Воспитатель дошкольного учреждения, требования к личности воспитателя, творческий характер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является – рассмотреть личность педагога, как главного элемента в жизни каждого малыша.
Для рассмотрения данной цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть роль педагога в век информационного общества;
- выяснить, что такое профессиональная компетентность педагога;
- узнать, какие личностные качества помогают стать педагогом с большой буквы.

Содержание работы

Введение. 3
1 Роль педагога в век информационного общества 4
2 Профессиональная компетентность воспитателя 5
3 Личностные качества педагога 13
Заключение 17
Список литературы . 18

Файлы: 1 файл

Министерство образования.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Старение  педагогических кадров проявляется  и в снижении трудовой активности, и в «педагогических кризах». В качестве симптомов последних исследователи выделяют «тяжелую неудовлетворенность своим трудом», которая возникает, казалось бы, без видимых причин.

Старение  педагогического корпуса происходит несмотря на то, что число молодых учителей, выпускаемых из педвузов России, практически не уменьшается. Это обусловлено тем, что для новой генерации специалистов педагогическая работа не является притягательной и престижной. Если в начале 1990-х годов почти 100% выпускников шли работать в систему образования, которая в то время давала серьезные социальные гарантии молодым учителям для их профессионального становления и роста, то в настоящее время нищенское положение школы и учительства отталкивает молодых людей от педагогической деятельности, что делает работу по омоложению и обновлению образовательных учреждений весьма проблематичной.

Высшее образование  является характерным признаком  учительства как социально-профессиональной группы. Однако если рассматривать уровень образования не по формальным основаниям, а по степени его влияния на становление профессиональной компетентности, то здесь обнаруживается ряд противоречий и сложных проблем.  Анализ школьной практики и результаты специальных исследований показывают, что значительная часть учителей все еще имеет недостатки как в знании своего предмета, так и в методической подготовке. Многие педагоги испытывают острую нужду в психолого-педагогических знаниях, прежде всего по психологии общения, межличностных отношений, психологической и педагогической диагностике, основах личностно-ориентированного и коррекционного обучения, новых педагогических технологиях, возрастных особенностях современных школьников и др. Если рассматривать учителя не в качестве источника учебно-познавательной информации, а как носителя и ретранслятора культуры, то необходимо отметить серьезные проблемы и в формировании общей эрудиции педагога. ...Многие будущие и уже работающие молодые педагоги не готовы к внеурочному общению со школьниками и их родителями именно по причине низкой эрудиции. Из более 500 опрошенных 29 % респондентов не смогли назвать ни одного современного американского, 22 % — русского, 80 % — латиноамериканского и 64 % — французского писателей.

На качество и эффективность профессиональной деятельности и повышение квалификации учителей оказывает существенное влияние и уровень их материального благополучия. Педагоги в нашей новейшей истории всегда принадлежали к категории малооплачиваемых работников, кроме того, они не имели существенных доходов помимо зарплаты. Заработок учителя ниже прожиточного минимума. Вдобавок к этому учителя по-прежнему плохо обеспечены жильем, которое в настоящее время практически им не выделяется. Педагогические коллективы хуже, чем другие, обеспечиваются льготными путевками в санатории, дома отдыха, турпоездки и т.д., а самостоятельное приобретение путевок в настоящее время нереально. По данным опроса более 2000 учителей, около 80 % из них никогда не лечились в санатории, более половины ни разу не были в домах отдыха и турпоездках.

Среди получивших официальные  награды педагоги, как правило, также составляют меньшинство. Можно предположить, что отсутствие моральных стимулов вместе с задержкой зарплаты и компенсации на приобретение литературы негативно влияет не только на развитие социального престижа профессии, но и на становление индивидуального профессионального статуса педагога как учителя-мастера.

Невыплата в  течение последних нескольких лет заработной платы имеет негативные социально-экономические и психолого-педагогические последствия. К первым можно отнести падение престижа учительской профессии в обществе и государстве; отток молодежи из сферы образования; дальнейшую феминизацию системы образования в связи с уходом мужчин в другие области профессиональной деятельности. И это все в условиях, когда «продукт» деятельности учителей — подрастающее поколение — в будущем потребует дополнительных усилий для успешной социальной адаптации.  К началу 1998 г. в стране насчитывалось 4 млн беспризорных детей и 11 % от общего числа преступлений в России были совершены детьми и подростками.

 

3 Личностные качества педагога

В настоящее время  процесс развития и становления  личности позволяет выделить требования, заставляющие развивать определенные качества как профессионально значимы, так и обязательные. Российские педагоги7в лице С.А.Козлова и Т.А. Куликова выделяют следующие качества:

