Высшее образование за рубежом на примере стран – участниц Болонского процесса и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 11:57, реферат

Описание работы

Болонскую декларацию подписали более сорока европейских государств. Следствием этого явилась необходимость учета тенденций в развитии европейского образовательного пространства в национальных образовательных системах. В связи с этим представляет определенный интерес анализ состояния систем высшего образования стран, подписавших Болонскую декларацию до присоединения их к Болонскому процессу и тех изменений, которые происходили и происходят в них под воздействием процессов формирования европейского образовательного пространства. Одним из основных конкурентов, в области образовательных услуг для европейских государств являются США. Поэтому представляется целесообразным также иметь представление и об их системе высшего образования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….3
Система высшего образования Великобритании……………………………….4
Система высшего образования США………………………………………….7
Сравнительный анализ систем высшего образования государств - участников Болонского процесса и США……………………………………………...……10
Заключение………………………………………………………………….……13
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Реферат, педагогика .docx

— 44.52 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Л.Н. ГУМИЛЕВА

 

Кафедра «Менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

На тему: Высшее образование за рубежом на примере стран – участниц Болонского процесса и США

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

магистрант группы Ммн-12р

Курманова Асемгуль

Проверила:

доцент кафедры «Педагогика»

Жубакова С.С.

 

 

 

 

 

 

 

Астана 2012


Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3

Система высшего образования Великобритании……………………………….4

Система высшего образования США………………………………………….7

Сравнительный анализ систем высшего образования государств - участников Болонского процесса и США……………………………………………...……10

Заключение………………………………………………………………….……13

Список использованной литературы…………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Болонскую декларацию подписали более сорока европейских государств. Следствием этого явилась необходимость учета тенденций в развитии европейского образовательного пространства в национальных образовательных системах. В связи с этим представляет определенный интерес анализ состояния систем высшего образования стран, подписавших Болонскую декларацию до присоединения их к Болонскому процессу и тех изменений, которые происходили и происходят в них под воздействием процессов формирования европейского образовательного пространства. Одним из основных конкурентов, в области образовательных услуг для европейских государств являются США. Поэтому представляется целесообразным также иметь представление и об их  системе высшего образования.

Наличие общей модели уровней образования (бакалавр, магистр, доктор) и использование кредитной системы позволяет обеспечить не только гибкость учебного процесса, но и академическую мобильность студентов и преподавателей.

Великобритания не относится к числу стран, применяющих практику использования государственных образовательных стандартов. Это касается как организации учебного процесса, так и его материально-технического обеспечения. Вследствие того, что от указанных факторов зависит успешность учебного заведения на рынке образования, в интересах вуза обеспечить неограниченный доступ учащихся к информационным ресурсам, а также максимально комфортное для студентов и сотрудников  техническое оснащение университетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система высшего образования Великобритании. Великобритания, как и большинство европейских государств, не относится к числу стран, практикующих применение образовательных стандартов, поэтому в ней нет устанавливаемых государством перечней обязательных для вузов дисциплин и компонентов.

На примере Кембриджского университета, Лондонской школы экономики и политических наук, университета Йорка, университетов Ноттингема, Бирмингема, Варвика можно убедиться, что дисциплины по выбору разделены на два блока. В один блок включены дисциплины ограниченного выбора, в другой – дисциплины свободного выбора. В первом случае студент выбирает дисциплины из перечня, предложенного факультетом, причём количество дисциплин может быть достаточно велико и включать несколько областей знания. В случае свободного выбора студенту предлагаются дисциплины всех факультетов университета, руководствуется он в данном случае только персональными предпочтениями. Единственное при этом ограничение – уровень знаний. Это означает, что каждая дисциплина, как правило, имеет код, первые цифры которого указывают её уровень, соответствующий году обучения. К примеру, студент первого курса не может выбрать дисциплину, соответствующую второму или третьему году обучения.

Традиционно система высшего образования базируется на двух основных уровнях – бакалавриат, занимающий обычно три года, и магистратура, обучение в которой продолжается один или два года.

Продолжительность дневного обучения для получения степени бакалавра составляет в среднем три года. Продолжительность обучения в магистратуре составляет, как правило, один год для программ обучения Taught и два-три года - для исследовательских программ. В большинстве случаев, для поступления в магистратуру студентам необходимо иметь степень бакалавра с отличием. При её отсутствии необходимо подтверждение знаний с помощью специального теста.

