Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 17:13, контрольная работа
Вопрос о возникновении воспитания имеет большое принципиальное значение. По-разному к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие на марксистско-ленинских методологических позициях. Несмотря на то что среди буржуазных социологов существуют различные мнения по этому вопросу, всем им свойственно игнорирование тесной связи, которая существовала между экономической жизнью и трудовой деятельностью первобытных людей и воспитанием детей на самой ранней ступени общественного развития. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека, что ведет к игнорированию социальной сущности воспитания, к биологизации воспитательного процесса.
Оперируя тщательно собранным фактическим материалом о наличии в животном мире «заботы» старших поколений о передаче младшим навыков приспособления к окружающей среде, сторонники таких концепций отождествляют инстинктивные действия животных с воспитательной практикой первобытных людей и приходят к неверному выводу о том, что единственная основа воспитания - инстинктивное стремление людей к продолжению рода и закон естественного отбора.
Дети начинали обучение в храмовых школах
с 5 лет, учителями были жрецы, обучение
длилось 12 лет.
В 5 лет мальчик получал первую
набедренную повязку и ему делали обрезание
(первая инициация). Мальчиков и девочек
коротко стригли, до совершеннолетия мальчики
носили "локон юности" - боковую косичку,
который при второй инициации, посвящался
местному богу. Наследные принцы, как и
дети военных, также обучались при храмовых
школах, но помимо прочих предметов, военному
делу уделялось особое внимание.
В Древнем Египте был достаточно высок
уровень семейного воспитания и обучения.
Отношения между женщиной и мужчиной в
семье строились на равноправной основе,
поэтому и девочкам, и мальчикам в этих
условиях уделялось равное внимание.
Судя по древнеегипетским папирусам,
египтяне уделяли детям много внимания,
поскольку по их верованиям именно дети
могли дать родителям новую жизнь, совершив
погребальный обряд.
Как бы ни был силен консерватизм древнеегипетской
цивилизации, в ее недрах шли процессы,
свидетельствовавшие о пересмотре идеалов
личности, а с ними и целей воспитания.
Из текста одного из древних папирусов,
относящегося к 1-му тысячелетию до н. э.,
видно, что уже тогда в Египте имелись
разные точки зрения относительно того,
каким надлежит быть человеку. Автор, очевидно,
спорит с теми, кто отходит от традиционной
приверженности идеалу покорности и безынициативности:
«Человек, живущий в вере, подобен растению,
находящемуся в теплице». Однако эту мысль
он подробнее не раскрывает.
Нравственное воспитание в
Древнем Египте осуществлялось преимущественно
через заучивание различного рода моральных
наставлений.
История Древней Индии
распадается на две главные эпохи: дравидско-арийскую
и буддийскую, рубежом между которыми
является VI в. н. э.
Цивилизация дравидских племен - коренного
населения Индийского полуострова до
первой половины 2-го тысячелетия до нашей
эры - соответствовала культурному уровню
первых государств Двуречья. Воспитание
и обучение носили семейно-сословный характер,
причем роль семьи была первостепенной.
Школьное образование в долине Инда, скорее
всего, появилось в доарийский период
в городах Хараппской культуры (3-2-е тысячелетия
до н. э.), имевших довольно тесные связи
с государствами Месопотамии. История
сохранила об этой культуре мало сведений.
Несколько сотен печатей с надписями на
своеобразном письме, глиняные чернильницы
для письма - вот, пожалуй, и все вещественные
памятники образования тех времен. Фактически
древнейшими документами об образования
в Индии являются ведийские упанишады
священные наставления, относящиеся к
VIII-VII вв. до нашей эры.
В течение 2-1-го тысячелетий до нашей эры
территория Индии осваивалась арийскими
племенами. На базе отношений коренного
населения с завоевателями ариями возник
строй, позднее получивший название кастового.
Население было поделено на четыре основные
касты, или варны. Три высших касты составили
потомки ариев: брахманы (жрецы), кшатрии
(воины), вайшьи (земледельцы-общинники,
ремесленники, торговцы). Четвертой –
низшей кастой – являлись шудра (наемные
работники, слуги, рабы). Наибольшими социальными
привилегиями пользовались брахманы.
Кшатрии - профессиональные воины - в мирное
время содержались за счет государства.
Вайшьи относились к свободной трудовой
части населения. Шудры не имели никаких
прав, у них были одни лишь обязанности.
Совершенно жалкое существование влачили
потомки дравидов – так называемые парии.
Кастовый строй наложил специфический
отпечаток на развитие воспитания и обучения
в Древней Индии.
Другим не менее важным фактором генезиса
воспитания и образования оказалась религиозная
идеология: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую
эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий
период.
В дравидско-арийскую эпоху сложились
достаточно устойчивые представления
о том, каким должно быть воспитание и
обучение.
Эти представления основывались на идее,
что каждый должен развивать свои нравственные,
умственные и физические качества так,
чтобы сделаться органичным членом своей
касты. У брахманов ведущими качествами
считались интеллектуальные достоинства,
у кшатриев - сила и мужество, у вайшьи
- трудолюбие и терпение, у шудры - покорность.
Сформировался и взгляд на идеальное
воспитание (претендовать на такое воспитание
могли лишь высшие касты). Согласно этому
взгляду человек рожден для насыщенной
счастливой жизни. Воспитание предусматривало
умственное развитие (ясность суждений
и рассудочное поведение), духовность
(способность к самопознанию), физическое
совершенство (закаливание, владение собственным
телом), любовь к природе и прекрасному,
самообладание и сдержанность. Наивысшим
проявлением нравственного поведения
считалось содействие общему благу.
Развернутые характеристики такого идеального
воспитания мы находим в древних сказаниях
и эпосе. Так, в сказании индоарийцев "Бхагавата
пурана" дано подробное описание образцов
воспитания божественного и мудрого Кришны.
Эпический царь - воин и пастух - рос среди
сверстников в совместных с ними играх
и труде. Позже родители отдали его в учение
мудрому брахману. Вместе с друзьями Кришна
более двух месяцев усердно изучал веды
и сделался знатоком всяческих разнообразных
умений и искусств, и овладел людской премудростью.
Носителем идеального воспитания служил
также Рама - герой другого древнеиндийского
эпоса - "Махабхараты". Вот каким был
этот образец человеческого совершенства:
« Никто не мог сравниться с царевичем
в силе и отваге, и всех превзошел Рама
и ученостью, и воспитанием, и мудрым разумением.
Исполненный добродетелей, он никогда
не кичился и не выискивал пороков у других.
Чистый душою, он был приветлив и кроток
в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен
со старшими. Постоянно в часы отдыха он
упражнялся в воинском искусстве, он вел
полезные беседы с умудренными возрастом,
наукой и опытом мужами. Он знал веды, законы
и обычаи, был красноречив и рассудителен
и никогда не уклонялся с пути долга".
Своеобразной священной и одновременно
учебной книгой была также "Бхагавадгита"
(1-е тысячелетие до нашей эры). В ней предлагались
образцы содержания и путей воспитания
и образования. "Бхагавадгита" написана
в форме бесед мудрого учителя с учеником.
В образе наставника предстает божественный
Кришна, в образе ученика - царский сын
Арджуна. Попадая в сложные жизненные
обстоятельства, Арджуна ищет и находит
у Кришны разъяснения для выхода из создавшегося
положения, поднимаясь на новый, более
высокий уровень познания и поведения.
Алгоритм приобретения знаний выглядит
так: поначалу целостное изложение учителем
новых знаний, затем дробный анализ; раскрытие
отвлеченных понятий сопровождается рассмотрением
конкретных примеров.
К середине 1-го тысячелетия до нашей эры в Индии сложилась определенная
традиция семейно-общественного воспитания.
На первой ступени - в семье - систематическое
обучение не предусматривалось. Для трех
высших каст оно начиналось после особого
ритуала посвящения во «взрослые» и ученики
- упанаямы. Не прошедшие инициацию становились
отверженными, их лишали права иметь супругами
представителей своей касты, получать
дальнейшее образование. Так в индоарийском
обществе контролировались результаты
семейного воспитания, и складывалось
отношение к ученичеству как закономерному
этапу в жизни человека.
Порядок упанаямы и содержание дальнейшего
обучения для представителей высших каст
не были одинаковыми. Так, для брахманов
срок инициации приходился на 8-летний
возраст, для кшатриев - на 11-летний, для
вайшьев - на 12-летний. Программа образования
брахманов была более полной. У кшатриев
и вайшьев программа отличалась меньшей
насыщенностью, но большей профессиональной
направленностью. Кшатрии обучались военному
искусству, вайшьи - сельскохозяйственным
работам и ремеслам. Длительность обучения
обычно не превышала восьми лет. Но в исключительных
случаях оно продлевалось еще на 3-4 года.
Ученичество считалось отдельным важным
периодом в жизни человека. Хотя формально
все высшие касты имели право на полноценное
(брахманское) образование, на практике
вайшьи купцы и ремесленники в силу своей
занятости обычно не пользовались этим
правом. Военачальникам и царям (кшатриям)
тоже было недосуг, поскольку свое свободное
время они посвящали развлечениям.
ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ.
В основе богатых и своеобразных педагогических
традиций Древнего Китая, как и других
первых человеческих цивилизаций, лежит
опыт семейно-общественного воспитания,
уходящий корнями в первобытную эпоху.
