Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:46, реферат
В период XIX - конца XIX в. были заложены основы исследований, сделавшие психологию ведущей отраслью русской психологической науки.
Важнейшую область исследований составило изучение детства. Начали проводиться исследования, ставящие целью выявление закономерностей детского развития как основы воспитательных воздействий.
1. Возрастная (детская) психология в дореволюционной России
2. Проблема игровой деятельности в отечественной психологии. Значение игры для психического развития и формирования личности ребёнка
3. Особенности эмоциональной жизни в юношеском возрасте. Любовь в юношеском возрасте
4. Особенности познавательной деятельности в период зрелости. Особенности развития психических процессов
5. Старость как социальная проблема
Список использованной литературы
Процесс старения населения - явление относительно новое. Он начался непосредственно после так называемой демографической революции, одним из двух основных проявлений которой был быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости (ему предшествовало уменьшение показателей смертности). Раньше всего на этот путь вступили Франция и Финляндия, в которых демографическая революция наступила в начале прошлого столетия, вслед за ними пошли другие страны Западной и Северной Европы. В XX в. процесс демографического старения охватил все европейские страны, затем многие страны на других континентах.
В индустриально развитых странах процесс старения населения начался около 30 лет назад и развивался нарастающими темпами. Этот процесс пока не затронул слаборазвитые страны, однако, по мнению демографов Организации Объединенных Наций, предполагаемый резкий спад рождаемости в этой части мира будет означать начало активного старения населения, что проявится уже в будущем десятилетии.
Распространенность явления
старения населения и его несомненная
зависимость от степени общественно-
Проблема старения является предметом специального рассмотрения международных организаций и агентств ООН с начала 80-х годов. В Европе, начиная с 70-х годов, практически никто не сомневается в серьезных социальных и экономических последствиях старения общества. На многих научных симпозиумах, в прессе, в политических заявлениях этот процесс рассматривается как явление социальное, экономическое и культурное. Достаточно часто этот процесс воспринимается как угроза социальному развитию, процветанию, социальному благополучию, нормальной связи между поколениями, инновациям и технологическому развитию.
В 2001 году население мира достигло порядка 6,2 млрд. человек, а возраст каждого десятого землянина составил 60 лет и старше. По долгосрочным прогнозам ООН к 2025 году население мира возрастет по сравнению с 1950 годом в три раза, а численность пожилых людей - в 6 раз, в то время как число престарелых людей старше 80 лет увеличится в 10 раз.
Последствия старения населения
будут носить многоплановый характер
и отразятся на всех процессах, связанных
с социальным развитием общества.
Можно выделить четыре
группы проблем, которые влечет за собой
старение
современного общества.
Во-первых, это демографические и макроэкономические последствия, которые затронут такие характеристики, как:
- показатель рождаемости:
- продолжительность жизни,
и особенно верхние пределы
долгожительства, а также колич
- распределение материальных
ресурсов между
- отношение к коллективной
ответственности за
- уровень производительности труда.
Во-вторых, будет затронута сфера социальных отношений, произойдут существенные изменения:
- в структуре семейно-
- в системе поддержки друг друга разных поколений;
- в характере выбора будущей профессии;
- в структуре потенциальной занятости.
В-третьих, изменение демографической структуры отразится на рынке труда, и в частности:
- изменится соотношение между умственным и физическим трудом и отношение общества к трудовой деятельности;
- возникнет необходимость переквалификации трудящихся в пожилом возрасте;
- трансформируется отношение
пожилых трудящихся и
- встанет вопрос о
- изменятся пропорции
занятости среди женщин и
- увеличится продолжительность
срока начального и среднего
образования, то есть
- обострится социальный
характер проблемы безработицы,
- повысятся возрастные границы выхода на пенсию.
В-четвертых, изменения коснутся функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей, что повлечет за собой серьезные последствия для социальных служб. Например, можно предположить, что
- расширятся возможности
пожилых людей функционально
удерживать приобретенные знани
- пожилые люди станут
необходимым ресурсом для
- изменятся потребности
в уходе за пожилыми людьми
и в потреблении социальных усл
- произойдут серьезные
перемены, связанные с интенсивностью,
эффективностью и результативно
Итак, старение является неизбежным элементом развития, как отдельных людей, так и всего населения. В развитии человека, общества можно выделить периоды молодости, зрелости, старости, а также глубокой старости. Границы между двумя последними периодами условны, ибо нет каких-либо оснований утверждать, что старость начинается всегда и у всех людей в момент достижения определенного возраста, например, 60, или 65 лет. Во многих случаях проявления старости нарастают значительно раньше, в других случаях, несмотря на достижение условного порога, такие проявления ничтожны.
Именно поэтому ученые различают понятия календарного возраста (хронологического, астрономического), определяемого на основании даты рождения, и биологического возраста (функционального), который зависит от личных качеств и условий, в которых проходила жизнь данного человека. Однако в связи с тем, что в определении биологического возраста мы продолжаем наталкиваться на серьезные трудности, в демографических трудах по-прежнему используется критерий хронологического возраста.
Среди многих классификационных схем, применяемых для оценки возраста отдельных людей и общества в целом, наиболее пригодной представляется следующая:
- допроизводительный возраст (0-17 лет);
- производительный возраст (мужчины: 18-64 года, женщины: 18-59 лет);
- послепроизводительный возраст (мужчины: старше 65 лет женщины: старше 60 лет):
а) старость (мужчины: 65-79 лет, женщины: 60-79 лет);
б) глубокая старость (старше 80 лет).
Наиболее частым показателем
старения общества является участие
людей старшего возраста в его
структуре, причем этот показатель выражается
в процентах, а людьми старшего возраста
считаются все лица, которые достигли
60-65 лет. Глубокими стариками, считаются
люди в возрасте 80 лет и старше,
а их доля в структуре общества рассчитыв
Таким образом, за последние 50 лет: благодаря экономическим, медицинским, научно-техническим, культурным и другим прогрессивным социальным достижениям, во всех странах мира, достигших значительного социально-экономического благополучия, выявилось совершенно новое демографическое явление - постарение населения. Процесс постарения населения принял стремительный характер.
Список использованной литературы
1. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации.М., 1998.-с. 145-170
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет), 4-е изд. М., 1998.
3. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.И. Возрастная психология. М.,2001.
5. Марцинковская Т.Д.История возрастной психологии: учеб. пособие. М.,2004.
6. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребёнка от рождения до 7 лет). М.,1960.
7. Ярошевский М.Г.История психологии (от античности до серидины ХХ в.), 2-е изд. М.,1997.
Информация о работе Возрастная (детская) психология в дореволюционной России