Программы магистратуры разделены на два вида. При обучении по программе научного исследования (Research) студенты, под наблюдением курирующего преподавателя, самостоятельно проводят исследования в интересующей их области. Они также участвуют в работе научных семинаров, на которых и представляют результаты своих работ. Как правило, эта программа используется теми учащимися, которые намерены продолжить свои исследования с целью получения докторской степени, и рассчитана на два-три года при дневной форме обучения. Магистерская программа Taught состоит из лекций и семинаров с последующей защитой диссертации магистра. При дневной  форме  обучения  эта  программа  рассчитана   в  среднем на один академический (9 месяцев) или, в зависимости от вуза и направления, астрономический (12 месяцев) год. Программы магистратуры наравне с программами бакалавриата содержат большой выбор предметов изучения и научных тем. После успешного окончания магистратуры можно продолжить обучение с целью получения степени доктора философии (PhD).

В некоторых университетах (Бирмингема, Варвика, Йорка, LSE) предусмотрено деление учебного года на триместры – осенний, весенний и летний. Сроки начала триместра и его завершения в разных вузах могут не совпадать. В среднем, продолжительность триместра составляет 10 недель. Если обучение проводится посеместрово, как в университете Ноттингема, то продолжительность академического года также составляет 30 недель (14 - в осенний и 16 - в весенний семестры).

Учебная нагрузка учащегося составляет 38 часов в неделю в течение каждого триместра. Из них аудиторная нагрузка занимает примерно 8 часов – четыре лекции и, параллельные им, четыре занятия в классе, проводимые в небольших группах, обычно по 15 человек. Предполагается, что на занятиях студент прорабатывает вопросы, возникшие на лекциях. Они, как правило, проводятся в течение первых двух триместров, а последний предназначен для самостоятельной работы и встреч с куратором (6-7 встреч в неделю). Администрация университетов обращает внимание студентов на то, что время между официальными триместрами предусмотрено для самостоятельной работы (нагрузка – 10-20 часов в неделю).

Система кредитов отражает объём работы, включающий как аудиторные часы, так и время индивидуальной работы студента. Один кредит отражает десятичасовую работу студента. Таким образом, «стандартный модуль» в десять кредитов отражает работу студента в сто часов и составляет одну восемнадцатую часть полного курса. Полный трёхгодичный курс на получение степени бакалавра составляет 180 кредитов.

В университетах Ноттингема и Бирмингема используют внутренние системы зачётных единиц. Для успешного обучения необходимо получить по 100-120 кредитов в течение учебного года, т.е. 340-360 – за всё время обучения. Внутренние системы накопления кредитов позволяют студенту несколько расширять свободу выбора изучаемых дисциплин – количество дисциплин при таком подходе не регламентируется, необходимо набрать только соответствующее число кредитов. Каждая из дисциплин, таким образом, имеет свою «цену»: 10, 15 или 20 кредитов. Дипломная работа бакалавра может быть оценена в 30 и 40 кредитов. Университет Варвик практикует модульную систему обучения. Обычно объём модуля, в который входит одна дисциплина, равен четверти  объёма годичной программы. Таким образом, в университете Варвик количество изучаемых дисциплин регламентировано. Поскольку в каждом университете существует своя собственная система зачетных единиц, то общий объем учебной нагрузки за три года обучения, выраженный в кредитах, в различных университетах не является одинаковым. Кембриджский университет внутренней системы кредитов не практикует.

Для ведущих вузов характерна достаточно высокая степень свободы выбора студентами учебных дисциплин, влияющих на специализацию выпускников. Это обеспечивается наличием обширного банка специальных и смежных со специальностью дисциплин, из которых университет определяет набор обязательных дисциплин, дисциплин ограниченного выбора (из предложенного перечня) и дисциплин свободного выбора на каждом уровне образования.

Несмотря на то, что университеты не придерживаются единой схемы организации учебного процесса, очевидно наличие общих компонентов в образовательных программах вузов. Это объясняется влиянием рекомендаций специалистов и работодателей, а также требованиями рынка труда и жёсткой конкуренцией на рынке образовательных услуг.