Жизнь в любой семье протекала под знаком
сложившихся веками обычаев и представлений.
Так, считалось, что у каждого дома есть
свой покровитель (цзаован), который оценивает
поведение, труд и прилежание домочадцев.
Всем членам семьи следовало соблюдать
определенные правила и ограничения, например,
запрет на бранные слова, поступки, которые
могут повредить старшим и остальным родственникам.
Людям представлялось, что существуют
божества, следящие за нравственностью
на земле. Подобный настрой усиливала
непременная атрибутика в жилище - картинки
с изображениями нравоучительных сценок.
В Китае веками складывался педагогический
идеал, который предусматривал воспитание
начитанного, внешне вежливого, обладающего
внутренним самообладанием человека,
умеющего "заглянуть глубоко в себя
и установить мир и гармонию в своей душе".
В основе воспитательных отношений лежало
уважение младших к старшим. Наставник
почитался, как отец. Деятельность учителя
считалась весьма почтенной. Приобретение
образования было делом крайне важным.
Согласно древним книгам, первые школы
в Китае появились в 3-м тысячелетии до
нашей эры. Они назывались сян и сюй. Сян
возникли на месте прибежищ для престарелых,
бравшихся обучать и наставлять молодежь.
В сюй поначалу учили военному делу, в
частности, стрельбе из лука. Позже для
обозначения учебного заведения пользовались
словом сюэ (учить, учиться). Первые свидетельства
о сюэ содержатся в отдельных надписях
эпохи Шан (Инь) (XVI-XI вв. до нашей эры). В
тогдашних сюэ учились лишь дети свободных
и состоятельных людей. В программу обучения
и воспитания входили шесть искусств:
мораль, письмо, счет, музыка, стрельба
из лука, управление лошадью.
Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI-III
вв. до нашей эры). В этот период в школах
обучались дети из высокопоставленных
слоев (госюэ) и менее родовитой знати
(сансюэ): госюэ - в столице, сансюэ - в провинциальных
городах.
Главной целью обучения было освоение
иероглифического письма. Ко времени возникновения
первых школ иероглифическим письмом
владели немногие - так называемые пишущие
жрецы. Умение пользоваться иероглификой
передавалось по наследству и распространялось
в обществе крайне медленно. Первые иероглифы
были высечены на черепашьих панцирях
и костях различных животных. Начиная
с X века до нашей эры, стали появляться
иероглифы на бронзовых сосудах. В VIII в.
до н.э. - начале новой эры для письма - стали
использовать расщепленный в пластины
бамбук и шелковую ткань, на которых писали
соком лакового дерева с помощью заостренной
бамбуковой палочки. После того, как в
начале II в. н. э. стали изготовлять бумагу
и тушь, процесс написания иероглифов
и обучения иероглифическому письму стал
более простым.
Подход к школьному обучению в Древнем
Китае сводился к краткой, но емкой формуле:
легкость, согласие между учеником и учителем,
самостоятельность школяров. Наставник
заботился о том, чтобы научить своих питомцев
самостоятельно ставить и решать различные
вопросы.
Китай стоит в ряду древних цивилизаций,
где были сделаны первые попытки теоретически
осмыслить воспитание и образование. Основные
философские школы сформировались в Китае
к VI веку до нашей эры. К ним относились:
даосизм, буддизм и конфуцианство.
Наиболее архаичные традиции были свойственны
даосизму (основатель Лаоцзы - VII в. до нашей
эры). Даосизм рассматривал образование
как нечто искусственное на пути к гармонии
человека и неба. Основное внимание уделялось
опрощению, сближению с природой с помощью
таких приемов, как молчание и бездеятельность.
Буддийская педагогическая традиция
пришла в Китай из Индии.
Наибольшее воздействие на развитие педагогической
мысли оказали Конфуций и его последователи.
Конфуций (551-479 гг. до нашей эры) создал
свою школу, где, по преданию, прошли обучение
до 3 тыс. учеников. В дальнейшем мыслитель
почитался как божественный покровитель
науки и образования. Методика преподавания
в школе Конфуция предусматривала диалоги
учителя с учениками, классификацию и
сравнение фактов и явлений, подражание
образцам.
Конфуций обобщил опыт воспитания и образования
Древнего Китая и высказал собственные
оригинальные идеи в этой области.
В основе идей лежали общефилософские
и социальные воззрения. Конфуций рассматривал
воспитание, нравственное самосовершенствование
как существенные факторы человеческого
бытия, непременные условия благополучия.
Стабильность общества, считал Конфуций,
покоится на воспитании согласно социальному
назначению: "Государь должен быть государем,
сановник - сановником, отец - отцом, сын
- сыном".
