Воспитание в первобытном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – охарактеризовать воспитание в первобытном обществе.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
- дать общую характеристику воспитания в первобытном обществе;
- охарактеризовать концепцию генезиса первобытного воспитания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1.Концепции генезиса первобытного воспитания…………………………….4
1.1.Зарождение воспитания как особого вида деятельности
1.2.Появление организованных форм воспитания
Глава 2.Воспитание в первобытном обществе……………………………………….9
2.1.Вопрос о происхождении воспитания
2.2.Воспитание в первобытном обществе
2.3.Воспитание в период разложения первобытного общества
Заключение……………………………………………………………………………21
Список использованной литературы………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

курс.воспит.в первобытном обществе.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

   Оглавление

Введение………………………………………………………………………………...3

Глава 1.Концепции генезиса первобытного воспитания…………………………….4

1.1.Зарождение  воспитания как особого вида  деятельности

1.2.Появление  организованных форм воспитания

Глава 2.Воспитание в первобытном обществе……………………………………….9

2.1.Вопрос  о происхождении воспитания

2.2.Воспитание  в первобытном обществе

2.3.Воспитание  в период разложения первобытного  общества

Заключение……………………………………………………………………………21

Список  использованной литературы………………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   Представить процесс воспитания в первобытном  обществе достаточно сложно из-за отсутствия значительных письменных свидетельств о нем. Картину детства человеческой цивилизации, зарождения воспитания можно  восстановить, изучая памятники материальной и духовной культуры, языка, фольклора.

   Интересные  сведения содержатся в трудах ученых и путешественников XIII -начала XIX в., описавших быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и  Северной Америки, которые в те времена  находились на стадии первобытного развития.

   Реконструировать  элементы воспитания первобытной эпохи  помогают этнографические данные о  жизни немногочисленных сохранивших  черты первобытности племен - редкостных сообществ, не затронутых современной  цивилизацией. К числу свидетельств можно отнести и находки археологов (примитивные орудия и предметы быта, детские игрушки, наскальные изображения и пр.), фольклор (народные игры, обряды, развлечения), корни которого уходят в глубь веков, а также метафорический уровень языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.).

   Предмет исследования курсовой работы – воспитание в первобытном обществе.

   Цель  курсовой работы –  охарактеризовать воспитание в первобытном обществе.

     Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:

- дать  общую характеристику воспитания в первобытном обществе;

- охарактеризовать  концепцию генезиса первобытного воспитания.

   Методологическая  основа работы. В основу работы положены: логический метод, системный, сравнительный и статистический. Использование данных методов помогает глубже и шире подойти к изучению темы.

   Курсовая  работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка использованной литературы. 

   Глава 1.Концепции генезиса первобытного воспитания

   Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся две теории: эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая (П. Монро). Представители эволюци-онно-биологической теории уподобляли воспитательную деятельность первобытных людей инстинктивной заботе о потомстве, присущей высшим животным. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым. Объединяет эти теории утверждение, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей. В этой связи П. Монро писал, что "мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде".

   Некоторые современные исследователи, поддерживая  тезис о преемственности между  формами рассудочной деятельности некоторых высших животных и человека, делают акцент на качественные социальные характеристики, которые отличали начальную  стадию человеческого воспитания как особого вида деятельности [2].

   1.1.Зарождение воспитания как особого вида деятельности

   Многие  тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического  типа. К этому периоду (35 - 40 тыс. лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида деятельности человечества.

   Смысл существования первобытного человека был предопределен его миросозерцанием: окружающий мир воспринимался как  нечто живое, наделенное сознанием. Поэтому стихийно возникшие цели воспитания предполагали подготовку к простейшему виду существования и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались лишь на уровне обыденного сознания как отражение практики воспи-ггания, проявляясь в традициях и народном творчестве [6].

   Воспитание  зародилось в интегративном, синкретическом виде и способствовало физическому, умственному и нравственно-эмоциональному взрослению первобытного человека Содержание и приемы воспитания усложнялись  по мере обогащения общественного опыта и развития сознания. Не выполняя какой-либо особой функции, оно сопутствовало всему процессу передачи жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло 2 - 3 млн. лет тому назад, в эпоху выделения человека из животного мира, которое сопровождалось переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам людей было жизненно необходимо хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, быть сильными, выносливыми. Мощным подспорьем в передаче такого опыта служила речь, возникшая как инструмент коммуникации. Постепенно воспитание как процесс передачи опыта приобретало черты особого вида деятельности и было ориентировано прежде всего на повседневную борьбу за выживание [4].

   Предпосылкой  и существенным фактором становления воспитания как вида деятельности стала эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи, необходимость поддерживать и развивать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению. Воспитание возникло из потребности людей в общении как следствие эволюции форм примитивного труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало определенной организации его усвоения.

   Главным условием существования первобытных  людей было изготовление и использование орудий труда. Старшие должны были передавать соответствующий опыт детям. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения труда и орудий труда становилась все более значительной.

   Такое обучение и положило начало воспитанию в первобытном обществе.

   На  заре истории человечества основу воспитания составляло групповое, коллективное начало. Пол и возраст детей в первобытном  обществе являлись практически единственными  показателями при дифференциации обучения.

   Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни, так как проистекало из общинного образа жизни, питая и цементируя подобный способ человеческого существования. Впрочем, такое существование было прежде всего следствием всей жизни первобытного человека и лишь отчасти - итогом специального педагогического воздействия.

   С появлением человека современного физического  типа в генезисе воспитания начался  новый этап.

   В 9 -8 тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности в Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Подобные процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания.

   Из  всеобщего, равного, контролируемого  общиной воспитание превращалось в сословно-семейное. Дети воспитывались прежде всего на примере родителей. Воспитание представителей различных страт - вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины - приобретало заметные различия. В семьях элиты увеличился срок детства и соответственно усилилось воспитательное воздействие на подрастающее поколение.

   Дети  со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и  волшебство. Вот почему действиям, связанным  с воспитанием, придавали магический смысл. У готтентотов, например, матери произносили над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотником. Магический смысл придавался нравственным назиданиям родителей. Так, у австралийских туземцев ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: "Будь добрым, не бери чужого".

   1.2.Появление организованных форм воспитания

   Люди  первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными  дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и потому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как владеть палкой, выделывать шкуры убитых животных, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых на младших было механическое повторение [1].

   Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил  к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения его жизнедеятельности  менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания, которое постепенно сосредоточивается в руках специально назначенных для этого лиц.

   В первобытных общинах охотников  и собирателей срок детства и  воспитания был весьма непродолжительным (девять-одиннадцать лет). Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали первым навыкам трудовой деятельности: дети проводили много времени в играх, в которых имитировали жизнь взрослых. При этом старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

   Взрослея, мальчики больше времени проводили  с мужчинами, приучались к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали  девочек-подростков ведению домашнего  хозяйства.

   В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания (например, удар палкой по следу ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть и идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание.

   В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и усиление социального антагонизма  ужесточили его. Часто стали применяться физические наказания.

   Коллективная  традиция воспитания на исходе первобытнообщинного  периода привела к появлению  своеобразных домов молодежи для  детей и подростков. По сути, это  были предшественники школы, организованные для воспитания "общественного" человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, знанию обрядов. Основной формой воспитания были 
совместные игры и занятия. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7 - 8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи для девочек и мальчиков становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи - для бедных и для состоятельных членов общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка), племени майори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины [2].

   Все подростки обоего пола, достигшие 10- 15 лет, проходили инициацию - процедуру  посвящения во взрослые. У мальчиков  она была более длительной и сложной: проверялась трудовая, нравственная и физическая подготовка. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Ей приписывалась таинственная сила.

   Программа подготовки к инициации для мальчиков  включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т. д., программа для девочек - обучение ведению домашнего хозяйства. Запоминание наставления, закрепление определенных навыков сопровождались болевым ощущением от удара, щипка, укола наставника. 
 
 
 
 
 

   Глава 2.Воспитание в первобытном обществе

   2.1.Вопрос о происхождении воспитания

   Вопрос  о возникновении воспитания имеет  большое принципиальное значение. По-разному  к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие на марксистско-ленинских методологических позициях. Несмотря на то что среди буржуазных социологов существуют различные мнения по этому вопросу, всем им свойственно игнорирование тесной связи, которая существовала между экономической жизнью и трудовой деятельностью первобытных людей и воспитанием детей на самой ранней ступени общественного развития. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека, что ведет к игнорированию социальной сущности воспитания, к биологизации воспитательного процесса.

   Оперируя  тщательно собранным фактическим  материалом о наличии в животном мире «заботы» старших поколений  о передаче младшим навыков приспособления к окружающей среде, сторонники таких  концепций (например, Ш. Летурно, А. Эспинас) отождествляют инстинктивные действия животных с воспитательной практикой первобытных людей и приходят к неверному выводу о том, что единственная основа воспитания — инстинктивное стремление людей к продолжению рода и закон естественного отбора.

   Среди буржуазных ученых распространено также  мнение, сформировавшееся в конце XIX—начале XX века, о том, что основой воспитания является инстинктивное стремление детей активно подражать старшим (эту теорию развивал, например, американский автор П. Монро). Таким образом, биологической интерпретации причин возникновения воспитания противопоставлялась психологическая. Эта теория, как и всякая попытка объяснить возникновение социального явления исключительно факторами психологического порядка, носит явно идеалистический характер, хотя, конечно, элементы подражания и имеют место в процессе воспитания, общения детей со сверстниками и взрослыми.

Информация о работе Воспитание в первобытном обществе