Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 22:59, реферат
Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему поколению, вынуждено было начинать сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.
Введение
История зарождения
Великие педагоги прошлого
Педагоги-современники
Становление педагогической профессии в современном обществе
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный педагогический институт
Реферат
По предмету: Введение в педагогическую профессию
На тему: «Возникновение и становление педагогической профессии»
ТЕМА: Возникновение и становление педагогической
профессии
План
Введение
История зарождения
Великие педагоги прошлого
Педагоги-современники
Становление педагогической профессии в современном обществе
Введение
Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему поколению, вынуждено было начинать сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.
По мере усложнения процессов общественного производства, развития способов познания и стремительного роста научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков. Вот почему из области "чистого" воспитания в педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция - обучающая. Воспитательная функция стала поручаться другим лицам. Так, в семьях привилегированных сословий для воспитания детей приглашали домашних воспитателей. В России это были, как правило, иностранцы - гувернеры и гувернантки. В государственных и частных образовательных учреждениях наряду с учителями были классные надзиратели, классные наставники, классные дамы и т.п.
История зарождения
В глубокой древности, когда
еще не было разделения труда, все члены
общины или племени - взрослые и дети -
участвовали на равных в добывании пищи,
что составляло главный смысл существования
в те далекие времена. Практика воспитания
своими корнями уходит в глубинные пласты
человеческой цивилизации. Появилось
оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали
без всякой педагогики, даже не подозревая
о её существовании. Передача накопленного
предшествующими поколениями опыта детям
в дородовой общине была "вплетена"
в трудовую деятельность. Дети, с ранних
лет включаясь в нее, усваивали знания
о способах деятельности (охота, собирательство
и др.) и овладевали различными умениями
и навыками. И лишь по мере совершенствования
орудий труда, что позволяло добывать
пищи больше, появилась возможность не
привлекать к этому больных и старых членов
общины. Им вменялось в обязанность быть
хранителями огня и присматривать за детьми.
Позже, по мере усложнения процессов сознательного
изготовления орудий труда, повлекших
за собой необходимость специальной передачи
трудовых умений и навыков, старейшины
рода - самые уважаемые и умудренные опытом
- образовали, в современном понимании,
первую социальную группу людей - воспитателей,
прямой и единственной обязанностью которых
стала передача опыта, забота о духовном
росте подрастающего поколения, его нравственности,
подготовка к жизни. Так воспитание стало
сферой деятельности и сознания человека.
Известно, что первопричина возникновения
всех научных отраслей - потребность жизни.
Наступило время, когда образование стало
играть весьма заметную роль в жизни людей.
Обнаружилось, что общество прогрессирует
быстрее или медленнее в зависимости от
того, как в нем поставлено воспитание
подрастающих поколений. Появилась потребность
в обобщении опыта воспитания, в создании
специальных учебно-воспитательных учреждений
для подготовки молодежи к жизни.
Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.
Интересна этимология русского
слова "воспитатель". Оно происходит
от основы "питать". Не без основания
сегодня слова "воспитывать" и "вскармливать"
нередко рассматриваются как синонимы.
В современных словарях воспитатель определяется
как человек, занимающийся воспитанием
кого-либо, принимающий на себя ответственность
за условия жизни и развитие личности
другого человека. Слово "учитель",
видимо, появилось позже, когда человечество
осознало, что знания есть ценность сама
по себе и что нужна специальная организация
деятельности детей, направленная на приобретение
знаний и умений. Такая деятельность получила
название обучения.
Уже в наиболее развитых государствах
древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции
- были предприняты серьёзные попытки
обобщения опыта воспитания, вычленение
теоретических начал. Все знания о природе,
человеке, обществе накапливались тогда
в философии; в ней же были сделаны и первые
педагогические обобщения.
В Древнем Вавилоне,
Египте, Сирии учителями чаще
всего были жрецы, а в Древней
Греции - наиболее умные, талантливые
вольнонаемные граждане: педономы,
педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем
Риме от имени императора
С момента возникновения педагогической
профессии за учителями закрепилась прежде
всего воспитательная, единая и неделимая,
функция. Учитель - это воспитатель, наставник.
