Возрастные особенности речевого развития детей в возрасте от 3 до 5 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 16:17, контрольная работа

Описание работы

Разные науки обращены в настоящее время к изучению речи, это психология, логопедия, физиология, психоакустика, медицина, педагогика. В этом ряду логопедия, находящаяся в системной связи со многими из названных отраслей знания, выделяется как основная для данной проблематики наука, поскольку она ответственна за познание речи. В свою очередь психология ответственна за познание всей совокупности вопросов, связанных с детской речью, за понимание самой природы речеязыковой способности, ее развития и функционирования.

Файлы: 1 файл

контрольная рр.docx

— 36.07 Кб (Скачать файл)

Что же способствует развитию речи ребенку? Детям третьего года жизни  можно и нужно давать специальные  речевые задания. Более простые  из них – это задания повторить  слова или произнести какой-нибудь отдельный звук, когда взрослый учит произносить слово правильно. Более  сложные – когда ребенка просят, например: «Пойди к бабушке и скажи ей: «Бабушка, дай мне, пожалуйста, мою шапочку».

Почему такие задания  полезны для развития речи? Во-первых, потому, что взрослый дает ребенку  образец речи, и не просто образец  правильного построения фразы, а  пример использования речи в конкретных условиях общения. Можно даже сказать, что подобные задания не только способствуют формированию грамотной, лексической  правильности речи, но и воспитывает  культуру речевого общения. Во-вторых, эти задания полезны потому, что  ребенок учится сознательно, осознано строить свою речь, пусть в элементарной форме, осознавать то, как говорят  другие, как говорит он сам.

Речевые задания с уже  определенной формой высказывания уместны  в общении с детьми до двух лет. Более старшим детям можно давать задания в более общей форме: «Подойди к бабушке и попроси ее дать твою шапочку», «Попроси у бабушки свою шапочку».

Речевые задания могут  даваться и для того, чтобы ребенок  обратился к взрослому, и для  того, чтобы он обратился к другому  ребенку, к нескольким детям. Тем  самым активизируется речевое общение  между детьми.

Речевые задания хорошо помогают обучать детей задавать вопросы: «Где?», «Какой?», «Куда?» и т. д., употребляя сложные предложения. Например, ребенку  предлагается спросить у взрослого (или у другого ребенка): «Спроси  у Натальи Петровны, куда она положила свою книжку, игрушку». Ребенок может задать вопрос различными способами («Куда вы положили новую книжку, игрушку», «Вера Ивановна спрашивает, где новая книжка, игрушка» и т. д.), и это будут или вопросы, или сложные предложения с союзными словами «куда», «где» и т. п. [15, стр. 187]

Важная роль таких речевых  заданий и устных рассказов в  развитии речи малышей вовсе не означает, что рассматривание с детьми предметов, игрушек, картинок и чтение им книжек с иллюстрациями имеют второстепенное значение. Уже детям второго года жизни можно показывать не только предметные картинки, т. е. с изображением отдельных людей, животных, предметов, но и картинки сюжетные, на которых  изображено какое-нибудь событие. На третьем  году жизни возможности детей  в рассмотрении картинок увеличиваются, однако дети не представляются самим  себе – руководить рассмотрением  должен взрослый. Он объясняет смысл  изображенного, раскрывает последовательность действий, задает детям вопросы…

Предметная картинка, кажется, очень простой: нарисована кукла, зайка, собака, флажок, мячик… Казалось бы, не очень много можно извлечь из такой картинки для того, чтобы развить речь ребенка. Он вспомнит, как называется то, что изображено на картинке, назовет. Это, конечно, важно. И если изображен новый, незнакомый малышу предмет, он познакомится с ним и усвоит новое слово. Это тоже важно, но на картинке нельзя изобразить предмет вообще: собаку вообще, мячик вообще. Мячики бывают разноцветные. Собаки тоже разные: с большими висящими ушами, собаки лохматый… На все детали изображения можно обращать внимание ребенка и задавать соответствующие вопросы.

Мячик можно нарисовать один, чтобы не было на картинке ничего дурного. И тогда это будет просто мячик, который нигде, вроде, не лежит, не прыгает, не катится – ничего не делает. А вот ничего не делающую собаку нарисовать не возможно. Поэтому, показывая ребенку такую картинку, можно спрашивать и о названии того, что изображено, и задавать вопрос: «Что делает?».

Особенно разнообразными могут быть вопросы, если на картинке изображен человек. Так рассматривая картинку, на которой нарисована девочка, и отвечая на вопросы, ребенок называет предметы одежды девочки, цвет платья, ботиночек и т. д. До середины третьего года у детей нередки пропуски предлогов, и ответы на вопросы «Где сидит?», «Где лежит?» способствуют закреплению использования предлогов в речи, и не только в отношении преодоления пропусков, но и в отношении правильности употребления.

Предметные картинки, на которых изображены именно предметы, а не живые существа, годятся не только для того, чтобы обогащать  речь детей словами, обозначающими  предметы их свойства и качества. Взрослый показывает малышу картинку (синий  мячик) и спрашивает: «Что это?» Едва ли малыш ответит: «Синий мяч». Скорее он скажет: «Это мячик» или просто «Мячик». Следующий вопрос взрослого: «Какой? Какого цвета?» Ответ: «Синий».