Философский смысл заложен в постановке
Конфуцием проблемы роли природы и общества
в воспитании. Природа человека - тот материал,
из которого при правильном воспитании
можно формировать идеальную личность.
Усматривая в воспитании огромную созидательную
мощь, Конфуций, однако, не считал его всесильным,
увязывая конечный педагогический результат
с наследственностью.
Развивая этот тезис, Конфуций отмечал,
что возможности людей от природы неодинаковы.
Он различал обладателей высшей врожденной
мудрости ("сыны неба", "правители"),
тех, кто достигает знания благодаря учению
и вопреки ограниченным природным задаткам
("благородные мужи", "опора государства"),
людей, не способных к трудному процессу
постижения знаний ("чернь").
Идеально воспитанный человек, по Конфуцию,
должен обладать высокими качествами:
благородством, стремлением к истине,
правдивостью, почтительностью, богатой
духовной культурой. По сути, философу
принадлежит едва ли не первая в истории
человечества идея всестороннего развития
личности, где преимущество перед образованностью
отдается нравственному началу. Программой
нравственного, умственного, эстетического,
физического развития предусматривалось
обучение "сынов неба" и "благородных
мужей" упомянутым "шести искусствам".
Классический труд, в котором нашли отражение
педагогические взгляды Конфуция, - это
трактат "Беседы и суждения" ("Лунь
юй"). В нем воспроизведены беседы философа
с учениками. Начиная с II в. н. э. трактат
был обязательным для заучивания наизусть
в школе.
Приведем некоторые изречения из этой
книги, определявшие высокое назначение
и принципы воспитания и обучения: "Учиться
и не размышлять - напрасно терять время,
размышлять и не учиться - губительно",
"Если не можешь совершенствоваться
сам, то как ты сможешь совершенствовать
других людей?", "Учиться без пресыщения",
"Учиться и время от времени повторять
изученное".
Последователями Конфуция на протяжении
четырех веков был составлен трактат "Книга
обрядов" (IV-I вв. до н. э.). В этой книге
школьное образование признается необходимым
и первостепенным для человека: "Думай
о том, чтобы постоянно пребывать в учении".
В книге изложена система педагогических
принципов, методов и приемов.
В трактате есть глава "Об учении", где
содержится развернутая характеристика
дидактических идей в духе конфуцианства.
В главе излагаются задачи и программа
9-летнего образования и воспитания. Начинать
обучение предлагалось в возрасте 7-8 лет.
После первого учебного года выясняли,
умеет ли школьник читать и каковы его
способности, через три года - питает ли
ученик склонность к учению, приятно ли
ему общество товарищей, через пять лет
- насколько глубоки его знания и сильна
привязанность к наставнику, через семь
лет - способен ли он к рассудочным суждениям
и умеет ли выбирать друзей, и, наконец,
через девять лет выпускник школы должен
был "твердо стоять в науке".
По-своему развили конфуцианский взгляд
на воспитание и образование, китайские
мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372-289 гг. до нашей
эры) и Сюнъцзы (Сюнь Куан) (298-238 гг. до н.
э.). Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвигал
тезис о доброй природе человека, и потому
определял воспитание как формирование
высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив,
придерживался взгляда о злой природе
человека и задачу воспитания видел в
преодолении злого начала.
Перу неизвестного последователя Конфуция
и Мэнцзы принадлежит трактат "Заметки
об обучении" ("Сюэ цзи") (III век
до нашей эры), где различаются понятия
воспитания и обучения. Автор настаивает
на необходимости в учебно-воспитательном
процессе идти от простого к сложному.
На исходе эпохи Древнего Китая (II век
до нашей эры - II век нашей эры) конфуцианство
являлось официальной идеологией, в том
числе идеологией образования и воспитания.
В этот период образованность получила
сравнительно широкое распространение.
Вырос престиж обученного человека, сложился
своеобразный культ образованности. Школьное
дело превратилось в неотъемлемую часть
государственной политики. Возникла система
государственных экзаменов на чиновничьи
должности. Прошедшие курс школьного образования
в сдаче таких экзаменов видели путь к
общественной карьере.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. ДРЕВНИЙ РИМ.
В 3-2-ом
тыс. до нашей эры в Греции, на Крите и некоторых
других островах Эгейского моря возникла
самобытная культура со своей письменностью.
От пиктографии к клинописи до слогового
письма - такова эволюция этой письменности.
Ею владели жрецы, обитатели царских дворцов,
знатные вельможи и состоятельные граждане.
Центры обучения писцов возникали при
дворцах и храмах. Крито-микенской (Эгейской)
культурой была заложена определенная
традиция письма, принятая последующими
цивилизациями. С этой традицией, например,
связаны правила писать строки слева направо,
сверху вниз, выделение красных строк
и заглавных букв.
Следующим этапом генезиса воспитания
и обучения в этом регионе стали времена
так называемой архаической Греции (IX-VIII
вв. до нашей эры). Ярко и образно нарисовал
картины воспитания и обучения в эту эпоху
легендарный Гомер в поэмах "Илиада"
и "Одиссея". Герои Гомера получали
воспитание под присмотром наставников-старцев.
Они красноречивы, хорошо знакомы с деяниями
предков и богов, владеют музыкальными
инструментами и письмом, физически крепки,
искусные воины.
Принятые в архаической Греции формы
воспитания описаны также в поэме Гесиода
"Труды и дни", где говорится о быте
и жизненных установлениях той древней
эпохи. Ведущим мотивом этой поэмы является
мысль о трудолюбии как важнейшем качестве
человека.
Дальнейшее развитие воспитания и зарождение
педагогической мысли в Древней Греции
связано с культурой городов-полисов (государств)
(VI-IV вв. до н. э.), когда воспитание заняло
особое место в обществе. Государство
начинает брать на себя обучение имущих
слоев. Известно, например, что на Крите
юные свободные граждане имели возможность
получать образование за счет государства.
Образованность считалась необходимым
и неотъемлемым свойством достойного
гражданина полиса. Если хотели сказать
дурное о человеке, говорили, например:
"Он не умеет ни читать, ни плавать".
Отсутствие возможности получить образование
рассматривалось как одно из наихудших
зол. Именно поэтому, как утверждает древнегреческий
историк Плутарх, победители из города
Милет наказали детей, побежденных запретом
учиться грамоте и музыке.
По свидетельству Плутарха, ввиду понимания
сугубой важности образования города-полисы
зачастую не прерывали учебу юных граждан
даже в трудные дни войн. Когда умирал
философ Анаксагор (500-428 гг. до н. э.) и горожане
спросили, чем почтить его память, он сказал:
"Пусть в день моей смерти у школьников
не будет занятий".
В школе закладывалось все великое и прекрасное,
что оставила нам Древняя Греция.
Школы были небольшими - 20-50 учеников с
одним учителем. Размещались ученики в
доме учителя, либо просто на улице города.
Учитель сидел на высоком стуле, дети располагались
вокруг на низких складных табуретах.
Писали на коленях. Занимались одновременно
дети всех возрастов: пока одни отвечали
учителю, остальные выполняли задание.
Занятия шли весь день с большим перерывом
на обед. Каникул не было -выходные выпадали
на городские и семейные праздники.
Платили учителям немного - примерно столько
же, сколько зарабатывали средней руки
мастеровые. Социальный статус учителя,
особенно в учебных заведениях начального
уровня, был весьма низким. Хорошо иллюстрирует
такой факт ходившая в Афинах поговорка:
"Он умер или стал учителем".
Книг было мало. Знания усваивались на
слух - с голоса учителя.
На начальное обучение тратилось 6-8 лет,
оно закладывалось примерно к 14-летнему
возрасту. Учили начаткам чтения, письма
и пения.
Читать учились по складам, перебирая
множество сочетаний, пока не узнавали
их с первого взгляда. Затем читали первые
слова - имена богов и героев. Затем читали
первые фразы, обычно поучительные стихотворные
строчки: "Прекрасен тот, кто вправду
человек во всем", "Приятно, если умный
сын в дому растет", "Пусть все несут
совместно бремя общее" и т.п. Читали
только вслух. Очень много запоминали
наизусть.
Писать учились на вощеных дощечках величиной
в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками
в книжечку. Писали палочкой (стило), заостренной
с одного конца: острым концом выцарапывали
буквы, тупым стирали написанное.
Для упражнений в счете служила доска
- абака, разделенная на клетки для единиц,
десятков, сотен и т.д. На клетки клали
бобы или камешки - от одного до девяти.
С помощью абаки учились четырем арифметическим
действиям.
Пению учили только в унисон, с голоса,
поскольку нот не было. Пение сопровождали
игрой на семиструнной кифаре.
Среди государств-полисов Эллады особо
выделялись республиканские Афины и авторитарная
Спарта. Эти государства не только представляли
различные политические системы, но и
во многом олицетворяли противоположные
принципы воспитания и обучения.
По словам древнегреческого мыслителя
Аристотеля, воспитание спартиатов - полноправных
граждан Лакедемона - преследовало по
преимуществу цель подготовить членов
военной общины. По утверждению Плутарха,
новорожденных спартиатов осматривали
старейшины (эфоры). Судьба болезненных
младенцев неясна. Плутарх уверяет, будто
их лишали жизни. Во всяком случае, такие
дети росли вне системы военного воспитания.
До семи лет спартиаты воспитывались в
семье на попечении нянек-кормилиц, которые
славились своим уменьем на всю Элладу.
Затем наступало время, когда полис брал
на себя воспитание и обучение подраставших
спартиатов. Сроки такого воспитания были
весьма продолжительными и делились на
три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20
до 30 лет.
На первом этапе дети поступали под начало
воспитателя пайдонома. Они вместе жили,
учились, приобретали минимальные навыки
чтения и письма, без которых, по словам
Плутарха, никак нельзя было обойтись.
Зато физическая подготовка, закаливание
были чрезвычайно насыщенными. Воспитанники
всегда ходили босиком, спали на тонких
соломенных подстилках. В 12-летнем возрасте
суровость воспитания еще более ужесточалась.
Во все времена года верхней одеждой подросткам
служил легкий плащ. Их приучали к немногословию.
Любой намек на красноречие презирался.
В ходу были и наказания, но они носили,
скорее, символический смысл. Например,
провинившегося кусали за большой палец.
Мальчиков 14-летнего возраста посвящали
в эйрены - члены общины, имевшие определенные
гражданские права. Во время инициации
подростка подвергали болезненным испытаниям,
в частности, публичной порке, которую
следовало выдерживать без стонов и слез.
Эйрены являлись помощниками пайдономов
в физической и военной муштре остальных
подростков. В течение года эйрены проходили
испытания в военных отрядах спартиатов.
На втором этапе воспитания к минимальному
обучению грамоте добавляли музыку и пение,
которые преподавались несколько более
тщательно. Приемы воспитания становились
еще суровее. Подростки и юноши должны
были, например, сами добывать еду. Попавшегося
на воровстве жестоко били плетьми, но
не за то, что украл, а потому, что потерпел
неудачу.
К 20 годам эйрен получал полное вооружение
воина и затем еще в течение десяти лет,
постепенно приобретал статус полноправного
члена военной общины. Все это время не
прекращались военная подготовка, воспитание
немногословного, без дурных наклонностей
воина. К порокам, однако, не относили,
например, никак и ничем не ограниченную
половую жизнь. Зато резко осуждалось
и пресекалось пьянство. Легендарный законодатель
Ликург, чтобы уберечь спартиатов от пьянства,
устраивал своеобразные "уроки трезвости",
когда рабов заставляли напиваться, чтобы
спартиаты могли воочию убедиться, сколь
непригляден и отвратителен пьяница.
Воспитание девочек и девушек-спартиаток
мало отличалось от мужского. Оно состояло
по преимуществу из физических и военных
упражнений с диском, копьем, дротиком,
мечом. В столь же малом объеме давалась
общеобразовательная подготовка. Таким
же вольным, как у юношей, было сексуальное
поведение.
Воспитательная традиция Спарты в итоге
оказалась весьма скудной. Гипертрофированная
военная подготовка, фактическое невежество
молодого поколения - таким выглядел результат
одного из первых в истории опытов государственного
воспитания. На древе человеческой цивилизации
спартанские культура и воспитание оказались
малоплодородной ветвью. Не случайно Спарта
не дала ни одного сколько-нибудь крупного
и яркого мыслителя или художника. Впрочем,
не весь педагогический опыт Спарты оказался
забыт. Традиции физического воспитания,
закаливания подрастающего поколения
стали предметом подражания в последующие
эпохи.
Иначе, чем в Спарте, строилось воспитание
и обучение в Афинах.
Идеал афинского воспитания сводился
к многозначному понятию совокупности
добродетелей. По сути, речь шла о всестороннем
формировании личности, прежде всего с
развитыми интеллектом и культурой тела.
Считалось, что стремиться к достижению
подобного идеала был вправе лишь свободный
и имущий гражданин Афин.
Практику организованного воспитания
и обучения пронизывал принцип соревнования
(агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно
состязались в гимнастике, танцах, музыке,
словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая
свои лучшие качества.
Все афиняне получали домашнее воспитание.
Сыновья свободных граждан обычно воспитывались
в семье до 7 лет. Затем за мальчиками из
состоятельных семей присматривал особый
раб - педагог (дословно поводырь). Воспитателем
часто оказывался самый бесполезный в
хозяйстве раб. Так что нередко педагог
был носителем далеко не лучших свойств,
которые порою усваивал и его подопечный.
После семи лет мальчики-дети свободных
граждан получали возможность учиться
в частных и общественных учебных заведениях.
Существовало несколько типов подобных
заведений.
Начальное образование давали частные
платные школы: мусические и гимнастические.
В мусических школах учились школьники
7-16-летнего возраста, в гимнастических
школах или палестрах - 12-16-летние подростки.
Обычно учащиеся посещали одновременно
оба типа указанных заведений.
