Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 23:14, доклад
Что представляет собой современная школа? Современная школа - это разная школа. Как для учителей, так и для учащихся. Разная потому, как там, в школе им живется, работается или учится. А это зависит от много: и от типа школы, и от ее назначения, и от региональных и национальных особенностей, и от материальной базы, и от положенной в основу ее концепции воспитания, и от подобравшегося коллектива учителей и учащихся, и от мастерства педагогов…
Введение…………………………………………………………………………..3
§1. Воспитательная система школы: сущность, особенности……………...5
§2. Этапы развития воспитательной системы школы …………….………..9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………...…….15
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего
«Костромской государственный
университет имени Н.А.
Институт педагогики и психологии
Кафедра социальной педагогики
Воспитательная система школы: сущность, особенности, этапы развития воспитательной системы школы.
Кострома 2013
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Что представляет собой современная школа? Современная школа - это разная школа. Как для учителей, так и для учащихся. Разная потому, как там, в школе им живется, работается или учится. А это зависит от много: и от типа школы, и от ее назначения, и от региональных и национальных особенностей, и от материальной базы, и от положенной в основу ее концепции воспитания, и от подобравшегося коллектива учителей и учащихся, и от мастерства педагогов…
В современных условиях больших изменений в политике, экономике, социальной жизни общества, коренным образом должна измениться школа, другим должен стать учитель-воспитатель. Процесс воспитания должен обновляться на основе качественно нового представления о его статусе с учетом отечественных традиций, достижений передового педагогического опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем.
Каждая хорошая школа, целенаправленно реализующая не только образовательную, но и воспитательную функцию, связанную с личностным развитием школьников, должна иметь свою воспитательную систему.
Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации; социальная напряженность; межнациональные распри; нарастание экономической нестабильности; криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности и др.
Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни.
Перестала выполнять свои воспитательные функции семья – основной социальный институт. Некоторые семьи оказались за чертой бедности. Во многих - недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми.
Сегодня целью воспитания
школьников должно быть создание условий
для формирования и развития личности:
высококультурной, интеллектуальной,
социально активной, гуманной. Воспитание
в каждом ребенке человечности, доброты,
гражданственности, творческого отношения
к труду, бережного отношения
ко всему живому, охрана культуры своего
народа - вот ведущие ценности, которыми
должен руководствоваться
Современная школа рассматривается
в педагогике как сложная педагогическая
система, важнейшими составляющими
которой выступают процессы воспитания
и обучения. В педагогической литературе
встречаются следующие
По мнению Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина Воспитательная система — сложное социальное психолого-педагогическое, саморегулирующееся и управляемое образование, охватывающее весь педагогический процесс, интегрирующее учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение».
Воспитательная система школы — это такой способ организации ее жизнедеятельности, который предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов, их взаимопроникновение в соответствии с принятой педагогической идеей, совершенствование и изменение характера сложных связей между компонентами системы (И.А. Карпюк).
Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.
Целесообразность создания воспитательной системы обусловлена следующими факторами:
Воспитательная система школы не задается "сверху", а создается усилиями всех участников педагогического процесса: учителями, детьми, родителями и др. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность. Воспитательная система школы не статичное, а динамичное явление, поэтому для того, чтобы успешно управлять ею, надо знать механизмы и специфику ее развития.
Цель как прогнозируемый результат возникает на основе согласования устремлений и желаний членов школьного коллектива, социального заказа школе, учета особенностей и возможностей школы и ближайшего окружения. Наряду с целью школьный коллектив определяет некоторую совокупность идей, на основе которых строит свою жизнедеятельность. Данные идеи могут стать основными положениями Устава школы, принципами построения воспитательной системы, правилами Кодекса жизни в школе.
Специфической особенностью школы как воспитательной системы является реализация в ее жизнедеятельности воспитательных комплексов как форм интеграции воспитательных влияний на личность.
В педагогике известны следующие виды воспитательных комплексов:
Деятельность и общение детей, детей и взрослых порождают сетку отношений, которые в гуманистической системе могут принимать не всегда гуманистический характер. Они в первую очередь и определяют воспитательный потенциал системы, ее влияния на личностное развитие ребенка. Отношение – предмет особой заботы педагогов.
Воспитательная система
- открытая система, в ее становлении,
функционировании, развитии большую
роль играет среда и как внешний
фактор, и как внутренний компонент,
входящий в структуру деятельности
и педагогов. Открытая воспитательная
система, взаимодействуя со своим социумом,
с одной стороны, влияет на него,
обогащается им, обретая устойчивость
и способность к
Вместе с тем воспитательная система школы существует автономно в окружающем ее социуме. Чем более она развита, тем в большей степени ее целостность базируется на совместной деятельности педагогов и учащихся, на единстве их интересов, тем, следовательно, более независима от влияний внешней среды. Известно, что в условиях тоталитарного общества рождались и сравнительно долго жили гуманистические школы, а в демократической системе долго процветали школы авторитарные.
Воспитательная система – не застывший, а постоянно развивающийся феномен. Источники развития системы находятся не только вне системы, сколько внутри ее. В развитии воспитательной системы можно выделить характеристики общего, особенного и единичного. Общим здесь будет то, что характерно для процесса развития любой социальной микросистемы. Особенно отличает воспитательную систему от других социальных систем того же уровня. Единично характеризует специфику конкретной системы. Общим для любых социальных систем является противоречие между хаосом и упорядоченностью в развитии. С одной стороны, развитие системы есть ее движение по направлению к целостности, к полной упорядоченности, с другой стороны, целостность, упорядоченность есть смерть системы, остановка в развитии.
Иначе говоря, воспитательная система хороша до тех пор, пока она находится в процессе становления, то есть ее еще нет. Процесс становления системы создает благоприятные возможности для проявления творчества, для принятия нестандартных решений, для реализации субъектности. Воспитательная система развивается быстрее, чем другие социальные системы, и никогда не достигает особенно высоких степеней целостности.
Процесс развития воспитательной системы противоречив и нелинеен. Самым нестабильным элементом системы, естественно, является субъект – человек, всегда стремящийся к свободе и независимости. Меняются поколения детей, причем каждое поколение должно ощущать себя субъектом развития системы, вносить в нее что-то свое новое.
Развитие воспитательной
системы школы представляет собой
естественный, закономерный процесс, движимый
присущими объективными закономерностями.
Но это не означает жесткого предопределения
ее развития, оно может иметь много вариантов,
которые далеко не всегда представляют
педагогическую ценность.
Создание системы всегда
связано со стремлением ее элементов
к упорядоченности, движением к
целостности. Таким образом, становление
воспитательной системы всегда есть
процесс интеграции. Однако интеграция
существует одновременно с противоположной
тенденцией к дезинтеграции, к росту
независимости различных
Интеграция прежде всего проявляется в сплочении коллектива, в стандартизации ситуаций, установлении устойчивых межличностных отношений, создании и преобразовании материальных элементов системы. Дезинтеграция проявляется в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, проявлении ситуаций, не соответствующих принятым нормам и ценностям, разрушении материальных элементов системы.