Воспитатель дошкольного учреждения, требования к личности воспитателя, творческий характер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является – рассмотреть личность педагога, как главного элемента в жизни каждого малыша.
Для рассмотрения данной цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть роль педагога в век информационного общества;
- выяснить, что такое профессиональная компетентность педагога;
- узнать, какие личностные качества помогают стать педагогом с большой буквы.

Содержание работы

Введение. 3
1 Роль педагога в век информационного общества 4
2 Профессиональная компетентность воспитателя 5
3 Личностные качества педагога 13
Заключение 17
Список литературы . 18

Файлы: 1 файл

Министерство образования.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

пед огооооооооооооооо

                    Министерство образования, науки и молодежной политики

                                                     Забайкальского края

                           ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж».

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

                                                   Чита-2013

 

                                 

                                    

                                   

 

Содержание.

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проблема выбора перед студентами педагогических колледжей и ВУЗов была всегда. Куда пойти работать? Кто-то решался и шел работать воспитателем или учителем, затем уходил с этой работы, кто-то оставался и работал всю жизнь в этой удивительной профессии – педагог или воспитатель дошкольного учреждения. Воспитатель становится для ребенка первым учителем, человеком который вместе с малышом открывает для него целый мир. Будущее ребенка, развитие его наклонностей и способностей во многом определяются талантом и любовью педагога к своим воспитанникам. Каждый, кто связал свою жизнь с детским садом, должен проявлять максимум терпения, внимания и заботы для того, чтобы маленькие дети росли с открытым сердцем и светлой душой. Каждый малыш индивидуален и требует особого подхода. Необходимо знать много секретов педагогического мастерства и использовать их в своей деятельности.

Цель данной курсовой работы является – рассмотреть личность педагога, как главного элемента в  жизни каждого малыша.

Для рассмотрения данной цели ставятся следующие задачи:

- рассмотреть роль  педагога в век информационного  общества;

- выяснить, что такое  профессиональная компетентность  педагога;

- узнать, какие личностные  качества помогают стать педагогом  с большой буквы.

Предмет для рассмотрения в данной курсовой работе – это личность педагога в настоящее время

Методы, которые используются в работе – это рассмотрение вопросов о роли педагога в век информационного  общества, профессиональной компетентности педагога и о личных качествах  педагога. Для рассмотрения вопросов используется специализированная литература и средства интернет.

1 Роль педагога в век информационного общества

  Когда писалась  данная курсовая работа, то невольно  вспомнилась одна женщина, у  которой трое детей. Недавно  она устроила младшую дочь в садик, комментируя только этому педагогу она доверяет  своего третьего ребенка. Почему же? Казалось столько времени прошло, а в садике ничего не изменилось?  На самом деле,  это неправда. Данный воспитатель – это один из самых уникальных людей, это педагог с большой буквы. На занятиях у нее в группе дети получают не только новую информацию, они закрепляют ее через игру и другие формы занятий. Планы работы не повторяются из года в год, они полны много интересных находок и новых методических материалов. Современные детки требуют от воспитателей постоянных перемен. Развитие общества, инновации в образовании требуют от педагогов нового подхода к достижению поставленных целей в обучении учащихся.

Модернизация кругом: компьютеры, планшеты, интерактивные доски и прочее, стало работать сложнее, но в тоже время и интереснее. Трудно, так как мы живем в век высоких технологий, в век информационного общества. Интересно, потому что все это необходимо узнать и научится применять.

Каждый день появляются сообщения о каких-то новинка, которые якобы приносят в наш век максимум комфорта.  Эта компьютеризация захватывает все новые и новые сферы, в том числе и образование.

От умения педагога ориентироваться  в этом множестве инноваций зависит  его работа  с детьми. Если педагог не умеет или хуже того, не хочет узнавать новинки и ими пользоваться, то такой педагог не заслуживает работы в детском учреждении. Не секрет, что новинки есть и в детских садах, а не только в школе, поэтому важно ими пользоваться . Иногда дети в возрасте 5-6 лет свободно владеют компьютером, поэтому им будет легко понять, как работать с интерактивной доской, как рисовать в специализированных программах. Поэтому важно педагогу уметь работать с таким видом деятельности. Воспитателя никто не просит каждый день работать с компьютером, но хотя бы раз в неделю необходимо это делать. Как считают некоторые ученые, например, В.М.Нестеренко, информационные умения начинают постепенно отодвигать на задний план традиционные «трудовые навыки», что в свою очередь требует с самого начала обучения будущего педагога в ВУЗах и колледжах стремится к выработке навыков ориентации в новой информационной среде.

Готовясь к профессионально-педагогической деятельности в новом тысячелетии, необходимо опираться на мировой  опыт  развития образования, учитывая при этом свои национальные особенности. Сегодня практически все страны мира испытывают потребность в выработке новой образовательной системы, основу которой составляет идея непрерывности. Образование и развитие систем непрерывного( пожизненного) образования вызывают заметные изменения в педагогической профессии. Число специалистов, вовлеченных в процесс обучения и воспитания детей, молодежи и взрослых непрерывно растет. При этом наблюдается не только бурный количественный рост, но и усиление разнообразия в педагогической профессии. В настоящее время получили нетрадиционные формы и виды образования1: экстернат, семейное образование, очно-заочные формы обучения и др., что диктует спрос на образовательные услуги и порождает новые педагогические специальности.

 2 Профессиональная компетентность воспитателя

Профессиональная компетентность воспитателя – это главное  и необходимое условие повышения  качества педагогического процесса. Известно, что деятельность воспитателей садиков многогранна и требует определенных знаний и умений, а также определенных качеств. В данной части рассматривается все, что связано с понятием «профессиональная компетентность».