  1. У педагога должна быть сформирована педагогическая направленность, то есть этот человек не должен бояться детей, должен быть примером, профессионально ориентировать мотивы и способности, профессиональных интересов и личностных качеств
  2. Эмпатия, которая выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости и верности своим обещаниям, последнее является самым главным качеством, так как после кучи обещаний, которые не выполняются, педагог теряет свой авторитет;
  3. Обязательное условие – соблюдать педагогический такт, никогда не терять свое лицо, чтобы не случилось, и как бы тебя не старались вывести ученики, при этом нельзя ущемлять самолюбие детей, коллег по работе;
  4. Педагогическая зоркость, каждый хороший педагог должен видеть, понимать и чувствовать проблемы любого ребенка. По возможности не стоит открыто  спрашивать ребенка о том, что с ним произошло, а постараться выяснить причину какими-то костными вопросами;
  5. Педагогический оптимизм. Самое главное качество для педагога – это вера в каждого ребенка, вера в его силы, возможности каждого ребенка, постоянно хвалить ребенка, не унижать его.
  6. Культура профессионального общения, которая предполагает организацию правильных взаимоотношений в системах «Педагог - ребенок», «Педагог - родитель», «Педагог - коллеги»
  7. Педагогическая рефлексия, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Все эти качества являются непосредственно важными, но нельзя забывать о человеческих факторах. В педагогической практике выделяют8 человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников и многие многие другие. Стоит отметить, что в ряду этих трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение ставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда.

Личные качества педагога неотделимы от профессиональных( приобретенных  в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных  знаний, умений, способов мышления, методов деятельности). Среди них9 И.П.Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологией общения, ораторское искусство и другие качества.

Помимо личностных и  профессиональных качеств педагог  должен обладать рядом умений, которые делятся на группы10:

Гностические умения, это умения, с помощью которых  педагог изучает ребенка, коллектив  в целом, опыт других коллег-воспитателей.

Конструктивные умения – это умения, которые необходимы для педагога, чтобы проектировать педагогический процесс, воспитывать детей с учетом перспектив образовательной работы. Сюда относятся умения составлять сценарии к праздника, с учетом возраста ребенка, умении планировать работу и ее правильно организовывать.

Коммуникативные умения – это умения правильно строить взаимоотношения с людьми в различных ситуациях.

Организаторские умения -  это умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.

Специальные умения педагога – это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи с учетом возраста и многое другое.

Таким образом, педагог  дошкольного образования характеризуется  наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Согласно программе дошкольного образования11, это обусловлено ответственностью перед возрастными особенностями детей и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.

Таким образом, педагог  дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.

 Заключение.

Итак, в данной курсовой работе была поставлена следующая цель: рассмотреть личность педагога, как  главного элемента в жизни каждого  малыша. В ней  рассматривались  вопросы: роль педагога в век информационного общества, выяснить, что такое профессиональная компетентность педагога,  какие личностные качества помогают стать педагогом с большой буквы. Поэтому можно считать, что цель курсовой работы достигнута, задачи все выполнены.

Считается, что роль педагога в современном обществе огромна. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка жизнерадостным, умным и успешным. Не последнюю роль играет воспитатель детского сада

Одна из задач детского дошкольного учреждения – развитие ребенка. Современные детки требуют от воспитателей постоянных перемен. Если не следовать всем новинках технического процесса, то невозможно стать успешным педагогом. В этом заключается роль педагога в современном обществе. Необходимо ежегодно участвовать во всех новинках процесса, бывать на курсах повышения квалификации, принимать участие в различных методических объединениях. Не секрет, что там все педагоги обмениваются мнениями и от этого растет педагогическое мастерство.

Следующий момент, который  рассматривается в курсовой работе – это личные качества педагога-воспитателя.  Если воспитатель каждое утро встречает тебя с улыбкой, добродушно спрашивает тебя, как дела, то к такому человеку обязательно потянутся люди. Неважно сколько лет педагог проработал в детском садике, главное, чтобы приходя в детское учреждение всех встречала добрая, заботливая воспитательница.

Самое главное, что выделяется в курсовой, что просто так не становятся педагогами, это кропотливый  труд, благодаря которому мы живем. Случайных людей в педагогике нет.

 

 

Список литературы.

  1. Лекции Башмаковой Е. А., преподавателя Педагогической Академии последипломного образования г. Москва.
  2. Подласый И.П. Педагогика: учебник. В 2-х томах. – М.: Высшее образование, 2007.
  3. Рылеева Е.В., Баргукова Л.С. Управление качеством социального           развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения. – М.,2004
  4. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. ВУЗов / Под общей ред. М. А. Галагузовой. - М, 2001.
  5. Программа дошкольного образования. 2010г.
  6. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, 2008г.

 

 

 

 

1 Закон об образовании( 1992-1996)

2 Подласый И.П. Педагогика: учебник. В 2-х томах. – М.: Высшее образование, 2007.

3 Рылеева Е.В., Баргукова Л.С. Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения. – М.,2004

4 Лекции Башмаковой Е.А., преподавателя Педагогической Академии последипломного образования г. Москва

5 Рылеева Е.В., Баргукова Л.С. Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения. – М.,2004

6 Рылеева Е.В., Баргукова Л.С. Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения. – М.,2004

7 Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, 2008г.

8 Подласый И.П. Педагогика: учебник. В 2-х томах. – М.: Высшее образование, 2007

9 Подласый И.П. Педагогика: учебник. В 2-х томах. – М.: Высшее образование, 2007

10 Е.А.Панько Психическое развитие детей в норме и патологии.СПБ.:ПитерСпБ:Издательство «Питер», 2004.480с.

11 Программа дошкольного образования. 2010г.




Информация о работе Воспитатель дошкольного учреждения, требования к личности воспитателя, творческий характер