Воспитательная система школы: сущность, особенности, этапы развития воспитательной системы школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 23:14, доклад

Описание работы

Что представляет собой современная школа? Современная школа - это разная школа. Как для учителей, так и для учащихся. Разная потому, как там, в школе им живется, работается или учится. А это зависит от много: и от типа школы, и от ее назначения, и от региональных и национальных особенностей, и от материальной базы, и от положенной в основу ее концепции воспитания, и от подобравшегося коллектива учителей и учащихся, и от мастерства педагогов…

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
§1. Воспитательная система школы: сущность, особенности……………...5
§2. Этапы развития воспитательной системы школы …………….………..9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………...…….15

Файлы: 1 файл

Доклад педагогика среды.docx

— 38.37 Кб (Скачать файл)

На разных этапах развития воспитательной системы школы позитивную роль могут играть как интеграционные, так в дезинтеграционные процессы. Так, на этапе становления системы интеграция способствует созданию личностно-развивающей среды, усвоению учащимся норм и способов деятельности и общения, служит своеобразным средством социальной защиты. В то же время на других этапах излишняя упорядоченность может сдерживать активность личности, ее возможности в

самоопределении, развитии себя как творческой индивидуальности. В этом случае элементы стихийности несут в себе новизну, возможности свободного выбора и т.д.

Опыт показывает, что воспитательная система школы проходит в своем  развитии четыре этапа.

Первый этап - становление  системы. В качестве важной составляющей этого этапа следует выделить прогностическую стадию. Именно здесь осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами.

Главная цель первого этапа - отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников. Компоненты системы работают отдельно, внутренние связи между ними недостаточно прочны, преобладают организационные  аспекты, осуществляется педагогический поиск, формируются стили отношения  между всеми участниками образовательного процесса, нарабатываются технологии, зарождаются традиции. Взаимодействие с окружающей средой чаще всего носит  стихийный характер. Темп продвижения  здесь должен быть достаточно высоким.

Второй этап - отработка  системы. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива, органов само- и со-управления, определяются ведущие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий. Главная трудность педагогического управления воспитательной системой на этом этапе состоит в согласовании темпов развития ученического и педагогического коллективов. Последний должен быть инициатором в организации жизнедеятельности школьного коллектива.

Третий этап - окончательное  оформление системы. На данном этапе  школьный коллектив - это содружество  детей и взрослых, объединенных общей  целью, общей деятельностью, отношениями  сотрудничества, творчества. В центре внимания - воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства  и отношений. Отмечается значительное повышение культуры педагогов-воспитателей, обретение ими гуманистической педагогической позиции, овладение технологиями гуманистического воспитания. Все это, по мнению Е. В. Бондаревской, является ярким показателем обновления воспитания, опирающегося на идеи гуманизации. Система накапливает и передает от поколения к поколению свои традиции. Воспитательная система школы и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом.

Четвертый этап - перестройка  воспитательной системы, которая может  осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем. Она обусловлена усилением дезинтегрирующих явлений, которые приводят к так называемому "кризису" системы. Могут возникнуть недовольство состоянием основных видов деятельности, сбои в установившемся порядке жизни школы и т.д. Причины возникновения кризисных явлений различны, но чаще всего сводятся к возникновению скуки в коллективе, отсутствию творчества в деятельности, дефициту новизны.

А. М. Сидоркин считает, что  в результате кризиса могут произойти:

• смена ведущих видов  деятельности, способствующая восстановлению целостности системообразующих  связей и приводящая к новому этапу  субъектного развития;

• возникновение на базе прежней воспитательной системы  новой, сохраняющей некоторые ценности и традиции старой системы;

• исчезновение системы, когда  нет нового витка развития, разрушаются  все 

основные системообразующие  связи и формы.

Этапы развития воспитательной системы сообразуются с этапами  развития коллектива, являющегося его  ядром. Так, на этапе становления  системы происходит и становление  коллектива. В процессе упорядочения содержания деятельности и структуры  системы коллектив становится инструментом массового воспитания, а на этапе  ее функционирования в заданном режиме - субъектом воспитания личности.

Создание в школе коллектива - это появление нового интегративного качества воспитательной системы, свидетельствующего о ее целостности.

 

Заключение.

Таким образом ссылаясь на позицию Н.Л. Селивановой, мы можем утверждать следующее:

- воспитательная система представляет собой феномен реальной деятельности и является определенной педагогической категорией;

- воспитательным системам свойственно как упорядоченность, так и неравновесность, самоорганизация. Они не могут быть похожими друг на друга;

- воспитательные системы – это системы открытые, связанные и зависящие в своем развитии от среды, способные превратить ее в воспитательные пространства;

- создание воспитательной системы не самоцель. Она создается в целях личностного развития школьников и зависит от совместных усилий педагогов, детей и их родителей;

- ядром любой воспитательной системы является общешкольный коллектив (дифференцированное единство разнотипных коллективов);

разнообразие и увеличение количества воспитательных систем –  реальное явление практики. Этот процесс  продолжается, так как продолжается поиск педагогов, родителей в  создании благоприятных (наилучших) условий  для развития личности школьника.

Воспитательная система  может быть создана в рамках любой  школы как образовательного учреждения, но она не обязательно является атрибутом  последнего. Хорошая как образовательное  учреждение школа может не иметь  сложившейся воспитательной системы, охватывающей всех педагогов и школьников.

Воспитательные системы - системы открытые, связанные и  зависящие в своем развитии от среды, ее социальных, этнических, культурных, природных характеристик. Это обстоятельство предполагает знание среды, ее воспитательного потенциала, возможностей его повышения за счет максимального использования среды и превращения ее в воспитательное пространство.

 

Список литературы:

  1. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина  и др.; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 144 с.
  2. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
  3. Сивашинская Е.Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен [Электронный ресурс]. –– Электронные текстовые, графические данные (1,38 Мб). – Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009. – 1 СD-ROM.
  4. Синицына Г.П. Воспитание современного школьника: учебное пособие. – Омск: издательство ОмГПУ, 1999. - 167 с.

 


Информация о работе Воспитательная система школы: сущность, особенности, этапы развития воспитательной системы школы