Мусическая школа давала по преимуществу
литературное и музыкальное образование
с элементами научных знаний. Альфой и
омегой школьной программы было изучение
поэм Гомера. Как замечал в этой связи
древнегреческий мыслитель Платон, "Элладу
воспитал Гомер". В самом деле, "Илиада"
и "Одиссея" не только служили дидактическим
материалом при обучении грамоте и музыке,
но и вводили юных граждан в систему жизненных
отношений, приобщали к народным традициям.
Обучение в мусической школе носило синкретический
характер. Например, гекзаметры "Илиады"
и "Одиссеи" произносились нараспев
под музыкальное сопровождение (игра на
струнных инструментах). Кстати, меньшая
популярность в Афинах духовых инструментов,
объясняется именно тем, что их нельзя
было использовать при мелодекламации.
Постигались также азы математики, прежде
всего четыре арифметических действия.
В палестрах занимались развитием культуры
тела. Как говорил Платон, гимнастические
школы помогали тому, чтобы "не приходилось
от плохого свойства тел плоховать на
войне и в прочих делах". Ученики интенсивно
занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием
диска, копья, фехтованием. Все это было
необходимо будущим воинам. Афинский тяжеловооруженный
пехотинец (гоплит) во время сражений должен
был делать частые перебежки, вступать
в единоборство с врагом, пользуясь копьем
и мечом. Такому воину полученная в палестрах
подготовка была необходима.
Для завершивших пребывание в мусической
и гимнастической школах следующей ступенью
образования могли стать общественные
учреждения - гимнасии. В V-IV вв. до нашей
эры таких гимнасий в Афинах было три:
Академия, Ликей и Киносарг.
В гимнасиях совершенствовались в образовании
юноши 16-18 лет. Акцент делался на упражнениях,
укрепляющих и развивающих тело. Одновременно
оттачивались и умственные способности.
В гимнасии всегда можно было послушать
популярного политика или философа. Например,
известно, что для великого мыслителя
древности Сократа одним из излюбленных
мест для встреч со слушателями был Ликей.
Вершиной воспитания и образования считалось
пребывание 18-20-летних юношей в эфебии
- общественном учреждении, где находившиеся
на службе у государства преподаватели
учили военному делу: верховой езде, стрельбе
из лука и катапульты, метанию дротика
и пр. У эфебов была особая форма одежды
- широкополая шляпа и черный плащ (хламида).
Более скромным были содержание и задачи
женского образования и воспитания. Афинская
традиция предусматривала для девочек
и девушек вплоть до замужества исключительно
домашнее воспитание. В семье они получали
элементарные навыки чтения и письма,
музыкальную подготовку. Ведя жизнь затворниц,
девочки и девушки появлялись на людях
весьма редко, например, во время религиозных
церемоний. По суждениям афинян, женщина
не могла претендовать на обладание упомянутой
"совокупностью добродетелей". Ее
уделом было домашнее хозяйство.
Ведущую роль в формировании личности
юного римлянина
играло домашнее обучение и воспитание.
В так называемую эпоху царей (VIII-VI вв.
до нашей эры) уже сложились крепкие традиции
семьи, дома как ячейки общества и воспитания.
Дети получали религиозное воспитание,
при этом отец выполнял обязанности жреца.
Семье древних римлян покровительствовало
множество богов. Юнона почиталась как
покровительница брака и любви, двуликий
Янус охранял двери дома и т.д. Отец был
в семье неограниченным властелином. Мать
пользовалась, куда меньшими правами,
но играла в воспитании почетную роль.
Девочки и девушки находились под неусыпным
надзором матери вплоть до замужества.
Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением
отца изучали домашнюю и полевые работы,
осваивали искусство владения оружием.
Все это время им полагалось носить длинные
волосы.
Отношения в семье часто были далеко не
идиллическими. Нередко матери поверяли
дочерям свои тайные увлечения и измены.
На глазах у детей отцы творили жестокую
расправу над рабами, участвовали в непристойных
попойках.
На протяжении всей римской истории семейное
воспитание играло большую или меньшую
роль, но семья всегда считалась ответственной
за нравственное, гражданское становление
юных римлян. В период расцвета Римской
империи семья заметно уступила свои позиции
государственной системе образования.
Зато на закате римской цивилизации домашнее
воспитание вновь становится ведущим
в подготовке подраставшего поколения.
"Вся наука из родного дома", - так
писал об образовательной роли семьи епископ
Сидоний (V в. н. э.).
Как утверждает римский историк Ливий,
первые попытки создания учебных заведений
относятся к 449-му г. до нашей эры. Занятия
проводились частными лицами на форуме
- в месте общественных сборищ римлян.
К III веку до нашей эры восходит появление
профессии наставника. Его роль выполняли
рабы. Рабыни-няньки следили за детьми
до 4-5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков
чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и
рабов-педагогов содержали состоятельные
граждане. Остальные римляне посылали
детей учиться на форум. Ремесло педагога
считалось унизительным для свободных
граждан.
Уже на заре римской истории греческая
образованность почиталась как эталон.
Римский философ и политик Цицерон пишет
о детстве царя Древнего Рима Сервия Туллия
(578-534 гг. до н. э.), что ему было дано "прекрасное
образование по греческим образцам".
Начиная со II в. до н. э. на организацию
школьного обучения в Риме большое влияние
оказывала традиция эллинистических центров
Античного мира.
Вместе с тем римская система образования
и воспитания никогда не теряла своей
самобытности. При сохранении заметной
роли семейного воспитания и наличии наряду
с общественными учебными заведениями
частных она имела более практическую
направленность (подготовка сильных, волевых,
дисциплинированных граждан). Из программы
воспитания беспощадно исключали изящные
искусства - музыку и пение, поскольку
они, как полагали многие римляне, "побуждают
более мечтать, нежели действовать".
Девиз "польза" можно назвать главным
в римском воспитании и обучении. Основная
цель была обеспечить определенную карьеру
или в военном деле или в политике.
В первые века нашей эры в Римской империи
сложился устойчивый и внешне единообразный
канон содержания, системы и методов образования.
В I веке основными считались девять школьных
дисциплин: грамматика, риторика, диалектика,
арифметика, геометрия, астрономия, музыка,
медицина и архитектура. К V веку из этого
списка были исключены медицина и архитектура.
Таким образом, оформилась программа семи
свободных искусств с двухчастным делением
на тривиум (грамматика, риторика, диалектика)
и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия
и музыка).
Низшей ступенью обучения свободных граждан
являлись тривиальные школы. Продолжительность
обучения не превышала двух лет. Учились
мальчики и девочки приблизительно с 7-летнего
возраста. В круг дисциплин входили латинская
(иногда греческая) грамота, общее знакомство
с литературой, начатки счета. На занятиях
арифметикой систематически пользовались
особой счетной доской - абакой, считать
учили по пальцам. Учитель занимался с
каждым учеником отдельно. Школы находились
в не приспособленных для занятий помещениях.
Широко практиковались физические наказания
плетью и палкой, в ходу были поощрения
для хорошо успевающих учеников.
Частные грамматические школы были учебными
заведениями повышенного типа. Здесь обыкновенно
обучались подростки с 12 до 16 лет после
домашней подготовки. По сравнению с тривиальными
школами грамматические школы размещались
в более благоустроенных помещениях. В
этих школах предлагалась более широкая
программа. Помимо предметов, изучаемых
обычно в тривиальной школе, здесь были
обязательными греческий язык, основы
римского права (12 таблиц), грамматика
латинского языка, риторика. Количество
учеников было ограниченным, а обучение
- преимущественно индивидуальное. В более
поздний период делались попытки распределить
учащихся на группы (классы). В ряде частных
школ в дополнение к указанной программе
для детей состоятельных родителей предусматривались
уроки физической подготовки. В школах
не обучали ни музыке, ни танцам.
Военную подготовку молодежь проходила
в воинских формированиях - легионах.
В IV в. появились риторические школы по
греческому образцу. Здесь изучали греческую
и римскую литературу, основы математики,
астрономии, права и довольно интенсивно
- философию. Нередко практиковались диспуты
в духе софистики не самого лучшего свойства.
До нас дошли темы таких диспутов, например,
прославление мухи. Риторические школы
выполняли определенный социальный заказ
- готовили юристов для разраставшейся
бюрократической государственной машины
Римской империи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В целом цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки истории мировой школы и педагогики: возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии и повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.
Особенности существующей системы воспитания являлось
то, что в основе формировавшейся системы
воспитания лежали традиции семейного
Эти особенности нашли свое отражение и в развитии системы воспитания античности.
В рамках исторического изучения
В обоих государственных образованиях считали, что супружество преследует две цели: обще – государственную и частно - семейную.
Государство активно вмешивалось в личную жизнь граждан и требовало от них ответственного отношения к обязанностям гражданина: создать семью и воспитывать детей. Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. Уже в царскую эпоху (VIII - VI вв. до нашей эры) уже сложились крепкие традиции семьи-дома как ячейки общества и воспитания.
Здесь дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Отец был в семье неограниченным властелином. Он был вправе даже продать своих детей в рабство. Мать пользовалась, куда меньшими правами, чем отец, но играла в воспитании почетную роль.
Информация о работе Воспитание в первобытном обществе и Древнем мире