Воспитание является многофакторным
процессом. На него оказывают влияние
природная среда, жизненный мир и иерархия
общественных ценностей; семья, школа
и вуз, детские и молодежные организации;
повседневная и профессиональная деятельность,
искусство и средства массовой информации.
Среди многообразия воспитательных факторов
выделяют две основные группы: объективную
и субъективную.
К группе объективных факторов
относятся:
генетическая наследственность
и состояние здоровья человека;
социальная и культурная принадлежность
семьи, оказывающая влияние на его непосредственное
окружение;
обстоятельства биографии;
культурная традиция, профессиональный
и социальный статус;
особенности страны и исторической
эпохи.
Группу субъективных факторов
составляют:
психические особенности, мировоззрение,
ценностные ориентации, внутренние потребности
и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;
система отношений с социумом;
организованные воспитательные
воздействия на человека со стороны отдельных
людей, групп, объединений и всего сообщества
.
Структура воспитательного
процесса представляет собой взаимосвязь
основных элементов: целей и содержания,
методов и средств, а также достигнутых
результатов .
В ходе истории возникла потребность
в осмыслении процесса воспитания, определения
его специфики. А именно в уточнении целей
воспитания и уровней их реализации; специфике
средств и видов воспитания .
Цели воспитания - это ожидаемые
изменения в человеке (или группе людей),
осуществленные под воздействием специально
подготовленных и планомерно проведенных
воспитательных акций и действий. Процесс
формулировки таких целей, как правило,
аккумулирует гуманистическое отношение
воспитателя (группы или всего общества)
к личности воспитуемого.
В качестве критериев оценки
воспитанности человека принимают:
"добро" как поведение
на благо другого человека (группы,
коллектива, общества в целом);
"истину" как руководство
при оценке действий и поступков;
"красоту" во всех
формах ее проявления и созидания
.
Мера воспитанности человека
определяется следующими критериями:
широтой и высотой восхождения человека
к вышеозначенным ценностям; степенью
ориентации в правилах, нормах, идеалах
и ценностях общества и мерой руководства
ими в поступках и действиях, а также уровнем
приобретенных на их основе личностных
качеств .
О воспитанности человека можно
судить по многочисленным показателям:
по облику, речи, манере поведения в целом
и характерным отдельным поступкам, по
ценностным ориентациям, по отношению
к деятельности и стилю общения .
Любая воспитательная задача
решается через инициирование воспитателем
активных действий воспитанника. Таким
начинанием может стать, например, выполнение
физического упражнения или решение учебной
задачи, восприятие художественного произведения
или уборка квартиры, преодоление страха
или вредной привычки .
Успешность воспитательной
акции как единства воспитательной цели-содержания
(средств и способов достижения цели) проявляется
как повышение степени автономной активности
воспитанника. Таким образом, в совместно-распределенной
деятельности осуществляется переход
от позиции "на равных" к позиции
расширения прав воспитанника, передачи
ему полномочий и обязанностей. Начиная
самостоятельную деятельность, стремясь
к самосовершенствованию, воспитанник
может рассчитывать на помощь и поддержку
воспитателя .
Воспитание и формирование
социальных установок личности
Психологический аспект воспитания
во многом означает формирование и изменение
социальных установок человека. Напомним,
что социальная установка имеет три компонента:
знания, эмоции и действия. Воспитание
социальных установок сводится к изменению
одной или нескольких их составляющих.
Педагогическое воздействие
на социальную установку ребенка включает
четыре стадии: привлечение внимания ребенка
к тому или иному вопросу, возбуждение
его интереса; предъявление новой информации;
убеждение. Кратко охарактеризуем каждую
из них.
Психологами было установлено,
что если чем-то незначительно отвлекать
внимание человека, то эффект убеждения
(изменения социальных установок) будет
более сильным, чем без этой процедуру.
В ситуации рассеянности внимания человека
легче убедить принять ту или иную точку
зрения, так как мы не даем возможность
человеку глубоко вникнуть в приводимые
аргументы.
Однако, надо помнить, что убеждающий
эффект отвлечения внимания зависит от
эмоциональной окрашенности того, на что
это внимание отвлекается. "Приятные"
вещи сказываются положительно, а "не
очень приятные" факты снижают данный
эффект.
Так как социальные установки
включают рациональный и эмоциональный
компоненты, то любой из них можно использовать
для направленного педагогического воздействия.
Воспитание, основанное на рациональном
компоненте, обычно апеллирует к разуму
ребенка. В этом случае воспитатель пытается
его убедить с помощью логических доказательств.
При использовании эмоциональной
формы воздействия обычно обращаются
к следующим психолого-педагогическим
приемам: ссылка на авторитет ("так считает
папа"), обращение к образцу ("так
поступают хорошие дети"). Используется,
когда логические аргументы либо слабы,
либо отсутствуют. Базируется на эффекте
внушения. Иногда используют для воздействия
на социальные установки в воспитательных
целях прием возбуждения страха у детей,
но этот прием не очень эффективен.
Даже если убеждение основывается
на хорошо продуманной и подобранной совокупности
фактов, способ их предоставления ребенку
может существенно повлиять на результат
убеждения, один и тот же факт может быть
представлен и воспринят ребенком по-разному.
Эффективность педагогического
воздействия определяется тем, как относится
воспитываемый ребенок к воспитателю.
Психологами было установлено, что умеренная
точка зрения по обсуждаемому вопросу
воспринимается как крайняя на фоне резко
противоположной ей позиции, и наоборот
(эффект контраста). Людям свойственно
преувеличивать или преуменьшать свои
расхождения во мнениях в зависимости
от отношений, существующих между ними
и теми людьми, которые придерживаются
соответствующего мнения (эффект ассимиляции).
Если симпатизируем человеку, то расхождения
преуменьшаем, если не симпатизируем -
соответственно преувеличиваем.
3.Общественная направленность
воспитания .
Прогрессивные педагоги понимали
воспитание как «общественный институт,
призванный с нежного возраста готовить
людей с помощью наставлений и примера,
убеждением и принуждением к практической
деятельности и к неуклонному применению
в жизни усвоенных правил» (Г.Сент-Джон).
В различные времена содержание этого
принципа менялось, приобретая то большую
общественную, то государственную, то
личностную направленность. В отечественной
педагогике он также неоднократно изменялся.
От общего принципиального положения
— воспитание должно готовить человека
к активной общественной и счастливой
личной жизни — сохранилось мало. Опираясь
на этот принцип, большинство воспитательных
систем успешно проводят в жизнь идеологические
установки, политические доктрины. Воспитание
ориентировано на поддержку и упрочение
государственного строя, его институтов,
органов власти, формирование гражданских
и социальных качеств на основе принятых
и действующих в государстве идеологии,
конституции, законов. Этот принцип требует
подчинения всей деятельности педагога
задачам воспитания подрастающего поколения
в соответствии с государственной стратегией
воспитания и направляет деятельность
воспитателей на формирование социально
необходимого типа личности. Как лицо,
состоящее на службе у государства, воспитатель
осуществляет государственный заказ в
сфере воспитания. Если государственные
и общественные интересы при этом совпадают,
а также согласуются с личными интересами
граждан, то требования принципа естественно
вписываются в структуру целей и задач
воспитания. При рассогласовании целей
государства, общества и личности реализация
принципа затрудняется, становится невозможной.
У воспитателя недостает конкретного
фактического материала для полноценного
воспитания. Школа — не госучреждение,
а социальный институт, общественно-государственная
система, призванная удовлетворять образовательные
запросы государства в той же мере, как
общества и личности. Нарушение этого
взаимодействия приводит к застою школы.
Школа как общественно-государственный
институт не может жить только на государственном
дыхании. Рано или поздно общество вновь
должно прийти к ней на помощь. Должна
быть преодолена отчужденность общества
от школы и школы от общества, изолированность
школы от процессов, происходящих в общественной
жизни, а также узость и корпоративность
профессиональных педагогов. Педагоги
должны осознавать себя не монополистами,
а лишь уполномоченными народа в деле
воспитания.
Для преодоления процесса огосударствления
школы в разных странах создана сеть частых
(общинных) школ, реализующих цели определенных
слоев общества, которые могут и не совпадать
с государственными. И, несмотря на то,
что обучение в государственных школах
бесплатное, а в частых — платное, большинство
населения (от 50 до 80—85% в различных регионах)
предпочитает платить за возможность
воспитания своих детей на общественно-личностных
ценностях.
Реализуя принцип общественной
направленности воспитания, важно добиваться
практически-мотивированного взаимодействия
с воспитанниками.
При этом следует избегать лозунговой
педагогики, многословие, ибо воспитание
осуществляется прежде всего в процессе
полезной деятельности, где складываются
отношения между воспитанниками, накапливается
ценный опыт поведения и общения, чтобы
деятельность (трудовая, общественная,
игровая, спортивная), к которой привлекаются
воспитанники, имела воспитывающее значение,
необходимо формировать у них общественно
ценные мотивы деятельности. Если они
высоконравственны, общественно значимы,
то и деятельность, в процессе которой
поступки совершаются, будет иметь большой
воспитательный эффект.
В процессе выработки социальных
качеств необходимо сочетать организацию
разнообразной общественно полезной деятельности
с целенаправленным формированием сознания
воспитанников посредством слова, нравственного
просвещения. Словесное воздействие обязательно
должно подкрепляться полезными практическими
делам, положительным социальным опытом
в общении и совместной деятельности с
другими людьми.
К сожалению, опыт эффективного
гражданского воспитания у нас утерян,
приходится обращаться к своему прошлому,
к зарубежным воспитательным системам,
накопившим немало ценного в этой области.
«Главная задача школы — воспитание граждан,
которые поддерживают государственные
институты и уважают законы государства»
(Г. Форд» бывший президент США). На достижение
этой цели в школы направляются значительные
финансовые средства. Президент США Клинтон
победил на выборах именно потому, что
пообещал избирателям вложить в развитие
системы образования в четыре раза больше
средств, чем его соперник.
Один из эффективных путей реализации
принципа — введение специальных школьных
предметов и наполнение соответствующим
содержанием других школьных дисциплин.
В практику американской школы, например,
прочно вошло преподавание Ушни-курсов
продолжительностью от двух недель до
нескольких месяцев, таких, как «Отношения
между странами», «Социальные проблемы»
и т. п. Для всех классов созданы подготовленные
видными специалистами учебные пособия:
«Закон и американское общество» (для
9—11 классов), «Выдающиеся процессы Верховного
суда» для( 7—8 классов), «Важнейшие статьи
Конституции» (для 11 класса) и многие другие.
Издаются тематические серии, состоящие
из нескольких учебников: «Закон и город»,
«Землевладелец и арендатор», «Закон и
потребитель», «Бедность и процветание»,
«Преступление и правосудие» и т. д.
В американских школах и школах
других западных стран очень многое делается
для формирования привлекательного образа
общества и государства, воспитания положительного
отношения к его идеалам и ценностям. Это,
в частности, достигается внушением юным
гражданам выгодных правительству, хотя
и не всегда бесспорных идей. «Наша страна
не во всем еще достигла совершенства,
но это наша Америка и мы ее любим» (учебник
для 8 класса); «Несмотря на наши проблемы,
большая часть мира считает нас своим
лидером» (учебник для 7 класса); «Если
в наши дни вы поедете от одного побережья
страны до другого, то большинство американцев
скажут вам, что любой из них имеет полную
возможность получить образование, высокооплачиваемую
работу и иметь собственный дом» (учебник
для 7 класса).
Наши возможности пока скромнее.
Однако даже при недостатке или отсутствии
соответствующих пособий процессы, происходящие
в обществе, дают вполне достаточный материал
для осуществления эффективного гражданского
воспитания.
В общественные процессы каждый
человек включается с раннего детства.
Поэтому и гражданское воспитание начинается
в юном возрасте. Чувство социальной ответственности
вырабатывается несколько позже — в школе
второй ступени. На всех этапах формирования
социальных качеств надо заботиться о
соответствии преподносимых знаний возрасту
и уровню развития учеников. Уже в школе
первой ступени дети легко усваивают такие
понятия, как «конституция», «власть»,
«авторитет», «закон» ответственность»,
«правительство» и др., если их формирование
осуществляется на конкретных примерах,
тут же подтверждается практикой и закрепляется.
Школа второй и третьей ступени закрепляет,
развивает необходимые понятия, воспитывает
убеждения, формирует гражданские качества,
привлекая воспитанников к реальным социальным
процессам. Актуальная задача — преодоление
в ближайшие годы апатии инертности и
социального отчуждения молодежи. Для
этого воспитатели должны добиваться
ускорения темпов социализации, которые
в последние десятилетия снизились. Часть
молодых людей не торопится принимать
на себя ответственность за судьбу общества,
своей семьи и даже свою собственную. Уход
от трудностей жизни, безразличие к общественным
делам распространены повсеместно. В этом
повинно и общество, не предоставляющее
молодым людям надлежащие условия для
ускоренного развития, и система воспитания,
отводящая молодым людям роль «недорослей»,
и семья, создающая условия для иждивенчества,
долгих поисков своего места в жизни. «Не
для школы — для жизни» — такой призыв
встречал учеников древнеримских школ.
Уже античные педагоги поняли бессмысленность
воспитания, оторванного от жизни, практики.
Формирование личности человека находится
в прямой зависимости от его деятельности,
личного участия в общественных и трудовых
отношениях. Положительные качества развивает
труд: чем его больше, чем он целесообразнее,
тем выше уровень развития и социализации
личности. Поэтому воспитанников необходимо
включать в общественную жизнь, разнообразные
полезные дела, формируя соответствующее
положительное отношение к ним. Участвуя
в посильном труде на правах равноправных
членов, воспитанники приобретают опыт
нравственного поведения, развиваются
духовно и физически, уясняют общественно
важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют
моральные качества.