Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:10, доклад

Описание работы

Звуковой строй языка изучает фонетика. Звуки речи как пригодное явление имеют акустическую и артикуляционную стороны. Для обучения говорению важна артикуляционная сторона — производство человеком звуков речи. Еще важнее функциональная сторона звуков речи.
В соответствии с тремя сторонами звуков речи и других фонетических единиц выделяют три аспекта фонетики, три фонетические дисциплины — акустику речи, физиологию речи и фонологию. Фонология изучает звуки речи с точки зрения их функций и места в системе языка.

Файлы: 1 файл

воспитание звуковой культуры речи.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Дети, давайте  вспомним, как петушок пел под  Катиным окошком: сначала тихо, а потом громко. Как курочка-наседка клохтала? Кого она созывала? Как чирикали воробушки? Как рычала Жучка на Барсика? Кто взял Барсика на руки? Куда спряталась Жучка? Как замурлыкал Барсик на руках у Кати?[15. — С. 57].

6. Использование пособий «Волшебный кубик», «Звуковые часы». На гранях кубика наклеены картинки. Воспитатель переворачивает куб с грани на грань: «Вертись, крутись, на бочок ложись!» Вниманию предлагается одна из картинок. Дети хором или по одному исполняют соответствующую песенку. Картинки меняются по мере знакомства детей с новыми звуками.

Пособие «Звуковые  часы», разработанное Г.А.Тумаковой, состоит из демонстрационных, большого размера часов для воспитателей, и индивидуальных, маленького размера — для каждого ребенка. Изображения предметов на индивидуальных «звуковых часах» разные, что предполагает самостоятельное выполнение заданий каждым ребенком. Названия предметов по словесному составу одинаковы: два из них обозначаются короткими словами («жук», «лук»), одно-два — длинными («Чебурашка», «Буратино»), два названия — трехсложные («машина», «курица»), а два — двусложные («рыба», «роза»).

Вот примерные  задания для детей четырех  лет: «Произнесите названия изображенных предметов; вслушайтесь, как звучат эти слова; найдите два слова-названия, сходные по звучанию, и укажите на них стрелками; отыщите два слова-названия, не сходные по звучанию».

А вот задания  для детей пяти лет: «Найдите на часах  самые короткие слова; укажите стрелками  два длинных слова; отыщите два слова: одно — короткое (укажите на него маленькой стрелкой), а другое — длинное (направьте на него длинную стрелку); найдите два слова-названия, в которых есть звук "е"; есть ли на ваших часах слова без звука "а"» и т.д.

Средства, методы и приемы, о которых говорилось выше, используются на всех занятиях по воспитанию звуковой культуры речи в самых разных сочетаниях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Этапы работы по формированию правильного произношения

         Формирование правильного произношения  осуществляется поэтапно. Поэтапное обучение правильному звукопроизношению разделяется на младший и старший дошкольный возраст.

         В младшем дошкольном  возрасте  обучение правильному звукопроизношению осуществляется в 4 этапа:

         1-ый этап – подготовительный, цель его – подготовить органы речи, слуха к овладению звуками родного языка. Используются игры и упражнения на развитие самых разных сторон речи и артикуляционного аппарата. Подбирать игры нужно в соответствии с решаемыми задачами (какой звук будет отрабатываться).

         2-й этап – постановка звука. С физиологической точки зрения – это выработка новых нервных связей между слуховыми, зрительными и кинестетическими ощущениями. На этом этапе вся работа направлена на выработку чистого произношения звуков.

Ведущий прием – показ произношения звуков взрослым: воспитатель медленно показывает и как произносится звук, дети смотрят, затем пробуют произнести самостоятельно. Чаще всего это образ веселого язычка. Постепенно детей подводят к осознанию артикуляции. На этом же этапе происходит работа по развитию речевого слуха и дыхания. Начиная со средней группы наряду с показом используют объяснение артикуляции звука (послушайте и посмотрите как я говорю), затем дается объяснение положения языка, губ… .

         3-й этап – закрепление и автоматизация изолированного звука в слогах и словах. Сначала даются слова, где отрабатывается ударный звук.

         4-й этап – закрепление и автоматизация звука во фразовой речи и развитие речевого слуха. Используются стихи, поговорки, дидактические игры.

         В старшем дошкольном возрасте большинство детей должны правильно произносить все звуки. Продолжается работа над развитием всех сторон речи (слуховое и речевое дыхание и др.). Но основная работа идет над дифференциацией звуков, по развитию фонематического слуха. Работа по дифференциации звуков осуществляется в 3 этапа:

         1-й этап – дифференциация  изолированных звуков на основе картин-образов (дует ветер: ф-ф-ф- ), одновременно совершенствуется и фонематический слух.

         2-й этап – дифференциация звуков в словах: подбираются картинки, игрушки, предметы на различение звуков («с» - санки, сушки, сапоги; «ш» - шар, шкаф, шуба).

         3-й этап – дифференциация звуков в речи. Используются словесные игры, рассказы, стихотворения, скороговорки, сюжетные картинки, пословицы. Необходимо следить за тем, чтобы дети не смешивали звуки.

 

    

 

Вопросы и задание для повторения

  1. Что представляют собой звуки, каковы их функции?
  2. Почему для дошкольников особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи?
  3. Из чего складывается звуковая культура речи?
  4. Для чего необходимо знать основные закономерности овладения 
    детьми звуками?
  5. Перечислите закономерности овладения детьми звуковой стороны 
    языка.
  6. От чего зависит воспитание звуковой стороны речи?
  7. Почему овладение звукопроизношением возможно к пяти годам?

Информация о работе Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста