Воспитание ребенка в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 16:04, реферат

Описание работы

Семья как фактор воспитания.
Принципы воспитания в семье.
Особенности домашнего воспитания.
«Поиграйте со мной!» - проблема самостоятельных и совместных занятий детей и родителей.
Наказание, поощрение, прощение как методы домашнего воспитания.

Файлы: 1 файл

VOSPITANIE_REBENKA_V_SEM_E.docx

— 103.46 Кб (Скачать файл)

Далее необходимо раскрыть ребенку, что «закодировано» в той или иной игрушке: обучить игровым действия. В каком возрасте это целесообразно делать? Буквально с первых дней жизни, когда ребенку раскрывают игровые возможности погремушек, колокольчика (звенит!), шарика, подвешенного над кроваткой.

Повторите технологию первоначального обучения игре (Козлова С.А, Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – М., 1999. – Гл. 16).

В семье есть возможность дать ребенку в дополнение к готовым игрушкам различные бытовые предметы, которые помогают реализации замысла игры, воплощению образа. Мамина блузка превращается в халат Айболита, а плед оказывается незаменимым для постройки «хижины», диванные подушки становятся «крокодилами», а кресло - прекрасный «космический корабль», «наблюдательный пункт», «королевский трон». Задача родителей - содействовать такому творческому «преобразованию» окружающей обстановки, наталкивать ребенка на возможные замещения, не выступать в роли «хранителя» раз и навсегда заведенного порядка. И не следует сразу после окончания игры (в воображении ребенка она еще живет), немедленно все расставлять по местам. Например, Саша «плывет» в «пироге» (перевернутая скамейка) по Амазонке. Игра в полном разгаре, но пора ужинать, вся семья ждет. Мама предлагает «причалить» к берегу, где «у костра» готов ужин. И ребенок спокойно переключается на семейную трапезу, зная, что потом можно «доиграть», потому что «пирога», «крокодилы», «пираньи», все что отражает полет фантазии и поддерживает ее, останется на месте.

Часто в процессе игры появляется потребность в предметах, которые легко смастерить. И тут незаменима помощь взрослых. «Я -доктор, и мне нужны очки!»- заявляет Лиза и пытается «узурпировать» бабушкины очки. «Стойте, стойте, доктор, - возражает бабушка. - Вам мои очки не подойдут: вы в них ничего не увидите. Как же будете лечить больных? Но я работаю в магазине «Оптика», где делают очки. Где у вас рецепт на очки?» Далее следует изготовление очков из картона. А Артем построил горную дорогу. Надо везти грузы в далекий аул. Папа пришел на помощь: «Надо сделать трайлер!» Но из чего? Мама подсказала: из футляра от зубной пасты. И закипела работа... Как сделать, чтобы колеса крутились, чтобы дверца в кабине открывалась?

Казалось бы, мелочь - помочь ребенку оснастить свою игру. А у родителей, думающих о развитии детей, это превращается в «школу» воспитания воображения, ума, смекалки, сотрудничества и многого другого. Но главное, родители демонстрируют уважение к игре ребенка, а следовательно, и к нему самому, его увлечениям, интересам, переживаниям. И словом, и делом они укрепляют в сознании ребенка представление о том, что игра - это серьезно. А потом он перенесет серьезное отношение на другие виды деятельности.

Правда, во многих семьях достаточно распространенным является взгляд на детскую игру как на пустое занятие: «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Отсюда - некорректные замечания, требования, комментарии детской игры («Зачем перевернул стул? Ах, ему понадобилась пушка! И в кого же ты решил стрелять? Что-то я не вижу здесь неприятеля!»). Родители часто не видят ничего зазорного в том, что резко вмешиваются в игру («Хватит играть! Сколько можно тебя ждать за столом?»). А ведь игра ребенка - это деятельность не напоказ, дети не любят играть, если за ними кто-то наблюдает. Поэтому дома дети облюбовывают для игры укромные уголки (за креслом, под столом, на подоконнике).

Особым «гонениям» подвергается игра старших дошкольников: родителям хочется «заменить» ее занятиями, которые, с их точки зрения, готовят ребенка к школе. Подобное несправедливое отношение родителей к игре старших дошкольников - свидетельство недопонимания ими ее места в формировании таких ценных качеств, от которых напрямую зависят будущие успехи в школе. Любая игра учит ребенка управлять своим поведением: «учительница» вынуждена отказаться от своих капризных наклонностей, а «капитану» следует вырабатывать у себя решительность, «командный» строгий тон, а значит, учиться преодолевать свою застенчивость. А если ребенок играет с друзьями, то приходится особенно тщательно следить за своими словами, репликами, действиями, в чем-то уступать партнерам, иначе игра разрушится. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях они еще «не доросли», а именно, в отношения взаимного контроля и помощи, соподчинения, требовательности.

В.В.Давыдов изучал важнейшее свойство воображения, которое развивается в игре, но без которого не может состояться учебная деятельность. Это способность переносить функции с одного предмета на другой, не обладающий этими функциями (карандаш становится ложкой, ножом, дирижерской или волшебной палочкой, королевским жезлом и пр.). Благодаря этой способности дети используют в игре предметы-заместители, символические действия. Широкое использование предметов-заместителей в игре в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения, например моделями, схемами, символами и знаками, что потребуется в учении.

Какие виды игры в наибольшей степени можно считать домашними? Бесспорно, что все виды должны занимать достойное место в семейном воспитании, ибо каждая их них обладает своим преимуществом в развитии у детей тех или иных ценных качеств и свойств. Вот, например, игры с конструктивным материалом. Какой простор для развития мышления, пространственного воображения, творчества они представляют! Однако в семье конструкторы покупают преимущественно мальчикам, ограничиваются каким-то одним типом конструктивного материала, не обучают детей техническим умениям, без чего поделки бедны по замыслу и воплощению.

Подбирая ребенку настольно-печатные игры, необходимо задумываться о разнообразии их типов. Овладев умениями, заложенными в определенном типе игры (лото, гусек, разрезные картинки, домино), ребенок легко перенесет их на аналогичный, даже если игра будет иного содержания. Научить ребенка навыкам разных типов игр - задача родителей, являющихся «первыми учителями» малыша. Многие настольно-печатные игры требуют партнера (партнеров), в таком качестве сначала выступают родители. Научившись играть с родителями, ребенок оказывается способным взаимодействовать с другими детьми. А это поднимает его статус как в собственных глазах, так и среди сверстников. Но способы взаимодействия, которые он перенесет на самостоятельные игры с другими детьми, зависят от того, как вели себя взрослые, играя с ребенком. А именно: как вводили ребенка в игру, как учили соблюдать правила, выигрывать и проигрывать. И здесь перед родителями встает вечная дилемма поддаваться ребенку или играть серьезно, на равных? Ответ может быть один только на равных, но естественно, страхуя ребенка на первых порах от «зевков», неправильных действий. А потом - все по справедливости, не уступая ребенку первый ход, а используя жеребьевку, считалку. Выигрыш - радость для ребенка, она тем сильнее, чем труднее была победа. Но жизнь не строится на одних удачах. Настольно-печатные игры, как и другие игры с правилами, учат ребенка достойно принимать поражение, тем более что остается надежда выиграть в следующий раз.

Включение игры в канву семейной жизни служит оптимизации эмоциональных взаимоотношений в семье. В исследовании Г.Н. Гришиной убедительно показано, что широкий простор в этом плане дают народные игры. Будучи богатыми по содержанию, формам, построению, разнообразию действий играющих, они легко могут быть использованы в самых различных ситуациях, без привязки к определенным месту и средствам. Другими словами, они обладают универсальностью, что важно знать родителям. Народными играми можно «скрасить» многие малопривлекательные моменты в жизни ребенка (ожидание приема у врача, длительная дорога, постельный режим при болезни). Преодолению эмоциональной отчужденности между родителями и ребенком помогают театрализованные игры. На эту тему проведено интересное исследование Р. К. Сережниковой.

Итак, родителям необходимо играть с ребенком. Без этого он не сможет полноценно овладеть игровой деятельностью, а будет только манипулировать игрушками. Но, обратите внимание, нужно именно играть, а не включаться в игру по родительскому долгу. Не снисходить до детской игры, не ставить условий (например, «поиграю только 10 минут»), а входить в замысел ребенка, тактично направлять его, перевоплощаться в образ, в общем - играть на равных, как того требуют партнерские отношения. Ребенок очень ценит, когда взрослый соглашается играть с ним, отложив свои серьезные дела. Он интуитивно понимает, что к нему отнеслись как к равному, значимому: не пожалели своего «взрослого» времени. Это поднимает его в собственных глазах. И конечно, наполняет сердце любовью к родителям.

 

5. Наказание, поощрение, прощение как методы домашнего воспитания

В семье наиболее распространенными мерами воздействия на детей являются наказание и поощрение - метод кнута и пряника, возникший в глубокой древности.

В педагогике издавна ведется полемика о том, являются ли наказания необходимыми при воспитании детей В.А. Сухомлинский выступал как решительный противник наказания Он считал, что маленьких детей надо воспитывать только добром и лаской, целесообразно организовав их жизнь в семье, детском саду, школе. А.С. Макаренко придерживался той точки зрения, что без наказания можно обойтись, если с первых лет жизни приучать ребенка к режиму, выполнению требований, делать это терпеливо, без раздражения.   По мнению А.С. Макаренко, безнаказанность вредна: там, где наказание нужно, оно является таким же естественным методом, как любой другой метод воспитания.

Сравните эти две точки зрения и сформулируйте свою позицию.

Традиционно наказание рассматривается как такое воздействие на ребенка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен в русской пословице: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать - значит помочь ребенку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. Под влиянием наказания у ребенка должно укрепиться стремление поступать впредь соответственно с установленными правилами. Итак, наказание - это не столько действие со стороны взрослого, сколько то, что происходит в наказываемом ребенке, то, что он при этом переживает. С психологической точки зрения наказание - хорошо известное каждому человеку неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется скорее избавиться и никогда больше не переживать. Поэтому не следует напоминать ребенку о прошлых наказаниях, упрекать ими.

Если ребенок не чувствует свою вину, не осознает, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с близкими людьми, наказание будет восприниматься им как акт насилия, вызовет лишь обиду, досаду, злость против того, кто это совершает. Следовательно, неправильное использование наказания приводит к тому, что этот метод теряет педагогический смысл. Однако далеко не всякий детский проступок требует наказания. Следует иметь в виду возрастные особенности маленьких детей, которые могут быть причиной проступка (например, недостаточная координация движений, эмоциональность, несбалансированность процессов возбуждения и торможения, подражательность, любознательность и многое другое). Поэтому иногда достаточно ограничиться репликой, замечанием. Часто ребенок своим поступком сам наказывает себя, поэтому больше нуждается в сочувствии и утешении со стороны взрослых, чем в карательных мерах. Например, неосторожно ткнул пальцем в красивый воздушный шар, и тот лопнул; полез в лужу за корабликом, упал, промок... Если ребенок ждет за каждую ошибку наказания, то страх парализует его стремление самому строить свое поведение. Боясь наказания, он будет обманывать взрослых, хитрить, изворачиваться.

В практике семейного воспитания неправильное использование наказания проявляется в том, что родители часто наказывают ребенка в состоянии раздражения, усталости, по подозрению, суммируют несколько проступков для наказания. Ребенок не понимает справедливость подобных наказаний, поэтому они порождают новый конфликт в отношениях с родителями. Недопустимы наказания трудом («сломал игрушку - иди убирайся в своей комнате»), наказания, вызывающие страх («сиди один на темной террасе»). Грубая брань, оскорбления, обидные прозвища травмируют психику ребенка, ослабляют его волю, вызывают недобрые чувства к взрослым.

Особо следует сказать о телесных наказаниях, от которых страдают многие современные дети в своих семьях. Почему на пороге XXI в. о физических наказаниях в условиях семьи заговорили на международном уровне, что отразилось в «Конвенции о правах ребенка» (1989)? Дело в том, что многим родителям не хватает элементарных знаний об особенностях развития маленького ребенка, выдержки и терпения в его воспитании. Другие находятся в плену иллюзии относительно того, что с помощью физических наказаний удается достаточно быстро добиться послушания ребенка, забывая при этом о постоянном повышении «дозы» воздействия. Третьи просто морально деградировали, отсюда жестокие побои и истязания маленьких детей. Отметим, что любые телесные наказания (даже «невинные» шлепки) перечеркивают всю воспитательную работу с ребенком. Дети, подвергающиеся дома побоям, не верят в доброе слово взрослых, скептически воспринимают такие моральные нормы, как «не обижай маленьких, помогай слабым». После розги и ремня дети не чувствительны к другим мерам воздействия.

Возможны наказания в виде лишения развлечений, отстранения от какой-то деятельности («Ссоришься и споришь с детьми - посиди, подумай, кто не прав: ты или твои товарищи»). В отдельных случаях уместен метод естественных последствий: забрызгал зеркало - вытри, насорил - убери. Старшие дети чувствительны к лишению доверия. («Не могу пустить тебя одного во двор, в прошлый раз ты выбегал за мячом на проезжую часть улицы»). Дети тяжело переживают изменение отношения к себе. Поэтому в качестве наказания взрослые могут проявить к ребенку сдержанность, некоторую официальность, холодность. Так, пятилетний ребенок говорит: «Я не люблю, когда папа называет меня Александром: значит, он на меня сердится».

Поощрение как воспитательное средство более действенно, чем наказание. Стимулирующая роль поощрения заключается в том, что в нем содержится одобрение действия, способа поведения ребенка. Значит, поощрение ориентирует на хорошее, доброе в развивающейся личности и закрепляет стремление и продвижение ребенка в этом направлении. Переживание радости, удовлетворения от одобрения его усилий, стараний, достижений вызывает у ребенка бодрость, способствует благоприятному самочувствию. В гамме этих чувств и переживаний, испытываемых ребенком от поощрения, значительное место занимает осознание радости, которую он принес близким и любимым людям своими действиями, поступками, словами. Если же похвала, подарок (сладости, игрушка) становятся для ребенка самоцелью поведения, взаимоотношений с родными людьми («Что вы мне за это дадите?»), то это свидетельствует о том, что в воспитании не все ладно.

Информация о работе Воспитание ребенка в семье