зрелища возбуждают и утомляют ребенка (как, впрочем, и взрослого человека), они притупляют его восприимчивость к менее броским, но более художественным явлениям окружающей жизни. Ребенок, например, привыкший к постоянному громыханию и полыханию светомузыки, т.е. к очень сильным раздражителям, просто не увидит красоты серенького воробушка, принарядившейся в серебряный иней березки, что растет под окном.
Итак, домашнее воспитание - это деятельность, органично вплетенная в целостную ткань проживания детьми своей индивидуальной жизни среди самых близких и значимых людей. А для родителей и других членов семьи - это повседневный кропотливый труд по созиданию растущего человека, имеющий глубокий гуманистический смысл.
4. «ПОИГРАЙТЕ СО МНОЙ!» - проблема самостоятельных и совместных занятий детей и родителей
Как часто можно слышать этот призыв ребенка! Многих родителей он наводит на размышления о несамостоятельности ребенка, который не может себя занять. «Ну что за ребенок! - жалуются они, -Даже поиграть один не может!» Ошибочность подобных родительских сентенций свидетельствует о непонимании природы детской игры.
Известно, что игровая деятельность (впрочем, как и любая другая) не возникает сама по себе, не изобретается ребенком: она задается взрослыми, которые учат его играть, передают ему общественно сложившиеся способы игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства изображения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т.д.). Усваивая технику различных игр в общении со взрослыми, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Тем самым игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект (А.В.Запорожец, В.В.Давыдов, Н.Я.Михайленко).
Игра - исторически сложившаяся часть человеческой культуры, и задача родителей вводить в нее детей, «внедрять» ее в их жизнь. Существует много каналов такого «внедрения». Один их них - оснащение игры игрушками. Еще до рождения малыша родители покупают первые игрушки-погремушки и мечтают о том времени, когда порадуют ребенка куклой, мячом, велосипедом и т.д. Зачастую забота об игре ограничивается покупкой игрушек, и здесь родители нуждаются в квалифицированном совете, ибо, как метко подмечено народной мудростью, «игрушка - не балушка». На каждом возрастном этапе детства нужны свои игрушки, поскольку они призваны решать определенные задачи воспитания.
Опираясь на знания, усвоенные при изучении курса дошкольной педагогики, составьте педагогические рекомендации о том, какие игрушки целесообразно приобретать детям на протяжении дошкольного возраста (Козлова С. А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. –М., 1999. – Гл. 20).
Сам по себе подбор игрушек не определит направления развития детской игры. Для этого необходимы впечатления детей об окружающей жизни, в соответствии с которыми используется та или иная игрушка. Помните, как писал К.Д.Ушинский: «Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь...» (Ушинский К.Д. Избр.пед.соч. - М.,1954. - Т. II.-С.484).