В этом его гражданское, человеческое
предназначение. Именно это имел в виду
А. С. Пушкин, посвящая своему любимому
учителю профессору нравственных наук
А. П. Куницыну (Царскосельский лицей) следующие
строки: "Он создал нас, он воспитал
наш пламень... Заложен им краеугольный
камень, им чистая лампада возжена".
Задачи, встававшие перед школой, существенно
менялись на разных этапах развития общества.
Этим объясняется периодический перенос
акцентов с обучения на воспитание и наоборот.
Однако государственная политика в области
образования практически всегда недооценивала
диалектическое единство обучения и воспитания,
целостность развивающейся личности.
Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного
влияния, так нельзя и решать воспитательные
задачи, не вооружив воспитанников довольно
сложной системой знаний, умений и навыков.
Передовые мыслители всех времен и народов
никогда не противопоставляли обучение
и воспитание. Более того, они рассматривали
учителя прежде всего как воспитателя.
Выдающиеся учителя были у всех народов
и во все времена. Так, Великим учителем
китайцы называли Конфуция. В одной из
легенд об этом мыслителе приводится его
разговор с учеником: "Эта страна обширна
и густо населена. Что же ей недостает,
учитель?" - обращается к нему ученик.
"Обогати ее", - отвечает учитель.
"Но она и так богата. Чем же ее обогатить?"
- спрашивает ученик. "Обучи ее!" -
восклицает учитель.
Человек трудной и завидной судьбы, чешский
педагог-гуманист Ян Амос Коменский был
первым, кто стал разрабатывать педагогику
как самостоятельную отрасль теоретического
знания. Коменский мечтал дать своему
народу собранную воедино мудрость мира.
Он написал десятки учебников для школы,
свыше 260 педагогических произведений.
И сегодня каждый учитель, пользуясь словами
"урок", "класс", "каникулы",
"обучение" и т.д., не всегда знает,
что все они вошли в школу вместе с именем
великого чешского педагога.
Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный
взгляд на учителя. Эта профессия была
для него "превосходна, как никакая
другая под солнцем". Он сравнивал учителя
с садовником, любовно выращивающим растения
в саду, с архитектором, который заботливо
застраивает знаниями все уголки человеческого
существа, со скульптором, тщательно обтесывающим
и шлифующим умы и души людей, с полководцем,
энергично ведущим наступление против
варварства и невежества .
Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци
затратил все свои сбережения на создание
детских приютов. Свою жизнь он посвятил
сиротам, пытался сделать детство школой
радости и творческого труда. На его могиле
стоит памятник с надписью, которая заканчивается
словами: "Все - для других, ничего - для
себя".
Великим педагогом России был Константин
Дмитриевич Ушинский - отец русских учителей.
Созданные им учебники выдержали небывалый
в истории тираж. Например, "Родное слово"
переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет
11 томов, а педагогические произведения
имеют научную ценность и сегодня. Он так
охарактеризовал общественное значение
профессии учителя: "Воспитатель, стоящий
в уровень с современным ходом воспитания,
чувствует себя живым, деятельным членом
великого организма, борющегося с невежеством
и пороками человечества, посредником
между всем, что было благородного и высокого
в прошедшей истории людей, и поколением
новым, хранителем святых заветов людей,
боровшихся за истину и за благо", а
его дело, "скромное по наружности, -
одно из величайших дел истории. На этом
деле зиждутся государства и им живут
целые поколения".
Поиски российских теоретиков и практиков
20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую
педагогику Антона Семеновича Макаренко.
Несмотря на утвердившиеся в образовании,
как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные
методы управления, он противопоставил
им педагогику, гуманистическую по сути,
оптимистическую по духу, проникнутую
верой в творческие силы и возможности
человека. Теоретическое наследие и опыт
А. С. Макаренко приобрели всемирное признание.
Особое значение имеет созданная А. С.
Макаренко теория детского коллектива,
которая органично включает в себя тонкую
по инструментовке и своеобразную по способам
и приемам осуществления методику индивидуализации
воспитания. Он считал, что работа воспитателя
самая трудная, "возможно, самая ответственная
и требующая от личности не только наибольшего
напряжения, но и больших сил, больших
способностей».
Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания.
Великие педагоги прошлого
Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция (VI - V вв. до н. э). В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" - обращается к нему ученик. "Обогати её", - отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же её обогатить?" - спрашивает ученик. "Обучи её!" - восклицает учитель.
Чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растение в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей. Предложенные им методы, принципы, формы обучения, как, например классно-урочная система, стали основой педагогической теории. Его главный труд "Великая дидактика", вышедший в Амстердаме в 1654г. - одна из первых научно-педагогических книг.
В отличие от Я.А. Коменского английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде "Мысли о воспитании" он излагает взгляды на воспитание джентльмена - человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений.
Другим известным учителем был швейцарский педагог И.Г. Песталоцци, потративший все свои сбережения на создание детских приютов. Он посвятил жизнь сиротам, пытаясь сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Всё - для других, ничего - для себя".
И.Ф. Гербарт - крупная противоречивая фигура в истории педагогики. Кроме значительных теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики известен работами, ставшими теоретической базой для дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся.
Стремление служить будущему характеризовало прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. А.В. Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте." В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям". В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым примером для ученика. Он занимался исследованием важных проблем, но более всего - изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние.
Воспитание во имя счастья ребенка - таков гуманистический смысл педагогической деятельности В.А. Сухомлинского. Без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания, по его мнению, несостоятельны. Основой успеха учителя, считал он, являются духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления. Первоочередная задача учителя, отмечал он, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально-полнокровного труда.
Мировую славу русской педагогике принёс К.Д. Ушинский. Им было предложено сделать труд полноценным воспитательным средством. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, "родное слово" издавалось 187 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. В юношеском дневнике Ушинского сформулирована цель его жизни: "сделать как можно более пользы моему отечеству". Он достиг цели.
Педагоги-современники
"Бондаревская Е.В. (Ростов-на-Дону) выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые включают:
Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность;
Овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми; художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями; совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи младшим и старшим и другое;
Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры: научных, художественных, технических нравственных и воспроизводство в творческих видах деятельности;
Формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, противодействие аморальным явлениям и другое;
Накопление опыта эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения: организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких, уважение прав и достоинства других людей и другое;
Овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности: принятия решений, свободный выбор поступков и ответственности за них, выбор способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности, овладение способами самовоспитания и совершенствования и другое".
Реализация базового содержания воспитания опирается на принципы гуманизации и теснейшим образом связана с гуманитаризацией образования.
Важнейшими принципами реформирования педагогического образования должны быть: обращенность к общечеловеческим ценностям, обращенность к педагогической культуре, обращенность к детям, школе, обращенность к индивидуальности, творческому потенциалу учащегося.
Обращенность к общечеловеческим ценностям означает возвращение педагогического образования в лоно культуры, его гуманизацию, гуманитаризацию, создание экологически чистой культурно-образовательной среды, отношение к учащемуся, как свободному суверенному субъекту подготовки, ответственность школы за качество его подготовки. Основное содержание подготовки должна составлять отечественная и мировая культура. Вуз и школа должны иметь единое образовательное пространство.
Овладение учащимися базовыми основами культуры - фундаментальная задача общепедагогической подготовки. Культура рассматривается как динамическая система общечеловеческих ценностей, творческих способов деятельности и личностных достижений людей. Поэтому основные задачи становления и развития личности, как человека культуры состоят в том, чтобы ввести учащегося в мир культурных и общечеловеческих ценностей, оказать помощь в овладении базовыми основами культуры и развитии субъектных свойств личности, как человека культуры.
В качестве основных ценностей определяющих ориентации выделены:
человеческие: социальная защита личности, помощь, поддержка его индивидуальности, творческого потенциала;
духовные: совокупный опыт человечества, отраженный в философских теориях и способах мышления;
практические: способы практической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы;
личностные: способности, индивидуальные особенности личности, собственного жизнетворчества. Интернализация этих ценностей составляет мировую культуру.
Базовые компоненты культуры: гуманистическая позиция и личностные качества; философские теории и творческое мышление; опыт творческой деятельности, обоснование собственной деятельности как системы (дидактической); культура поведения, способы саморазвития и саморегуляция личности.
Система дисциплин и уровни подготовки. С учетом необходимости усвоения учащимися обозначенных компонентов культуры определена адекватная номенклатура дисциплин: основы культуры; деятельность и общение.
Другой, интересный взгляд, изложен в концепции руководителя авторского коллектива Газмана О.С.
Информация о работе Возникновение и становление педагогической профессии