Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 19:51, курсовая работа
Цель курсовой работы – охарактеризовать воспитание в первобытном обществе.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
- дать общую характеристику воспитания в первобытном обществе;
- охарактеризовать концепцию генезиса первобытного воспитания.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1.Концепции генезиса первобытного воспитания…………………………….4
1.1.Зарождение воспитания как особого вида деятельности
1.2.Появление организованных форм воспитания
Глава 2.Воспитание в первобытном обществе……………………………………….9
2.1.Вопрос о происхождении воспитания
2.2.Воспитание в первобытном обществе
2.3.Воспитание в период разложения первобытного общества
Заключение……………………………………………………………………………21
Список использованной литературы………………………………………………...22
Советская история педагогики, объясняя происхождение воспитания, опирается на учение классиков марксизма-ленинизма о развитии общества и человека как природного и социального существа.
Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Ф. Энгельс в своей классической работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал: «труд создал самого человека». Биологические предпосылки становления человека могли послужить основой для перехода от животного состояния к человеческому благодаря труду. Человеческое общество возникло с того времени, как началось изготовление человеком орудий труда.
Трудовая деятельность первобытных людей, направленная на удовлетворение их естественных потребностей выживания и размножения, преобразовала животного в человека, создала человеческое общество, в котором формирование человека стало определяться социальными закономерностями. Применение примитивных орудий труда и все расширяющееся и усложняющееся сознательное изготовление их повлекли за собой необходимость передачи трудовых знаний, умений и опыта подрастающим поколениям.
Сначала это происходило в процессе трудовой деятельности, всей бытовой и общественной жизни. В дальнейшем воспитание становится особой сферой деятельности и сознания человека.
2.2.Воспитание в первобытном обществе
Первобытное общество - исторический период человеческого общества между доисторическим миром и древним миром.
В истории человеческого общества первобытное общество занимает довольно значительный отрезок времени — несколько тысячелетий. В своём развитии оно прошло несколько периодов.
Долгое время выделялось два периода матриархат и патриархат. Считалось, что в начале существовал матриархат, то есть материнский род, в котором господствовала женщина, и родство в котором велось по материнской линии. На смену матриархату приходит патриархат, с которым начинается разложение первобытного общества. В современной науке данная периодизация подвергается критике, и некоторые ученые считают, что матриархат имел место только у некоторых народов, кроме того, матриархат рассматривается как тупиковый путь развития.
Вместо данной периодизации современной наукой предлагается другая периодизация, согласно которой первобытное общество проходит три периода:
Кроме этой периодизации в современной науке предлагается и другая периодизация — первобытное общество проходит два этапа или периода:
Первый — период присваивающей экономики;
Второй — период производящей экономики.
До
своего разложения первобытное общество
просуществовало несколько
Находясь в зависимости от природы, от суровых климатических условий, люди должны были действовать сообща. Так как могли выжить только в коллективе — это определяло соответствующую социальную организацию общества — род, родовая община. Род — это в определенном смысле семья (т.к. сородичи), также это семейно-производственный союз людей на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Что бы выжить люди должны были сообща трудится, производить для жизни необходимые материальные блага. Это определяло совместную собственность на имущество и производственные блага и уравнительное распределение этих благ.
Родовая община, являясь формой организаций человеческого общества, знала власть и управление. Власть и общество совпадали, каждый член общества — носитель частицы это власти. Органы управления и власти не отделены от общества. Различие членов общества — только по половозрастному признаку.
Власть в первобытном обществе принято называть патестарной. Такая власть не знала каких-либо имущественных, сословных или классовых различий, она не носила политического характера, не была оторвана от общества, не стояла над ним, основывалась на силе общественного мнения. Власть в первобытном обществе по сути своей была первобытнообщинной демократией, которая строилась на началах самоуправления и не знала особого разряда людей, которые бы осуществляли только власть и управление не участвовали в производственной деятельности.
Власть в родовой общине принадлежала Народному собранию всех взрослых членов рода, которое решало все важнейшие вопросы жизни рода, выполняло также судебную функцию. Властными полномочиями наделялись совет старейшин, а также старейшины, вожди, военачальники, жрецы. Совет старейшин собирался эпизодически, где предварительно рассматривались вопросы, выносимые затем на Народное собрание.
