Воспитание в первобытном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – охарактеризовать воспитание в первобытном обществе.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
- дать общую характеристику воспитания в первобытном обществе;
- охарактеризовать концепцию генезиса первобытного воспитания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1.Концепции генезиса первобытного воспитания…………………………….4
1.1.Зарождение воспитания как особого вида деятельности
1.2.Появление организованных форм воспитания
Глава 2.Воспитание в первобытном обществе……………………………………….9
2.1.Вопрос о происхождении воспитания
2.2.Воспитание в первобытном обществе
2.3.Воспитание в период разложения первобытного общества
Заключение……………………………………………………………………………21
Список использованной литературы………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

курс.воспит.в первобытном обществе.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

   Советская история педагогики, объясняя происхождение  воспитания, опирается на учение классиков  марксизма-ленинизма о развитии общества и человека как природного и социального существа.

   Основным  условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных  людей и сформировавшиеся при  этом общественные отношения. Ф. Энгельс  в своей классической работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал: «труд создал самого человека». Биологические предпосылки становления человека могли послужить основой для перехода от животного состояния к человеческому благодаря труду. Человеческое общество возникло с того времени, как началось изготовление человеком орудий труда.

   Трудовая  деятельность первобытных людей, направленная на удовлетворение их естественных потребностей выживания и размножения, преобразовала  животного в человека, создала  человеческое общество, в котором формирование человека стало определяться социальными закономерностями. Применение примитивных орудий труда и все расширяющееся и усложняющееся сознательное изготовление их повлекли за собой необходимость передачи трудовых знаний, умений и опыта подрастающим поколениям.

   Сначала это происходило в процессе трудовой деятельности, всей бытовой и общественной жизни. В дальнейшем воспитание становится особой сферой деятельности и сознания человека.

   2.2.Воспитание  в первобытном  обществе

   Первобытное общество - исторический период человеческого общества между доисторическим миром и древним миром.

   В истории человеческого общества первобытное общество занимает довольно значительный отрезок времени — несколько тысячелетий. В своём развитии оно прошло несколько периодов.

   Долгое  время выделялось два периода  матриархат и патриархат. Считалось, что в начале существовал матриархат, то есть материнский род, в котором господствовала женщина, и родство в котором велось по материнской линии. На смену матриархату приходит патриархат, с которым начинается разложение первобытного общества. В современной науке данная периодизация подвергается критике, и некоторые ученые считают, что матриархат имел место только у некоторых народов, кроме того, матриархат рассматривается как тупиковый путь развития.

   Вместо  данной периодизации современной наукой предлагается другая периодизация, согласно которой первобытное общество проходит три периода:

  • Ранний — период становления первобытнообщинного строя, период праобщины;
  • Средний — период зрелости первобытного общества, родовая община;
  • Поздний — период распада родовой общины или эпоха классообразования.

   Кроме этой периодизации в современной  науке предлагается и другая периодизация — первобытное общество проходит два этапа или периода:

   Первый — период присваивающей экономики;

   Второй — период производящей экономики.

   До  своего разложения первобытное общество просуществовало несколько тысячелетий, но находилось на довольно низком уровне развития, экономика этого периода — присваивающая.

   Находясь  в зависимости от природы, от суровых  климатических условий, люди должны были действовать сообща. Так как  могли выжить только в коллективе — это определяло соответствующую социальную организацию общества — род, родовая община. Род — это в определенном смысле семья (т.к. сородичи), также это семейно-производственный союз людей на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Что бы выжить люди должны были сообща трудится, производить для жизни необходимые материальные блага. Это определяло совместную собственность на имущество и производственные блага и уравнительное распределение этих благ.

   Родовая община, являясь формой организаций  человеческого общества, знала власть и управление. Власть и общество совпадали, каждый член общества — носитель частицы это власти. Органы управления и власти не отделены от общества. Различие членов общества — только по половозрастному признаку.

   Власть  в первобытном обществе принято  называть патестарной. Такая власть не знала каких-либо имущественных, сословных или классовых различий, она не носила политического характера, не была оторвана от общества, не стояла над ним, основывалась на силе общественного мнения. Власть в первобытном обществе по сути своей была первобытнообщинной демократией, которая строилась на началах самоуправления и не знала особого разряда людей, которые бы осуществляли только власть и управление не участвовали в производственной деятельности.

   Власть  в родовой общине принадлежала Народному собранию всех взрослых членов рода, которое решало все важнейшие вопросы жизни рода, выполняло также судебную функцию. Властными полномочиями наделялись совет старейшин, а также старейшины, вожди, военачальники, жрецы. Совет старейшин собирался эпизодически, где предварительно рассматривались вопросы, выносимые затем на Народное собрание.

   Старейшины, военачальники были первыми среди равных, избирались по личным качествам (физическая сила, организаторские способности и т.д.) и первоначально не обладали какими-либо привилегиями. В любое время старейшина мог быть отстранен от должности родовым собранием и заменен другим. Кроме старейшин на время войны избирался военачальник при необходимости и другие должностные лица: колдуны, шаманы, жрецы и другие.

   Со  временем, вожди родовой общины накапливали  опыт управления и специальные познания, передававшиеся по наследству.

   В связи с изменениями природно-климатических  условий, уменьшением биомассы животных (из-за постоянной охоты на них и  вырубки леса), люди были вынуждены  расширять питательный рацион за счет растительной пищи. Многие племена  стали заниматься преимущественно земледелием. Кроме того, люди заметили, что проще разводить, одомашнивать животных, чем вести на них постоянную охоту — появилось скотоводство. Появилось первое разделение труда, производственный результат в значительной степени стал зависеть от отдельной личности. Впервые стал появляться избыточный продукт, который может свободно отчуждаться. Разделение труда повлекло совершенствование орудий труда, их разнообразие — ремесло выросло в самостоятельную отрасль производства. Появился обмен результатами труда между скотоводами, земледельцами и ремесленниками — появились купцы.

   Индивидуализация  труда и получение избыточного  продукта привели к делению собственности на частную (созданную личным трудом) и общую (полученную от предков, землю). Частная собственность сосредотачивалась в руках лиц, осуществлявших властные полномочия, сначала эпизодически, потом системно. Кроме того, все лица, наделенные публичной властью, получают привилегии (на часть военной добычи и т.д.). Публичная власть все больше отдалялась о общества, расширялись ее полномочия, общество поделилось на богатых и бедных. Появились рабы — пленники других племен.

   Причины возникновения государства:

   1. разделение труда (переход от  присваивающей экономики к производящей);

   2. возникновение частной собственности;

   3. возникновение классов.

   В любом обществе существуют социальные регуляторы, которые воздействуют на развитие общественных отношений, на поведение людей. В первобытном обществе действовала система мононорм, регулировавшая значимые для жизни родовой общины отношения между ее членами. Мононормы были едины, обязательны, непререкаемы для всего общества, они вырабатывались самим обществом в процессе повседневной жизнедеятельности. В них нет различия прав и обязанностей. Только позже появляются первые табу — они были единичные, например «не уничтожат близких родственников», «запреты на членовредительство», «запрет на кровосмешение». Эти запреты были следствием объективных причин — способствовали выживанию родовой общины.

   Кроме родовой общины первобытное общество знало и некоторые другие более крупные формы организации. Это фратрии (братства), племена, союзы племен. Эти формы организации мало чем отличались от родовой общины. Фратрия считалась промежуточной формой между родовой общиной и племенем — объединение нескольких родов близких по родственным связям. 

   Если  верить ученым, человек появился на Земле около 2,5 миллиона лет назад, а первые цивилизации и государства - менее 10 тысяч лет назад. Следовательно, основная часть истории человечества -99,9% - приходится на времена первобытного общества.

   Самое главное событие - это, конечно же, появление самого человека - мыслящего  существа, который научился изготовлять  орудия труда и пользоваться ними.

   Затем произошло одно из основных событий, а именно, переход к производящему  хозяйству или неолитическая  революция. До этого человек все  готовое брал от природы, но около 10—12 тысяч лет назад отношения  человека и природы круто изменились: с тех пор человек стал изменять природу.  
Изменяет он ее до сих пор...

   Огонь и свет, исходящий от него, внесли важнейшие изменения в поведение  людей, активность которых больше не ограничивалась дневным временем, а  возможность приготовить на огне белковую пищу позволила улучшить питание.

   Кроме того, многие крупные животные и  кусающие насекомые избегали огня и  дыма.

   Важнейшим приобретением человека стала речь, которая позволила выражать свои мысли и абстрактные понятия.  
 
 
 
 

Эпоха Период  в Европе Периодизация Характеристика Виды  человека
Палеолит 

или древнекаменный век

2,4 млн. - 10000 лет до н. э. Ранний (нижний)

палеолит (2,4 млн. - 600000 лет до н.э.)

Средний палеолит (600000 - 35000 лет до н.э.)

Поздний (верхний) палеолит ( 35000 - 10000 лет до н.э.) 

Время охотников  и собирателей. Начало кремниевых орудий, которые со временем становятся сложнее  и специализируются. Homo habilis

Homo erectus

Homo sapiens prasapiens

Homo heidelbergensis Homo neanderthalensis

Homo sapiens sapiens.

Мезолит

или среднекаменный век

10000-5000 лет до н. э.   Начинается  в конце плейстоцена в Европе. Охотники и собиратели овладели изготовлением  орудий из камня и кости, научились  изготавливать, а также пользоваться дальнобойным оружием - луком и стрелой. Homo sapiens sapiens
Неолит 

или новокаменный век

5000-2000 лет до н. э. Ранний неолит

Средний неолит

Поздний неолит

Начало эпохи  неолита связывается с неолитической  революцией. В это же время на Дальнем Востоке появляются древнейшие находки керамики возрастом около 12000 лет, а период европейского неолита начинается на Ближнем Востоке докерамическим неолитом. Появляются новые способы ведения хозяйства, вместо собирательного и охотничьего хозяйства («присваивающего») - «производящие» (земледелие и скотоводство), позднее распространяющиеся и в Европу. Поздний неолит нередко переходит в следующий этап, медный век, халколит или энеолит, без разрыва в культурной преемственности. Последний характеризуется второй производственной революцией, основным признаком которой является появление металлических орудий. Homo sapiens sapiens
Медный  век 5000 - 3500 лет до  н.э.   Переходный  период от каменного века к бронзовому веку. 
Во времена медного века были распространены медные орудия, но преобладали все таки каменные.
Homo sapiens sapiens
Бронзовый век
  3500-800 лет до н. э.

  
Ранняя история Характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как  медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Homo sapiens sapiens
Железный  век с ок. 800 до н. э.   Характеризуется повсеместным распространением металлургии  железа и изготовлением железных орудий.  

   Современные исследователи в основном считают, что во времена палеолита и неолита - 50-20 тысяч лет тому назад - социальное положение мужчин и женщин было равным, хотя ранее считалось, что сначала господствовал матриархат. В последствии возникла парная семья - стали образовываться постоянные пары на более или менее продолжительный срок. Она превратилась в моногамную семью - пожизненное единобрачие отдельных пар.

   На  первой ступени развития первобытного общества — в дородовом обществе — люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств существования был по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия.

   Общественные  отношения в первобытном обществе совпадают с кровнородственными. Разделение труда и социальных функций  в нем базировалось на естественнобиологических основах, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а также возрастное деление общественного коллектива.

   Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные  и полноправные участники жизни  и труда; пожилые люди и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни (на дальнейших ступенях развития первобытнообщинного строя число возрастных групп увеличивается).

   Родившийся  человек сначала попадал в  общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Интересно, что латинское слово еducarе означает буквально «вытягивать», в более широком переносном значении «выращивать», соответственно русское «воспитание» имеет своим корнем «питать», его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в древнерусской письменности слова «воспитание» и «вскармливание» — синонимы.

   Войдя в соответствующий биологический  возраст и получив некоторый  опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу. С течением времени этот переход стал сопровождаться так называемыми инициациями, «посвящениями», т. е. испытаниями, во время которых проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.

   Отношения между членами одной возрастной группы и отношения с членами  другой группы регулировались неписаными, нестрого выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли складывающиеся социальные нормы.

Информация о работе Воспитание в первобытном обществе