Воспитательная функция религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 13:23, контрольная работа

Описание работы

Религия возникла около 40-50 тысяч лет назад, в эпоху верхнего палеолита. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нем, человек понял, что его окружает упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Изменить эти законы, установить другие человек не в силах. Лучшие умы во все времена бились над попыткой разгадать тайну и смысл жизни на земле, отыскать ту силу, которая обнаруживает своё присутствие в мире через связь вещей и явлений. Для этой силы человек придумал тысячи имён, но их суть одна – это Бог.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский государственный  университет»

Институт открытого  и дистанционного образования

Факультет Психологии и  Педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Психология и педагогика»

На тему «Воспитательная  функция религии»

Вариант №13

 

 

 

 

 

 

 

 Выполнил:

Студент группы: зэу-190 (Коп)

Никитина Анастасия  Ивановна

Проверил: Ангеловская Марина Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2011

Введение

 

Религия возникла  около  40-50 тысяч лет назад,  в эпоху верхнего

палеолита. Наблюдая и осмысливая  окружающий  мир  и  себя  в нем, человек понял,  что  его  окружает  упорядоченное  мироздание,   подчиняющееся   так называемым законам природы. Изменить эти законы, установить  другие  человек не в силах. Лучшие умы во все времена бились над попыткой разгадать тайну  и смысл  жизни  на  земле,  отыскать  ту  силу,  которая   обнаруживает   своё присутствие в мире через связь  вещей  и  явлений.  Для  этой  силы  человек придумал тысячи имён, но их суть одна – это Бог.

      Мы живём в начале третьего  тысячелетия, и все шесть миллиардов  живущих на земле верят. Одни верят в Бога, другие –  в  то,  что  его  нет.  Поэтому религия является одной из важнейших вещей в жизни  человека,  его  жизненной позицией, этическим и нравственным правилом, нормой и  обычаем,  по  которым он живёт (действует, мыслит, чувствует).

      Наша  страна,  выйдя  из  семидесятилетнего   периода   атеизма   и

преследования религии, снова ощущает потребность  в  вере.  Люди,  потерявшие свои идеалы, и оказавшиеся в трудном  материальном  положении  обратились  к религии, как к единственному утешению. Многие  из  них  не  вникают  в  суть выбранной ими религиозной  системы,  не  понимают  сущности  её  вероучения.

Существование  религии  в  различных  общественных   системах   на   всем

протяжении человеческой истории,  начиная  с  первобытного  общества  -  это общепризнанный факт. Всеобщий, универсальный характер религиозных  верований дает основание предполагать, что рассмотрение  ее  в качестве  ошибки  или заблуждения человечества, являющихся  следствием  неразвитости  общественной практики и научного познания, будет односторонним и  предвзятым  подходом  к изучению религии. Присущий французскому  Просвещению и затем подхваченный марксизмом взгляд на религию как "ложное, иллюзорное сознание",  "опиум  для народа" не дает возможности  глубоко  проникнуть  в  специфику  религиозного опыта, понять его своеобразие и социально-культурную значимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие религии

Слово «религия» переводится с латинского как благочестие, святыня, предмет культа. Из этого следует, что здесь мы имеем дело с явлением, которое относится к чему-то высшему, святого, сверхчеловеческого в человеческой жизни. Это выше, абсолютное, есть общее название Бога или Божества, хотя каждая отдельная религия имеет свои собственные имена этой высшей силы. Можно сказать, что не существует религии без Бога, то есть какого-либо представления о Боге, Бог есть начало и смысл любой религии.

Религия является не только представлением о Боге, не только сознанием, Это и реальная жизнь, действия людей – культ, богослужение, церковная организация, наконец, это формы и принципы организации общественной жизни, в той или иной степени основываются на религиозных основаниях. То есть религия – это соответствующее мировосприятия и определенная сфера жизни человека, связанные с отношением ее к Абсолютного.

Таким образом, понятие религии  непосредственно связано с понятием Бога. Не углубляясь в философское  или богословское трактовки этой проблемы, подчеркнем, что Бог есть прежде всего Абсолют, который стоит выше любых человеческих или природных сил, способностей, качеств и отношений. Он сверхъестественный, над реальным. Он порождает природу, порождает все – поэтому он не является ничем из того, что сам порождает. Бог является трансцендентным, т.е. потусторонним, таким, что не входит в пределах данного замкнутого круга сознания (имманентного). Поэтому человек не может открыть Бога, «увидеть его», познать так, как она может познать любое природное явление. Лишь сам Бог может открыться человеку, может перейти эту грань между трансцендентным и имманентным, тем более, что не будучи сам творением, Творец оставляет в каждом своем творении маленькую часть себя.

Для понимания природы религии, ее места и роли в общественной жизни большое значение имеет описание и анализ тех функций, которые она выполняет в качестве социального института. В этом вопросе среди социологов нет полного единодушия, но, правда, нет и глубоких разногласий. Характерной особенностью выполняемых религией функций в обществе является их латентный характер, так как явно или скрыто религиозный институт провозглашает цели и задачи, имеющие главным образом внутрирелигиозный смысл и значение. Социологический анализ функций религии в обществе базируется на объективной позиции незаинтересованного наблюдателя, и благодаря этому становится возможным зафиксировать неявные, неосознаваемые самими верующими последствия их деятельности для общества и культуры  

 С социологической точки зрения можно выделить три основные функции религии в обществе:

1) интегративную; 

2) регулятивную;

3) коммуникативную.   

1. Интегративная функция религии  была достаточно полно раскрыта  Э.Дюркгеймом, который, изучая первобытные  религии аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозный символизм, религиозные ценности, обряды и обычаи способствуют социальной сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ. Принятие определенной системы верований, символов согласно Дюркгейму, включает человека в религиозную моральную общность и служит интегративной силой, сплачивающей людей Главной цементирующей силой первобытного общества он считал проведение культовых действий и ритуалов, посредством которых группа Утверждает себя, демонстрирует свое социальное единение. Помимо этого ритуалы вызывают у верующих чувство радостного возбуждения, эйфории, что особенно важно в периоды социальных невзгод и тревог. Э. Дюркгейм раскрыл интегративные функции религии на примерах социального анализа примитивной религии - тотемизма австралийских аборигенов, но интегративная функция присуща всем без исключения религиозным верованиям. Наиболее эффективно эта функция проявляется в тех общественных системах, где религия существует в качестве государственной, как это, например, имело место в средневековой Европе, или сейчас в ряде стран Ближнего Востока, где господствует ислам. По словам известного американского социолога П. Бергера, религия представляет собой "священную завесу", посредством которой освящаются нормы и ценности человеческой жизни, гарантируется социальный порядок и устойчивость мира".

Интегративная функция распространяется прежде всего на сообществе верующих, и если в обществе существуют несколько религиозных организаций (конфессий), то, вероятно, каждая из них будет служить интегративной силой для своих общин верующих. Однако несмотря на различия религиозных верований, а также возможные конфликты между конфессиями, религия в целом выполняет важную стабилизирующую роль так как, во-первых, будучи институционализированной, официально признаваемой государством системой идей и ценностей, она своими действиями стремится сохранить и поддержать тот социальный порядок, частью которого она сама является; во-вторых, если иметь в виду современные общества, в которых действуют признанные мировые религии, то присущая им универсальная направленность, а также громадное воздействие на моральное сознание общества, его традиции, обычаи и нравы способствуют сохранению интегративной функции религии, хотя, может быть, эта функция не проявляется с такой силой и интенсивностью, как в предшествующие исторические эпохи.  

 2. Регулятивная функции религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный – через деятельность церковных организаций, могущих поощрять или наказывать верующих, так и неформальный, осуществляемый самими верующими в качестве носителей моральных норм по отношению к окружающим людям. В сущности, эту функцию религии можно было бы назвать нормативной, ибо любая религия предписывает своим приверженцам определенные стандарты поведения, обусловленные господствующими религиозными ценностями. Эти нормативные стандарты поведения, конечно, диктуются религиозными заповедями, религиозной моралью, но в любой религии обязательно существует весьма значительный компонент общечеловеческих ценностей и гуманных моральных норм. Такого рода моральные заповеди во многом совпадают с господствующими в обществе нормативами поведения, причем последние своим происхождением зачастую обязаны именно религиозной морали.  

 Эффективное действие регулятивной  функции религии особенно ощутимо  в тех случаях, когда воспитание  и первичная социализация человека осуществляется под влиянием религиозных идей и ценностей. Имеется в виду не строго религиозное воспитание и образование, а включение религиозной морали и ценностей в воспитательный процесс  в качестве одной из составных его частей. В таком случае в общественном поведении человека религиозные нормы я заповеди будут органически сочетаться с требованиями общественной морали. Передаваясь из поколения в поколение как один из существенных атрибутов семейного и общественного воспитания, религиозная традиция способствует нормативной регуляции поведения людей в обществе. Регулятивная функция религии поддерживается церковной организацией, особенно, если во главе ее стоят авторитетные священнослужители, пользующиеся уважением и признанием в обществе. Моральному авторитету церкви в современном обществе в значительной степени способствует ее миротворческая, и благотворительная деятельность, моральная и финансовая поддержка различных культурно-образовательных мероприятий.  

3. Коммуникативная функция,  как и предшествующие, имеет значение, в первую очередь, для самих верующих. Важнейшим средством общения выступает культовая деятельность – богослужение в храме, общественная молитва, участие в таинствах, обрядах и т.п. Языком общения служит религиозная символика, священные писания, ритуалы. Общение верующих в мирской жизни, внекультовая деятельность также имеют ряд особенностей, связанных с тем, что верующий человек обязан подчинять свои земные интересы, чувства и стремления более значимым для него религиозным ценностям и заповедям.

Исключительно важна психотерапевтическая функция  религии  для  индивида, ибо общественная жизнь, в силу ее чрезвычайной  сложности,  вызывает  немало отрицательных эмоций и переживаний. Индивидуальные  молитвы или участие в церковном  богослужении,  как   правила,   способны   уравновесить   психику индивида, придать ему чувство спокойствия и  уверенности.  В  этом  одна  из причин сохранения религиозной традиции в современном индустриально  развитом обществе,   где   общественно-трудовая   деятельность   человека   подчинена формально-рациональным правилам поведения и  требует  большого  психического

напряжения.

  Поэтому  утрата религией центрального  места  в  духовной  жизни   человека,

оттеснение  ее  на  периферию,  что  свойственно  современному  обществу,  по мнению ряда ученых, могут иметь  негативные  последствия  для  человеческого сознания и психики. На  это  обстоятельство  обращает  внимание  П.  Бергер, считающий,  что  современный  человек,  отказываясь от  религии,   вынужден страдать  от  чувства  "бездомности",  одиночества.  "Бездомным   сознанием" называет он духовный мир современного человека, утратившего глубинные  связи с окружающей его природой, космосом, которые обеспечивала ему религия.

  В годы  войны с  фашистской  Германией,  когда  народы нашей  страны  переживали  национальную  трагедию,  партийно-государственные власти стали разрешать деятельность многих прежде закрытых  церквей  с  тем,

чтобы ослабить  боль  потерь  и  помочь  людям  выстоять  перед  лицом  этой национальной трагедии.

Указанные три функции  религии как социокультурного института  носят универсальный характер, проявляются  в любом типе религиозной практики. Однако и условиях современного индустриального  общества, когда влияние религии на общественную жизнь значительно ослабло, отмеченные функции религия все же продолжают действовать, но менее эффективно, чем в предшествующие исторические эпохи. Стремясь модернизировать религию, священнослужители превращают храмовые постройки в модернистские архитектурные сооружения, проводят богослужение в форме живого общения с верующими, привлекая иногда для этой цели популярные молодежные рок группы. Современная церковь наряду с другими культурными учреждениями активно участвует в духовной жизни общества, поощряет развитие отдельных видов искусства, музыки, литературы, спорта.   

 Существенной особенностью  современного этапа развития  религия является секуляризация,  под которой принято понимать процесс вытеснения религиозной картины мира научно-рациональным ее объяснением, и тесно связанное с этим ослабление влияния религии на различные социальные институты – образование, экономику, политику и др.    

Информация о работе Воспитательная функция религии