Воспитание в первобытном обществе и Древнем мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 17:13, контрольная работа

Описание работы

Вопрос о возникновении воспитания имеет большое принципиальное значение. По-разному к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие на марксистско-ленинских методологических позициях. Несмотря на то что среди буржуазных социологов существуют различные мнения по этому вопросу, всем им свойственно игнорирование тесной связи, которая существовала между экономической жизнью и трудовой деятельностью первобытных людей и воспитанием детей на самой ранней ступени общественного развития. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека, что ведет к игнорированию социальной сущности воспитания, к биологизации воспитательного процесса.
Оперируя тщательно собранным фактическим материалом о наличии в животном мире «заботы» старших поколений о передаче младшим навыков приспособления к окружающей среде, сторонники таких концепций отождествляют инстинктивные действия животных с воспитательной практикой первобытных людей и приходят к неверному выводу о том, что единственная основа воспитания - инстинктивное стремление людей к продолжению рода и закон естественного отбора.

Файлы: 1 файл

котр.раб.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.

 

 

         Вопрос о возникновении воспитания имеет большое принципиальное значение. По-разному к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие на марксистско-ленинских методологических позициях. Несмотря на то что среди буржуазных социологов существуют различные мнения по этому вопросу, всем им свойственно игнорирование тесной связи, которая существовала между экономической жизнью и трудовой деятельностью первобытных людей и воспитанием детей на самой ранней ступени общественного развития. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека, что ведет к игнорированию социальной сущности воспитания, к биологизации воспитательного процесса.

    Оперируя тщательно собранным фактическим материалом о наличии в животном мире «заботы» старших поколений о передаче младшим навыков приспособления к окружающей среде, сторонники таких концепций  отождествляют инстинктивные действия животных с воспитательной практикой первобытных людей и приходят к неверному выводу о том, что единственная основа воспитания - инстинктивное стремление людей к продолжению рода и закон естественного отбора.

    Советская история педагогики, объясняя происхождение воспитания, опирается на учение классиков марксизма-ленинизма о развитии общества и человека как природного и социального существа.

    Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Ф. Энгельс в своей классической работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал: «труд создал самого человека». Биологические предпосылки становления человека могли послужить основой для перехода от животного состояния к человеческому благодаря труду. Человеческое общество возникло с того времени, как началось изготовление человеком орудий труда.

    Трудовая деятельность первобытных людей, направленная на удовлетворение их естественных потребностей выживания и размножения, преобразовала животного в человека, создала человеческое общество, в котором формирование человека стало определяться социальными закономерностями. Применение примитивных орудий труда и все расширяющееся и усложняющееся сознательное изготовление их повлекли за собой необходимость передачи трудовых знаний, умений и опыта подрастающим поколениям.

    Сначала это происходило в процессе трудовой деятельности, всей бытовой и общественной жизни. В дальнейшем воспитание становится особой сферой деятельности и сознания человека.

 

КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ

 

         В историко-педагогической науке сложилось несколько концепций происхождения воспитания в человеческом обществе. Сторонники эволюционно-биологической концепции (Ш. Летурно, А. Эспинас) отождествляют инстинктивные действия животных с воспитательной практикой первобытных людей и приходят к выводу о том, что единственная основа воспитания - инстинктивное стремление людей к продолжению рода и закон естественного отбора. 
    Сторонники психологической концепции (П. Монро и др.) считают, что основой воспитания является инстинктивное стремление детей активно подражать старшим. В основе социально-экономической концепции лежит утверждение о том, что основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Применение примитивных орудий труда и все расширяющееся и усложняющееся сознательное изготовление их повлекли за собой необходимость передачи трудовых знаний, умений и опыта подрастающим поколениям. 
    Сначала это происходило в процессе трудовой деятельности, всей бытовой и общественной жизни. В дальнейшем воспитание становится особой сферой деятельности и сознания человека. Концепция антропосоциогенеза органически соединяет в себе три предыдущие концепции. 
    На самых ранних ступенях развития общества, в период первобытнообщинного строя, условия жизни были очень тяжелыми, и, чтобы выжить, людям нужно было держаться всем вместе, трудиться только коллективно. Все в этом обществе было коллективным, не существовало социального неравенства и классов, люди жили в общих жилищах и сообща воспитывали детей, которые принадлежали всему роду. 
    Начало становления воспитания как общественного явления было связано с усложнением деятельности по передаче подрастающим поколениям накопленного социального опыта. Эта передача носила объективный характер и реализовалась на практике как подготовка молодежи к взрослой жизни. В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании пропитания — собирали съедобные растения, плоды. С возрастом степень их участия в совместном труде со взрослыми увеличивалась. Вместе со старшими и под их руководством дети и подростки приобретали необходимые жизненные и трудовые умения и навыки. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться, стрелять излука, ездить верхом; девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием; с развитием ремесел обучали их ремеслам. 
    Дети являлись непременными участниками общинных праздников, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения. Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывать у младших почитание старших и умерших.  
    Первой формой педагогической культуры, существовавшей в первобытном обществе, была народная педагогика, включавшая простые педагогические представления, взгляды, идеи, которые наиболее полно проявлялись в трудовой деятельности, в традициях, ритуалах, обычаях, играх, праздниках, устной народной молве, общественно-коллективном и семейно-родовом укладе жизни. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество: предания, песни и другое. 
    Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством самых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась посвящением, состоявшим из публичных испытаний, в которых проверялась готовность молодежи к выполнению обязанностей взрослого члена родового общества. 
    В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным (девять- одиннадцать лет). Самые младшие мальчики и девочки воспитывались под присмотром женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. Дети проводили много времени в играх, в которых имитировали жизнь взрослых. 
    Взрослея, мальчики больше времени проводили с мужчинами, приучались к охоте, рыболовству и другим видам трудовой деятельности. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства. В раннюю первобытную эпоху воспитательное воздействие было минимальным. Маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были жестокими. 
    В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и усиление социального антагонизма ужесточили формы и методы воспитания. Чаще стали применяться физические наказания. Коллективная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школы, организованные для воспитания «общественного» человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, знанию обрядов. Основной формой воспитания были совместные игры и занятия. 
    В условиях матриархата до 7—8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, в старшем возрасте — раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи для девочек и мальчиков становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи — для бедных и для состоятельных членов общины. 
    Все подростки обоего пола, достигшие 10—15 лет, проходили инициацию — процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и сложной: проверялась трудовая, нравственная и физическая подготовка. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Ей приписывалась таинственная сила. 