Итак, что же такое  профессиональная компетентность воспитателя  ДОУ. Во-первых, это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиям должности, базирующей на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности2. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками.

Новый социальный заказ, обращенный к непрерывному педагогическому  образованию, выражается в виде требований к квалификации педагогов, способных к самостоятельному развитию в инновациях в сфере образования детей дошкольного возраста.

Для качественного формирования компетентности3 воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации  и содержания деятельности по следующим  направлениям:4

- воспитательно-образовательной;

- учебно-методической;

- социально-педагогической.

Первое направление  предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников, умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.

Второе направление  - учебно-методическая деятельность предполагает следующие критерии компетентности: знание образовательной программы  и методики развития разных видов  деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Третье направление  – социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие  критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

Знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

- умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.  

Профессиональная  характеристика педагога5. Итак, учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет две основные функции: обучающую и воспитывающую. Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:

-потребности  и способности к активной и  разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

- тактичности,  чувства эмпатии, терпеливости  и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

- понимания  своеобразия и относительной  автономности саморазвития личности;

- умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, 
предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;

- знания особенностей  психического развития, особенно  детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;

- способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Ее главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

Педагог, как  и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Педагогические специальности  и направления. Высшие учебные заведения и педагогические училища готовят будущих учителей по различным педагогическим специальностям (учитель математики, учитель физики, учитель химии и т.д.). Кроме этого в рамках каждой специальности вуз (педучилище) может открывать несколько специализаций. Например, педагогические специальности объединены в профессиональную группу «Образование». Основанием разделения педагогических специальностей являются различные предметные области знаний (например, математика, химия, экономика, биология и др.).

Второе основание  для разделения на специальности - это  возрастные периоды развития личности, отличающиеся в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с ребенком.

Третьим основанием для разделения на специальности  педагогического профиля служат нарушения в развитии детей (нарушения слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).

В настоящее  время государственным стандартом профессионального образования предусмотрена 41 специальность высшего и 16 специальностей среднего педагогического образования; число квалификаций в связи с тем, что имеются еще и специализации, значительно больше.

 

Профессиональный  статус педагога

В настоящее время требуются  новые теоретико-методологические основания для того, чтобы системно осмыслить личность и деятельность педагога XXI в., объективно оценить его место в российском обществе на рубеже тысячелетий, а также выявить степень его готовности к дальнейшему реформированию системы образования.

Первым шагом на этом пути может  быть интеграция социологических и психолого-педагогических методов изучения педагогов как специфической социально-профессиональной группы.

Одни социологи6 характеризуют педагогов как «социально-профессиональный отряд специалистов, большинство которых составляют женщины с высшим образованием. Оба названных обстоятельства (пол и образование) наряду со спецификой характера педагогического труда определяют социальный облик и основные черты образа жизни педагогической интеллигенции». Другие определяют учительство как «особую, социально значимую группу интеллигенции, осуществляющую духовно-практическую деятельность по формированию личности». Оба подхода подчеркивают социальную и психолого-педагогическую значимость педагогической деятельности, что должно определять высокий общественный престиж и соответствующий профессиональный статус учительского труда. Эта мысль выделена в «Рекомендации о положении учителей», принятой в Париже в 1966 г. специальной межправительственной конференцией о статусе учителей: «Положение учителей должно соответствовать потребностям в образовании, определяемым его целями и задачами. Следует признать, что для полного достижения этих целей и задач чрезвычайно важно, чтобы учителя имели соответствующий статус и чтобы их профессия была окружена общественным уважением, которого она заслуживает».

Возрастной  состав учительства является значимой информацией при определении тенденций и перспектив функционирования и развития системы российского образования на рубеже тысячелетий. И хотя нет прямых статистических данных о возрастном составе педагогов, большинство авторов на основании анализа их распределения по стажевым группам делают вывод о старении учителей. Рассмотрим ситуацию на примере Тульской области: в 1996 г. число учителей со стажем работы до 2 лет — 6,8 %; от 2 до 5 лет — 9,8 %; от 5 до 10 лет — 17,3 %; от 10 до 20 лет — 30,2 %; свыше 20 лет —35,9%. Среди 16 285 педагогов 2881, т.е. 17,7 %, — пенсионеры, из них 2166 (75,2%) — в городе и 715 — в сельской местности. К 1999 г. возрастная динамика принципиально не изменилась.

Факт старения педагогических кадров порождает ряд  проблем, анализ и решение которых будет способствовать как повышению эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения, так и улучшению социальной, профессиональной и личной жизнедеятельности учительства. Старение учителей влияет, прежде всего, на их профессиональную мобильность, что отражается на рынке труда в области образования.

Увеличение  доли педагогов, имеющих стаж работы свыше 15 лет, порождает проблему приоритетов в профессиональной деятельности в связи со старением его психолого-педагогических и предметно-методических знаний. Учителя, входящие в данную возрастную группу, получили профессиональное образование в условиях идеологизированного тоталитарного государства. Это обстоятельство, как свидетельствует анализ практики и результатов специальных исследований, создает социально-психологические установки к неприятию многих инноваций в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим усиливается значимость системы повышения квалификации в ознакомлении педагогов с современными отечественными и зарубежными психолого-педагогическими теориями и концепциями, имеющими гуманистическую направленность. Это необходимо для формирования у педагогов таких профессионально-этических установок, которые позволят готовить учащихся к самореализации в семейной, профессиональной и гражданской жизнедеятельности на основе самопознания и формирования личной ответственности за свою судьбу.

Информация о работе Воспитатель дошкольного учреждения, требования к личности воспитателя, творческий характер