Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:10, доклад
Звуковой строй языка изучает фонетика. Звуки речи как пригодное явление имеют акустическую и артикуляционную стороны. Для обучения говорению важна артикуляционная сторона — производство человеком звуков речи. Еще важнее функциональная сторона звуков речи.
В соответствии с тремя сторонами звуков речи и других фонетических единиц выделяют три аспекта фонетики, три фонетические дисциплины — акустику речи, физиологию речи и фонологию. Фонология изучает звуки речи с точки зрения их функций и места в системе языка.
Дети, давайте вспомним, как петушок пел под Катиным окошком: сначала тихо, а потом громко. Как курочка-наседка клохтала? Кого она созывала? Как чирикали воробушки? Как рычала Жучка на Барсика? Кто взял Барсика на руки? Куда спряталась Жучка? Как замурлыкал Барсик на руках у Кати?[15. — С. 57].
6. Использование пособий «Волшебный кубик», «Звуковые часы». На гранях кубика наклеены картинки. Воспитатель переворачивает куб с грани на грань: «Вертись, крутись, на бочок ложись!» Вниманию предлагается одна из картинок. Дети хором или по одному исполняют соответствующую песенку. Картинки меняются по мере знакомства детей с новыми звуками.
Пособие «Звуковые часы», разработанное Г.А.Тумаковой, состоит из демонстрационных, большого размера часов для воспитателей, и индивидуальных, маленького размера — для каждого ребенка. Изображения предметов на индивидуальных «звуковых часах» разные, что предполагает самостоятельное выполнение заданий каждым ребенком. Названия предметов по словесному составу одинаковы: два из них обозначаются короткими словами («жук», «лук»), одно-два — длинными («Чебурашка», «Буратино»), два названия — трехсложные («машина», «курица»), а два — двусложные («рыба», «роза»).
Вот примерные задания для детей четырех лет: «Произнесите названия изображенных предметов; вслушайтесь, как звучат эти слова; найдите два слова-названия, сходные по звучанию, и укажите на них стрелками; отыщите два слова-названия, не сходные по звучанию».
А вот задания для детей пяти лет: «Найдите на часах самые короткие слова; укажите стрелками два длинных слова; отыщите два слова: одно — короткое (укажите на него маленькой стрелкой), а другое — длинное (направьте на него длинную стрелку); найдите два слова-названия, в которых есть звук "е"; есть ли на ваших часах слова без звука "а"» и т.д.
Средства, методы и приемы, о которых говорилось выше, используются на всех занятиях по воспитанию звуковой культуры речи в самых разных сочетаниях.
Формирование правильного
В младшем дошкольном возрасте
обучение правильному
1-ый этап – подготовительный, цель его – подготовить органы речи, слуха к овладению звуками родного языка. Используются игры и упражнения на развитие самых разных сторон речи и артикуляционного аппарата. Подбирать игры нужно в соответствии с решаемыми задачами (какой звук будет отрабатываться).
2-й этап – постановка звука. С физиологической точки зрения – это выработка новых нервных связей между слуховыми, зрительными и кинестетическими ощущениями. На этом этапе вся работа направлена на выработку чистого произношения звуков.
Ведущий прием – показ произношения звуков взрослым: воспитатель медленно показывает и как произносится звук, дети смотрят, затем пробуют произнести самостоятельно. Чаще всего это образ веселого язычка. Постепенно детей подводят к осознанию артикуляции. На этом же этапе происходит работа по развитию речевого слуха и дыхания. Начиная со средней группы наряду с показом используют объяснение артикуляции звука (послушайте и посмотрите как я говорю), затем дается объяснение положения языка, губ… .
3-й этап – закрепление и автоматизация изолированного звука в слогах и словах. Сначала даются слова, где отрабатывается ударный звук.
4-й этап – закрепление и автоматизация звука во фразовой речи и развитие речевого слуха. Используются стихи, поговорки, дидактические игры.
В старшем дошкольном возрасте большинство детей должны правильно произносить все звуки. Продолжается работа над развитием всех сторон речи (слуховое и речевое дыхание и др.). Но основная работа идет над дифференциацией звуков, по развитию фонематического слуха. Работа по дифференциации звуков осуществляется в 3 этапа:
1-й этап – дифференциация изолированных звуков на основе картин-образов (дует ветер: ф-ф-ф- ), одновременно совершенствуется и фонематический слух.
2-й этап – дифференциация звуков в словах: подбираются картинки, игрушки, предметы на различение звуков («с» - санки, сушки, сапоги; «ш» - шар, шкаф, шуба).
3-й этап – дифференциация звуков в речи. Используются словесные игры, рассказы, стихотворения, скороговорки, сюжетные картинки, пословицы. Необходимо следить за тем, чтобы дети не смешивали звуки.
Вопросы и задание для повторения
Информация о работе Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста