Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 11:02, контрольная работа

Описание работы

Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они выполняют в книге роль первоначального импульса для осмысленного воссоздания героев и событий; без рисунков художника воображение малыша может не включиться в работу и текст не будет понят.
В этом возрасте появляется первый литературный опыт, помогающий малышу осознавать содержание произведений.
Слушая литературные произведения, дети прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего.

Содержание работы

Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений, ее влияние на отношения дошкольника к литературному герою.
Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации.
Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией в разных возрастных группах.
Составить конспект занятия (ННОД) по ознакомлению детей с книжной иллюстрацией.

Файлы: 1 файл

Речевая контрольная В-46.docx

— 41.54 Кб (Скачать файл)

 

План.

  1. Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений, ее влияние на отношения дошкольника к литературному герою.
  2. Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации.
  3. Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией в разных возрастных группах.
  4. Составить конспект занятия  (ННОД) по ознакомлению детей с книжной иллюстрацией.
  5.  
  6. Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений, ее влияние на отношения дошкольника к литературному герою.

   Младший  дошкольный возраст.  Характерной  чертой  восприятия     литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка. Литературные факты, которые совпадают с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и  правильно. Факты же, противоречащие опыту, не совпадающие с ним, часто осознаются неверно.    Иногда дети неожиданно   посвоему осмысливают  самые, казалось бы,   простые вещи .  Например,   строчки из стихотворения А.Барто  « Девочка ─ ревушка»  ─  «Не куда я не пойду!  Мне не нравиться  в саду»  и «Ой, пойду  обратно, дома  неприятно»   ─ некоторые   трехлетние   малыши пересказывают по-своему, в  соответствии  со  своими  первыми  «детсадовскими »  впечатлениями: «Она топнула ногой, не хотела в детский садик идти……Она потом не хотела из детского садика уходить».

   Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они выполняют  в книге роль первоначального импульса для осмысленного воссоздания героев  и  событий; без рисунков  художника  воображение  малыша  может   не включиться в работу и текст не будет понят.

   В этом возрасте появляется первый литературный опыт, помогающий  малышу осознавать содержание произведений.

   Слушая литературные произведения,  дети прежде всего устанавливают  наиболее  легко  осознаваемые  связи,  когда события  четко  следуют  друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего.  Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают  младшим  дошкольникам(« Теремок », « Волк и козлята », «Колобок », « Репка »  и др.   Если  прямая  связь событий  прерывается  по ходу  сюжета появляется скрытый замысел, то существенно усложняет восприятие, а порой приводит  к  непониманию  произведения.  Например,   дети  не  всегда   отчетливо осознают содержание сказки братьев Грим« Заяц и ёж »  или даже совсем простой сюжет сказки  « Маша и медведь ». Многие малыши  не улавливают  скрытого  замысла  девочки  Машеньки  и  в  связи с этим неправильно понимали  некоторые  события  и поступки героев сказки. Пересказываяя ее, дети  «спрямляют» сюжет, опуская эпизоды, где Маша прибегает  к хитрости. Схема пересказа нередко бывает такова: Маша попадает к медведю   ─  печет  пирожки  ─  медведь  доставляет  ее  к  бабушке  с  дедушкой.  В своих пересказах дети исключают основной конфликт и вся история  приоб-  ретает  не  вполне  соответствующий  оригиналу  благополучный характер. Определенную трудность восприятия вызывают у малышей сказки с двух- частной композицией, сюжет которых объединяет несколько историй («Лиса и волк», « Кот, петух и лиса » и др.  Обычно ребенок улавливает и  воспро-   изводит одну из историй (частей ) сказки.

    При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка находится главный персонаж. Детей интересуют его внешность, поступки.     Самостоятельно мысленно представить  героя, воссоздать его образ в своем  воображении  дети чаще  всего не  могут  и нуждаются   в наглядной опоре ─     иллюстрациях. К числу особенностей  детского восприятия  относится и   то ,  что   прежде  всего   ребенок   видит   действия   и поступки персонажа ,но не понимает его переживаний мотивов поведения. Например, нередко дети  по-  ложительно оценивают поведение медведя из сказки «Маша и медведь»  ─  «Потому что он Машеньку к бабушке с дедушкой  принес », ─ игнорируя  то  обстоятельство, что девочка с хитростью побудила его к этому.

   Эмоциональное отношение детей к героям всегда ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

   Вместе с тем  в этом возрасте эмоциональное отношение детей к героям  часто бывает не связано с текстом. Оно определяется ограниченным жизненным опытом детей, который не всегда дает возможность правильно понять произведение. Так, мишку  из сказки теремок ребенок называет хорошим только потому , что у него дома есть любимая игрушка ─  мишка.

   Cвоеобразие восприятия литературных произведений у детей 2─4 лет  заключается в том, что  при  осмыслении  текста малыш  опирается  главным образом на имеющейся у него непосредственный   опыт   ещё очень ограниченный.

   Есть и еще одна характерная для младшего дошкольника особенность кото- рую отмечают исследователи детства, это необычайная тяга к ритмически  организованному  складу речи,  звучным  рифмам,  выразительной интона- ции.  Дети любят слушать и  читать стихи,  явно предпочитая  их  прозе. При   этом они тяготеют  прежде всего  к ритмам динамичным, мелодике радост- ной,   плясовой. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора , повторяя слова ,   восклицания, интонации ребенок  усваивает национальный колорит русской  поэзии,  ее  дух , отчего литература становится  для  него  поистине родной.

   Средний дошкольный возраст.  После четырех лет у ребенка наблюдаются   некоторые изменения в понимании  литературного  произведения.   Это связано с расширением круга его конкретных представлений обогащением  его  жизненного  опыта,  знаний. Усложняется  и  читательский  опыт детей. Как   свидетельствуют исследования  (А.В.Запорожец, Т.И.Титаренко, О.О.Хоменко и др),   дети начинают   четче    ощущать границы     между реалистическими   и   сказочными  жанрами , чувствуют  законы  сказочной фантастики , возможность  или  невозможность  переноса  в  сказке функции одного предмета на другой.

   На этом рано появляющемся у ребенка умении разграничивать в литературных произведениях реальное от фантастического  возникает возможность постепенно формироватьь первые представления о некоторых особеннос- тях жанра ( сказка, рассказ ,небылица и др.).  На данном возрастном этапе интенсивно   развивается  воссоздающее  воображение,  оно   становится   более самостоятельным. Оно помогает проникновению в авторский замысел    формирует   правильное видение  героев и событий,  эмоциональное отношение к ним,    воспитывает эстетические чувства.  Для понимания произведения ребенку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета.

   На пятом году жизни дети осмысленно воспринимают художественное  произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете, способны    при необходимости  вычленить из цепи событий отдельные  факты.  Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения   и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных   произведений  ребенок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное  значение.  Ребенок 4─5  лет прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.

   Многие исследователи ( А.В.Запорожец,  А.М.Леушина, Н.Х.Швачкин, С.Я.Маршак, К.И.Чуковский и др.) отмечают в среднем дошкольном возрасте новое, особое отношение детей к языковым явлениям  ярко выраженную      реакцию на  СЛОВО,  интерес к нему, стремление неоднократно воспроизвести, его обыграть, осмыслить.

   Старший дошкольный возраст. С 5 ─ летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребенка.  В этот период в какой-то   мере утрачивается ярко выраженная внешне эмоциональность и возникает  пристальный интерес, к содержанию произведения к установлению многообразных связей, к постижению его внутреннего смысла.

   Самыми любимыми у детей  становятся волшебные сказки с их чудесным вымыслом , фантастичностью, развитым сюжетным действием, пол- ным конфликтов, препятствий , драматических ситуаций, разнообразных  мотивов  (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др.), c яркими характерами героев. Русские народные сказки (« Морозко » , «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Царевна лягушка », «Сивка –бурка» и многие другие) открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непременной  борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной  неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их .

   Высокого уровня достигает деятельность воссоздающего воображения.   Ребенок способен понимать текст без помощи иллюстраций. Рисунок в книге начинает  выполнять собственно  иллюстративную,  вспомогательную роль, помогая ребенку уточнить возникающие представления, облегчая проникновение в смысл произведения.

   Накапливаемый довольно обширный жизненный опыт, помогает ему   осмыслить более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события,  каких  подчас не было в их собственном опыте. Это связано с тем, что наряду  с накопленным ранее жизненным   опытом обогащается  опыт опосредованный, и в частности литературный,   проявляющийся прежде всего в сознательном отношении к авторскому слову. У ребенка формируется умение воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приему. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово но и осознавать его роль в тексте.

   Усложняется и понимание литературного героя, он начинает проникать и в чувства мысли. В связи с этим становиться доступным восприятию не только герой с однозначным характером  плохой или хороший, но и более сложный чье поведение иногда характеризуется  противоречивыми поступками,  нравственными переживаниями, сложными  мотивациями.  Возможность проникать в сферу внутренней жизни героя связана с формированием умения сопереживать, сочувствовать ему. Сопереживание помогает ребенку осознать такие мотивации поступков персонажей,  которые связаны не только с их действиями,  но и с чувствам.

   Таким образом, видно, что в течение всего дошкольного периода проиcходят  активное   развитие  и  совершенствование  способностей  к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви  к книге, т.е. ребенок  успешно  формируется  как  читатель.

 

 

 

  1. Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации.

   Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт ребенка невелик ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить. Здесь в книгу вступает художник.

   Особенно важна книжная иллюстрация для младших школьников. Книга для ребенка начинается с иллюстраций, что служит для ребенка стимулом освоения первых навыков чтения, а затем и для их совершенствования. Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге и чтению. Библиотекарю-педагогу, работающему с детскими книгами необходимо использовать их как инструмент эстетического и нравственного воспитания читателей-детей. Непозволительно акцентировать внимание только на текстовой информации.

   Художественно исполненная иллюстрация воздействует на ребенка, прежде всего, эстетически, дает ему познание жизни и познание искусства. Книга - особый мир, в котором художественная иллюстрация и литературный текст функционируют в едином комплексе, помогают юному читателю воспринять книгу как многоплановое произведение искусства. Именно поэтому, работая с книгой в библиотеке, нельзя ограничиваться лишь анализом литературного произведения, оставляя в стороне такой важный элемент книги, как иллюстрация. Исходя из психологических особенностей младших школьников детская книга всегда проиллюстрирована, и поэтому руководить ее чтением без понимания специфики иллюстрации, без знания основных ее функций и возможностей влияния на юных читателей не представляется возможным.

 

   Рассматривание книжных иллюстраций – широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности.

   Иллюстрация – рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй.

   Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления.

   С детской книгой малыш встречается уже в самые первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится.

   Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и, наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус. Е.А.Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.

   В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге. Так, что малыши радуются яркому, красочному изображению, им свойственно действенное, игровое отношение к картинке. Однако они с трудом выделяют главное в изображении, чаще перечисляют детали, не могут подчинить воспринимаемое поставленной задаче.

Информация о работе Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации