Воспитательная функция религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 13:23, контрольная работа

Описание работы

Религия возникла около 40-50 тысяч лет назад, в эпоху верхнего палеолита. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нем, человек понял, что его окружает упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Изменить эти законы, установить другие человек не в силах. Лучшие умы во все времена бились над попыткой разгадать тайну и смысл жизни на земле, отыскать ту силу, которая обнаруживает своё присутствие в мире через связь вещей и явлений. Для этой силы человек придумал тысячи имён, но их суть одна – это Бог.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

 Признаками секуляризации  могут так же служить ослабление  роли религиозных санкции в качестве средства социального контроля, отделение церкви от государства, распространение научного атеизма, превращение религиозной веры в частное дело каждого гражданина...  

 Симптомы упадка  религии в современном мире  видны в ослаблении влияния религиозной морали на поведение людей, которые сейчас ориентированы в значительной мере на новые материальные ценности. Современный мир все более превращается в рационально конструируемую среду, в которой мало места остается для действия божественных сил.

Одной из ведущих тем  эмпирических исследовании в области  социологии религии является изучение степени, уровня и характера религиозности различных социальных групп населения. Основная цель социологического изучения религиозности – изучение ее взаимосвязи с общественным поведением индивида.

Анализ воспитательной функции религии показывает, что  религиозное воспитание представляет собой сложную, активную, действенную  систему воздействия с глубокими  социально-историческими и психологическими корнями. Многие века религиозное воспитание было единственной продуманной педагогической системой со всеми присущими ей признаками: целью, наставником, воспитанником, содержанием, средствами и методами, критериями и оценкой результатов. Его целью является внедрение в сознание религиозной идеологии и богопослушного поведения. В качестве средств воздействия наряду с обстановкой в храме, богослужением и Обрядами широко используются такие веками проверенные методы воспитательного воздействия, как причастие, проповедь, исповедь, отпущение грехов, благословение, заповеди. Применяются и меры наказания - искупление греха, лишение благословения, проклятие, предание анафеме, постриг. Методами религиозного самовоздействия и самовоспитания являются молитва; соблюдение поста, обета; раскаяние, покаяние, самоистязание. Большое воспитательное значение имеет общая организация религиозной жизни и деятельности: обязательные регулярные посещения храма; распределенные во времени обязательные молитвы, строгое соблюдение постов, престольных и иных церковных праздников. Вся эта система средств, методов и условий направлена на организацию жизни и деятельности детей в соответствии с нормами религиозной морали. Система религиозного воспитания дает устойчивый педагогический результат в виде внушения ребенку веры в Бога, доведенной нередко до фанатизма. Ее сила обусловлена опорой на все сферы личности ребенка в целом: подсознательную, бессознательную, эмоциональную, а также на сознание, волю, навыки и привычные формы поведения. Представители религиозной педагогики обращают главное внимание на воспитание ребенка-дошкольника. Он воспринимает, оценивает события и реагирует на них чувством, с помощью которого, минуя сознание, в подсознании формируется механизм управления привычным поведением и стимулирования поступков. Гнев Божий, вера во Всемогущего, надежда на покровительство и спасение укрепляются в области подсознательного, существуют автономно, консервативно, слабо поддаваясь влиянию сознания и знания. В зависимости от особенностей различных регионов существует система религиозного влияния на детей. Она опирается на силу религиозных традиций, которые Прочно сохраняются во многих семьях. Традиции особенно оживают во время религиозных празднеств, бракосочетания, похорон, крупных неудач и горьких переживаний в жизни людей. На часть молодежи интенсивное религиозное влияние оказывает деятельность Церкви, прямая религиозная пропаганда.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении, несколько  слов о судьбе религии  в  нашей  стране  и

актуальных  проблемах эмпирических исследований  в  отечественной  социологии религии.  На  протяжении  многих  десятилетий   после   победы   Октябрьской революции  партия  большевиков   проводила   политику   массовой   атеизации населения под лозунгом "религия ( опиум  для  народа".  Многие  церкви  были либо закрыты, либо разрушены,  либо  превращены  в  складские  помещения.  В период  культа  Сталина  многие   священнослужители   были   репрессированы, деятельность  официально  разрешенных  церковных  приходов  находилась   под неусыпным взором партийных властей и  КГБ.  В  глазах  общественного  мнения верующий человек представлялся неполноценной личностью.  Разрушение  религии

не  могло  не  привести  к  громадным   потерям   в   области   культуры   и

нравственности.  Особенно  сильно  пострадала  нравственность  народа:  рост преступности, бытовое пьянство,  повсеместная  грубость  и  хамство  -эти  и многие  другие  негативные  черты,  присущие  моральной   атмосфере   нашего общества, в значительной мере  возникли  в  условиях  религиозного  вакуума, отсутствия  у  большей  часта  населения  религиозной  веры  и   религиозных традиций, посредством которых поддерживалось моральное здоровье нации.

Несмотря на все гонения и преследования  доля верующих в СССР  в  середине 80-х годов составляла  примерно  около  одной  трети  населения.   Понятие верующего используется здесь в самом широком смысле слова: к  ним  относятся люди, проявляющие в той  или  иной  форме  интерес  к  религиозным  идеям  и ценностям.  Если  применить  более  строгие  критерии  оценки,  такие,  как, например,  регулярное  посещение  церкви,  то  доля   верующих   значительно сократится ( до 10-15% населения. СССР являлся не  только  многонациональным государством, но и поликонфессиональным образованием.

  Новые перспективы возрождения религии в нашей стране  открылись  в  эпоху перестройки. В соответствии с принятым 1 октября 1990 г.  Верховным  советом законом "О свободе совести  и  религиозных  организациях"  церковь  получила права самоуправления, возможность  создавать  производственные  предприятия, приобретать  собственность,  осуществлять благотворительную   деятельность, иметь собственные печатные издания  и  др.  Церкви  были  возвращены  тысячи храмов и монастырей, широкому читателю  стали доступны  религиозные  книги, возродились традиционные церковные праздники. Так, Рождество  Христово  было объявлено общенациональным  праздником,  стало  выходным  днем.  Повсеместно растет интерес к религии в  религиозное  самосознание  становится  составной частью духовного возрождения  России.  Вместе  с  тем,  религия  пока  не  в состоянии своими силами преодолеть моральный и культурный  кризис  общества, так как практически  невозможно  воссоздать  за  несколько  лет  религиозную

традицию  в  огромной  стране,  тем  более  что религиозное образование и

просвещение делает только первые шаги.

Религии отличаются одна от другой – у каждой  есть  собственные  боги,

священные книги, ритуалы, святые  места  и  храмы,  а  также многочисленные правила, по которым должны жить верующие. То, что в одной религии  считается грехом, в другой может признаваться добродетелью.  Каждую  религию  отличают особое мировоззрение и культ. Действительно, если из каждой  религии  убрать то, что отличает её от других, то останется суть, «сердцевина»,  практически одинаковая у всех религий.

      У всех религий есть принципы,  аналогичные  заповедям  Нового  Завета,

т.е.  предписания  «не убий», «не укради» и т.д. Так, например в  индуистской

и   буддистской   традиции   принципу   «не   убий»   соответствует   ахимса

(не причинение вреда всем живым существам ни в мыслях,  ни  в  словах,  ни  в действиях),  а  принципу  «не  укради»  -  астея  (отсутствие  стремления  к

обладанию чужим  имуществом).

      Сходство основных религиозных  моралей и  функций  религии приводит  к тому, что многие философы, теософы и религиоведы начинают говорить о  единой мировой этике, в той или  иной  степени  представленной  в  моральном  своде каждой религии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Лихачев Б.Т. Педагогика
  2. Столяренко А.И. Психология и педагогика Юнити-Дана 2001 г.
  3. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика
  4. Лихачев Б.Г. Педагогика курс лекций 1992 г.
  5. Якушев А. Философия (конспект лекций)



Информация о работе Воспитательная функция религии