А затем наступает важный момент: изолированные реплики ребенка  нужно соединить вместе, чтобы  дать ему образец более полного  ответа. [15, стр. 195 ]

Используя эти приемы, мы обогащаем речь ребенка. Наглядность, непосредственное ознакомление детей  с предметами и явлениями окружающего  мира, с происходящим вокруг событиями  остаются прочной основа обогащения знаний и представлений детей. Без  такого обогащения, связанного с усвоением  новых слов, которые закрепляют, сохраняют в памяти эти знания и представления, ребенку просто не о чем будет рассказывать. Не существует речи без смысла, без  мысли, а истоки мысли – в непосредственном, чувственном познании окружающего мира, в восприятии, ощущениях.

Общая смягченность речи характерна для третьего года жизни. Многие звуки еще отсутствуют и заменяются более легкими для произнесения, так, шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) нередко заменяются мягкими свистящими звуками: сяпки (шапка), зюк (жук), сенок (щенок) иногда вместо звука ч ребенок может произнести звук ть: тясы (часы). Твердые свистящие заменяются мягкими (сянки вместо санки), согласные р, рь, л отсутствуют или заменяются звуками ль, й: ыба (рыба), гия (гиря), двель (дверь)… [ 7, стр. 72]

Внимание к правильному  формированию звуковой стороны речи должно быть не меньше, чем внимание к содержательной ее стороне. Родитель обращает внимание на то, как правильно  произносятся слова, требуют от него выговаривания слова и фразы четко, внятно.

Конечно, несовершенства речи (на 4-6-м году), вследствие, как правило, постепенно исчезают сами собой, по мере того, как ребенок, постоянно слыша правильную речь взрослых, прилаживается к ней, овладевает правильной артикуляцией. Однако малышу нужно помогать в этом, используя звукоподражание, показывая рисунки предметов, в названиях которых есть тот или иной звук, непроизносимый или неправильно произносимый ребенком. Так, можно попросить малыша изобразить жужжание жука (ж-ж-ж), шум деревьев (ш-ш-ш) и т. п.

Когда детям читают народные песенки, потешки, когда разучивают их с ними, то, разумеется, это, прежде всего, важно для ознакомления детей с художественным словом. Но вместе с тем это способствует усвоению правильного звукопроизношения. Многие из потешек и песенок, наверное, и создавались для того, чтобы дать малышу возможность «поиграть» звуками.

Важно, чтобы взрослые, разговаривая с маленьким ребенком, следили за и четкостью, и ясностью своей речи, за ее темпом произношения.

По мимо разучивания произведений детской литературы, для восприятия у ребенка звуковой культуры речи важно проводить упражнения, особое внимание, уделяя, естественно, произношению звуков, которые ребенок не выговаривает. К 5 годам ребенок может правильно произносить все звуки.

С малышом этого возраста родители проводят упражнения по звуковому  анализу слова, - это очень важно  для последующего усвоения грамоты. Детям читают потешку, стихотворение, где только раз повторяется звук, вызывающий трудности в произношении. Сначала ребенок повторяет текст за взрослым, а затем называет звук, который чаще всего повторяется.

Работа над звуковой культурой  ребенка не ограничивается только работой  над произношением. Так как важны  и такие элементы звуковой культуры, как дикция, темп, умение регулировать силу голоса, интонационная выразительность  речи.

Для развития интонационной  выразительности речи проводят с  ребенком игры с пением и стихами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Функция вокальной экспрессии психологических переживаний составляет раннюю форму интенциональной речевой активности, которая образует по мере взросления важнейшую сторону речевой деятельности человека.
  • Усвоение слов из звучащей вокруг речи происходит на основе интенциональной организации речи окружающих и самого развивающегося младенца.
  • Наследственная программа сохраняет свое значение на этапе формирования грамматики, т.е. в возрасте 2,5 – 6 лет. Ее действие направлено на осуществление механизма аналитических и синтезирующих операций в отношении усваиваемого вербального материала, формирования грамматических структур и динамических стереотипов.

- родители непосредственно оказывают огромное значение в развитии речи ребенка. Первичное овладение родным языком, подлинно живой речью совершается в процессе жизненной и игровой деятельности, чему способствуют беседы взрослых с ребенком. В связи с этим, в процессе воспитания ребенка, необходимо большое внимание уделять общению с ним во всех видах деятельности.

      – взаимодействие с взрослым, общение с ним очень влияют на познавательную активность ребенка, дают значимый дополнительный импульс к его деятельности. Воспитатель оказывает развивающее и закрепляющее влияние в речевой деятельности.

 

    1. Федоренко Л.П. И др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва: Просвещение, 1977г. – 239с.
  1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. (раннего и дошкольного возраста) /под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – Москва: Просвещение 1981г. – 159с.
  1. Дошкольное воспитание №11, 2004г. А. Арушанова, Н Дурова, Е. Рычагова «Пятый год жизни: источник диалога». Стр. 86
  2. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. – М., 2004.
  3. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. 2-е изд. М.: "Советская Россия", 1979.
  4. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками/ Л.В. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. – СПб: Детство – Пресс, 2001. – 380с.

Информация о работе Возрастные особенности речевого развития детей в возрасте от 3 до 5 лет