Старейшины, военачальники были первыми среди равных, избирались по личным качествам (физическая сила, организаторские способности и т.д.) и первоначально не обладали какими-либо привилегиями. В любое время старейшина мог быть отстранен от должности родовым собранием и заменен другим. Кроме старейшин на время войны избирался военачальник при необходимости и другие должностные лица: колдуны, шаманы, жрецы и другие.
Со временем, вожди родовой общины накапливали опыт управления и специальные познания, передававшиеся по наследству.
В
связи с изменениями природно-
Индивидуализация труда и получение избыточного продукта привели к делению собственности на частную (созданную личным трудом) и общую (полученную от предков, землю). Частная собственность сосредотачивалась в руках лиц, осуществлявших властные полномочия, сначала эпизодически, потом системно. Кроме того, все лица, наделенные публичной властью, получают привилегии (на часть военной добычи и т.д.). Публичная власть все больше отдалялась о общества, расширялись ее полномочия, общество поделилось на богатых и бедных. Появились рабы — пленники других племен.
Причины возникновения государства:
1.
разделение труда (переход от
присваивающей экономики к
2.
возникновение частной
3. возникновение классов.
В любом обществе существуют социальные регуляторы, которые воздействуют на развитие общественных отношений, на поведение людей. В первобытном обществе действовала система мононорм, регулировавшая значимые для жизни родовой общины отношения между ее членами. Мононормы были едины, обязательны, непререкаемы для всего общества, они вырабатывались самим обществом в процессе повседневной жизнедеятельности. В них нет различия прав и обязанностей. Только позже появляются первые табу — они были единичные, например «не уничтожат близких родственников», «запреты на членовредительство», «запрет на кровосмешение». Эти запреты были следствием объективных причин — способствовали выживанию родовой общины.
Кроме
родовой общины первобытное общество
знало и некоторые другие более крупные
формы организации. Это фратрии (братства),
племена, союзы племен. Эти формы организации
мало чем отличались от родовой общины.
Фратрия считалась промежуточной формой
между родовой общиной и племенем — объединение
нескольких родов близких по родственным
связям.
Если верить ученым, человек появился на Земле около 2,5 миллиона лет назад, а первые цивилизации и государства - менее 10 тысяч лет назад. Следовательно, основная часть истории человечества -99,9% - приходится на времена первобытного общества.
Самое главное событие - это, конечно же, появление самого человека - мыслящего существа, который научился изготовлять орудия труда и пользоваться ними.
Затем
произошло одно из основных событий,
а именно, переход к производящему
хозяйству или неолитическая
революция. До этого человек все
готовое брал от природы, но около 10—12
тысяч лет назад отношения
человека и природы круто изменились:
с тех пор человек стал изменять природу.
Изменяет он ее до сих пор...
Огонь
и свет, исходящий от него, внесли
важнейшие изменения в
Кроме того, многие крупные животные и кусающие насекомые избегали огня и дыма.
Важнейшим
приобретением человека стала речь,
которая позволила выражать свои
мысли и абстрактные понятия.
|
Современные исследователи в основном считают, что во времена палеолита и неолита - 50-20 тысяч лет тому назад - социальное положение мужчин и женщин было равным, хотя ранее считалось, что сначала господствовал матриархат. В последствии возникла парная семья - стали образовываться постоянные пары на более или менее продолжительный срок. Она превратилась в моногамную семью - пожизненное единобрачие отдельных пар.
На первой ступени развития первобытного общества — в дородовом обществе — люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств существования был по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия.
Общественные
отношения в первобытном
Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни (на дальнейших ступенях развития первобытнообщинного строя число возрастных групп увеличивается).
Родившийся человек сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Интересно, что латинское слово еducarе означает буквально «вытягивать», в более широком переносном значении «выращивать», соответственно русское «воспитание» имеет своим корнем «питать», его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в древнерусской письменности слова «воспитание» и «вскармливание» — синонимы.
Войдя
в соответствующий
Отношения между членами одной возрастной группы и отношения с членами другой группы регулировались неписаными, нестрого выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли складывающиеся социальные нормы.