 

 

 

ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ КАК ОСОБОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

    Тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (40-35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности.

    Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Смысл существования предков человека был предопределен его миросозерцанием. Окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались только на уровне обыденного сознания. Они сводились к практическому воспитанию и проявлялись в традициях и фольклоре.

    Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Поначалу воспитание не являлось особым видом деятельности и сводилось к передаче жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло в эпоху выделения человека из животного мира, т.е. 2-3 млн. лет назад.

    Выделение человека из животного царства сопровождалось постепенным переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам современных людей следовало хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, быть сильными и выносливыми. Мощным средством передачи опыта собирательства и охоты стала возникшая у них речь. Мало-помалу воспитание как передача опыта из поколения в поколение начало приобретать черты особого вида деятельности. Прежде всего, оно являлось частью повседневной борьбы за выживание.

   Существенной предпосылкой и фактором становления воспитания как особого вида деятельности оказалась эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи. Потребность поддерживать и совершенствовать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению побуждала развивать воспитание как специфический род деятельности. Воспитание возникло из потребности людей в общении и оказалось тесно связанным с эволюцией форм примитивного труда.

    Изготовление и использование орудий труда являлись непременными условиями существования древних. Для этого была необходима передача соответствующего опыта. Без помощи старших дети таким опытом овладеть не могли. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей, по мере усложнения орудий труда и самого труда, неизбежно возрастала.

    На заре истории специфической особенностью человечества являлось групповое, коллективное начало в воспитании. Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни. Единственными и почти абсолютными ориентирами дифференциации воспитания оказывались пол и возраст детей. Воспитание проистекало из общинного образа жизни, питая и цементируя подобный способ существования.

    С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания начался новый этап.

 

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

 

    В 9-8-ом тысячелетиях до нашей эры в ряде регионов мира, в частности, Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Эти процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания.

    Из всеобщего, равного, контролируемого общиной, воспитание превращается в сословно-семейное. Дети воспитывались, прежде всего, на примере родителей. Воспитание представителей различных страт - вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины - приобретает заметные различия. В семьях элиты увеличивается срок детства и соответственно усиливается воспитательное воздействие на подрастающие поколения.

    Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл. У африканских готтентотов, например, матери произносили над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотником. Нравственным назиданиям родителей также придавался магический смысл. Так, у австралийских туземцев ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: " Будь добрым, не бери чужого".

    Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как действовать палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых было механическое повторение.

Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредоточивается в руках специально назначаемых для этого лиц.

В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины предоставлялась значительная свобода в поведении. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания (удар палкой по следу ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание.

В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и рост социальных антагонизмов ужесточили воспитание. Часто стали применяться физические наказания.

    Коллективная традиция воспитания на исходе первобытно-общинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия.

    Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7–8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин; в старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи для бедных и для состоятельных членов общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка), племени майори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины.

    Все подростки обоего пола, достигшие 10-15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и сложной. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, и сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Ей приписывалась таинственная сила. Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т.д., программа для девочек - приобретение навыков ведения домашнего хозяйства. Запоминание наставления, закрепление определенных навыков сопровождались болевым ощущением от удара, щипка, укола, нанесенных наставником.

 

ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.

         В патриархальном древнеегипетском обществе отцы воспитывали детей. Да-да, именно отцы, т.к. прежде всего на мужчинах лежала эта почетная обязанность по воспитанию подрастающего поколения. 
    Прежде всего, детей должно было быть много, т.к. детская смертность была довольно высокой. Египтяне интересовались своим будущим и будущим своих детей, поэтому, как только ребёнок рождался, в «Доме жизни», где регистрировали ребенка, составлялся гороскоп, по первому крику новорожденного определялось, выживет он или умрёт. Обычно ребёнок оставался при матери, которая носила его в особой сумке, висящей на шее спереди, чтобы руки были свободны. Царицы и другие знатные дамы не обременяли себя: детей воспитывали кормилицы и няньки, а после 5 лет - воины и жрецы. 

Информация о работе Воспитание в первобытном обществе и Древнем мире