Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 10:35, курсовая работа
Цель исследования: выявить методические основы создания и использования компьютерных обучающих программы для начальной школы.
Задачи исследования:
1. в результате анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить теоретические основы использования компьютерных программ в процессе обучения младших школьников;
2. создать методическую модель компьютерной обучающей программы;
3. обработать, систематизировать, обобщить и оформить результаты исследования.
I. Введение
II. Глава 1. Психолого-педагогические основы использования компьютера в учебном процессе.
Глава 2. Методическая модель компьютерной обучающей программы.
2.1. Общие методические требования к разработке компьютерных обучающих программ.
2.2. Виды компьютерных обучающих программ.
2.3. Структура Компьютерной обучающей программы.
2.4. Основные аспекты разработки компьютерной обучающей программы.
2.5. Особенности разработки компьютерной обучающей программы.
III. Заключение.
IV. Список используемой литературы.
Первая задача связана с переосмыслением методики преподавания. Традиционная методика обучения и методика обучения с использованием компьютера сильно разнятся между собой. Назрела существенная необходимость разработки структурированных учебных материалов для использования их в КОП, разработки методики их подачи и осуществления контроля знаний в КОП.
Вторая важная задача состоит в разработке общих подходов и принципов для объединения КОП в единую учебно-информационную среду. Прежде всего, большое внимание должно быть уделено вопросам навигации как от фрагмента к фрагменту в рамках отдельного компьютеризированного курса, так и от курса к курсу.
Унификация принципов навигации, разработка общих подходов и, возможно, инструментальных средств для создания различных типов КОП вне зависимости от разделов знаний должны строиться на основе того, что компьютерная технология обучения - это образовательный процесс, основанный на едином средстве обучения - компьютере, и взаимодействие пользователя с новой обучающей программой должно строиться на основе привычных ему навыков.
Эргономический аспект разработки компьютерных обучающих программ.
Пользователь КОП может проводить за компьютером достаточно длительное время (особенно если пользователь работает в режиме самообразования). При этом ему часто требуется повторять большое число однотипных манипуляций (выбор режима работы, ввод исходных данных и т.п.). Отсюда следует, что при разработке пользовательского и графического интерфейса КОП необходимо ориентироваться на требования инженерной психологии и эргономики.
Информационный аспект разработки компьютерных обучающих программ.
Информационное наполнение КОП состоит из различных компонент, реализующие её определенные функциональные свойства.
Выделим три основные компоненты информационного наполнения обучающих программ:
Текстовая компонента. Любая обучающая программа немыслима без использования в большей или меньшей мере текстового материала (от изложения теоретической части курса и до надписей на нестандартных кнопках). При разработке программ следует стремиться к тому, чтобы весь текстовый материал курса размещался вне вычислительной и имитационной компоненты. Выполнение этого требования позволяет осуществлять модификацию КОП, а также, при необходимости, создавать иноязычные варианты обучающей программы.
Вычислительная компонента. Во многих КОП используется сложный и уникальный математический аппарат для поддержки процедуры обучения, визуализации полученных результатов, построения оценочной части контролирующего или тестирующего раздела обучающей программы и решения других задач. Создание подобных программ трудоемкий процесс. При создании комплекса обучающих программ по поддержке традиционных и больших по объему курсов, следует стремиться к необходимости создания библиотеки стандартных вычислительных компонент.
Имитационная или моделирующая компонента. Необходимость использования моделей в процессе обучения обусловлена следующими причинами:
Технологический аспект разработки компьютерных обучающих программ. Данный аспект связан с кодированием, сопровождением и развитием во времени КОП как программного продукта.
Кодирование обучающих программ следует осуществлять на основе стандартных инструментальных средств, используя принципы построения открытых систем и выделением информационных компонент в отдельные программные блоки. Такой подход, с одной стороны, дисциплинирует разработчиков и позволяет с минимальными затратами устранять замечания пользователей, полученные в ходе опытной эксплуатации программного продукта, и, с другой стороны, делает возможным расширение функционального потенциала каждой из компонент в отдельности.
Разработчик должен помнить о необходимости сопровождения своего программного продукта, а также прогнозировать временные рамки его использования. Базовые курсы общеобразовательных дисциплин не подвержены существенным изменениям с точки зрения информационного наполнения и обучающие программы, созданные десять и более лет назад могли бы и сейчас использоваться в процессе обучения. Однако диктат производителей компьютеров, системного и прикладного программного обеспечения заставляет постоянно модифицировать, а зачастую и переделывать разработанные КОП под новые возможности компьютеров.
Соблюдение технологической дисциплины, использование лицензионно-чистого программного обеспечения, обеспечивает необходимые предпосылки того, что разработанные КОП будут иметь большой жизненный цикл и сопровождаться с наименьшими затратами. Кроме того, такой подход гарантирует создание информационно-учебной среды комплексной компьютерной поддержки курсов и дисциплин не только в рамках одного учебного заведения, но и всей системы образования.
2.5. Особенности разработки обучающих компьютерных программ.
Создание обучающих программ - творческий процесс, требующий не только логического мышления, но и интуиции. Этот процесс еще изучен недостаточно и не может быть описан с помощью жестких нормативов-предписаний.
Много опасностей и ловушек подстерегает разработчиков обучающих программ. Для педагогов самая большая опасность - механический перенос особенностей обучения в классе (группе) на компьютерное обучение, стремление как можно более точно скопировать работу педагога. Хотелось бы отметить, что механический перенос в принципе недопустим по следующим причинам.
Даже самый
опытный педагог, мастер своего дела,
далеко не всегда сможет описать свою
деятельность и тем более объяснить
каждое свое решение (многие решения
принимаются педагогом
Групповое, классное обучение, опыт которого приобретает педагог, не является адекватной моделью компьютерного обучения, которое обладает многими особенностями индивидуального обучения, существенно отличаются от группового.
Компьютер не только накладывает определенные ограничения на реализацию учебного процесса, он раскрывает новые возможности в управлении учебной деятельностью. Это происходит прежде всего за счет неограниченных возможностей в предъявлении материала, применения разнообразных учебных задач, построения модели обучаемого путем накопления и переработки больших массивов данных, относящихся к учащемуся, неограниченного запаса знаний, относящихся к данной предметной области, и т.п.
Кроме того, следует иметь в виду, что разработка обучающих программ - это качественно иная, в сравнении с практической, деятельность педагога. Можно уметь решить задачу, но не уметь составить алгоритм. А ведь при разработке обучающей программы необходимо составить алгоритм работы компьютера, который отнюдь не копирует, а моделирует деятельность педагога и даже те же самые функции реализует иными способами.
К тому же разработка обучающих программ требует более глубоких знаний не только в определенной предметной области, но и знаний об учебном процессе и учащихся. Мировой опыт убедительно показывает, что даже опытные практические работники, прошедшие специальную подготовку, нередко составляют весьма бледные обучающие программы, которые дают результаты значительно хуже, чем традиционное обучение.
Справедливости
ради стоит отметить, что далеко
не все обучающие программы, составленные
специалистами в области
Составление обучающих программ - это наука и искусство. Оно требует и глубоких знаний, и педагогического таланта.
Для программистов
серьезную опасность представля
Чтобы обеспечить
эффективное использование
Заключение
Из анализа прочитанной литературы можно сделать вывод, что компьютерные технологии позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения, а непрерывная обратная связь, подкрепленная тщательно продуманными стимулами учения, оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что в конечном счете ведет к достижению едва ли не главной цели собственно процессуальной стороны обучения - формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу.
Чтобы обеспечить
эффективное использование
Только та обучающая программа сможет обеспечить эффективное обучение, разработчики которой учитывают в должной мере человеческий фактор, видят в учащихся субъектов учебной деятельности, а не придаток к компьютеру, слепо повинующийся его указаниям. . В информационном обществе целью становится не только усвоение готовых знаний, но и овладение способами исследования для получения новых знаний.
Информация о работе Возможности использования компьютерных обучающих программ в учебном процессе