Степень свободы при выборе студентом той или иной дисциплины университет устанавливает по своему усмотрению. Однако в целом схема обучения в различных вузах однородна – преподаваемые курсы как обязательные, так и ограниченного выбора, не выходят за рамки специальности и смежных с ней областей знания. При успешном завершении сравнительно небольшого срока обучения в бакалавриате студент может стать вполне квалифицированным специалистом.

Объём дисциплин, установленных вузом в качестве обязательных и предназначенных для фундаментальной подготовки выпускников, в среднем составляет около 50%, а их перечень устанавливается научным сообществом университета.

Наличие общей модели уровней образования (бакалавр, магистр, доктор) и использование кредитной системы позволяет обеспечить не только гибкость учебного процесса, но и академическую мобильность студентов и преподавателей.

Великобритания не относится к числу стран, применяющих практику использования государственных образовательных стандартов. Это касается как организации учебного процесса, так и его материально-технического обеспечения. Вследствие того, что от указанных факторов зависит успешность учебного заведения на рынке образования, в интересах вуза обеспечить неограниченный доступ учащихся к информационным ресурсам, а также максимально комфортное для студентов и сотрудников  техническое оснащение университетов.

Несмотря на то, что каждый сотрудник университета и практически все студенты имеют свои собственные ПК, университеты оснащены компьютерами в степени достаточной для свободного доступа к ним студентов и служащих. Так, Лондонская школа экономики (LSE) предоставляет для пользования 2000 компьютеров. Студенты имеют свободный доступ к ним как на территории самой школы, так и в специальных лабораториях. Каждая такая лаборатория оснащена принтером, большим TV монитором и различной вспомогательной компьютерной техникой. Во время сессии одна из компьютерных лабораторий доступна круглосуточно.

В Кембриджском университете студенты также имеют свободный доступ к компьютерной технике. Только в здании факультета социальных и политических наук в свободном доступе находятся 59 компьютеров, лазерный принтер и сканер для всех учащихся. Печать материалов является платной (четыре пенса за страницу А4 при 100 страницах заказа). Исключение составляют учащиеся, получившие степень бакалавра, которым предоставляется право бесплатной печати до  
1000 страниц. Максимальная скорость печати - 13 копий в минуту.

Компьютеры университетов объединены в высокоскоростную сеть. В Кембридже некоторые колледжи имеют свои локальные сети, имеющие выход в общеуниверситетскую сеть. Локальные сети университетов имеют выход в национальную сеть и в Интернет. Обеспечен практически неограниченный и бесплатный доступ в Интернет, к электронной почте, дистанционный вход в сети. Персональные компьютеры студентов и сотрудников также входят в общеуниверситетскую компьютерную сеть. В вузах применяются беспроводные технологии доступа в сеть. Специальная служба обеспечивает доступ в Интернет с университетских компьютеров, оказывает различную техническую помощь студентам и преподавателям.

В ведущих вузах работают службы иллюстрации и фотографии (цветная печать, сканирование, проявка и печать фотографий, изготовление багетов, выведение на плёнку). Кроме того, в Кембриджском университете работает служба видеоконференций, позволяющая организовывать между двумя и более удалёнными друг от друга аудиториями телемосты. Зал конференций рассчитан на 25 человек, в нем установлены три больших монитора, два из которых позволяют общаться участникам встречи и демонстрировать материалы, а третий предназначен для дистанционного обучения. При соблюдении определённых условий допускается возможность участия в конференции подключением переносного компьютера к оборудованию конференции.

В библиотеке университета Бирмингем работает Центр языковых и медиаресурсов. В Центре установлены 23 компьютера с набором необходимых программ для изучения языка, имеется возможность использования информационных ресурсов Интернета, электронной почты. Распечатать нужную информацию можно с любого компьютера центра. Студентам предоставлена богатейшая видео, дисковая и CD-коллекция для изучения иностранного языка, как в самом Центре, так и у себя в кампусе. Видеоматериалы можно просмотреть в специально оборудованной комнате или в поточном просмотровом кабинете. Оба помещения, оборудованные видеооборудованием NTSC формата, дают возможность делать видеозаписи программ местного и спутникового европейского телевидения. Общее количество компьютеров, находящихся в кампусах и подключенных к Интернету, составляет 17000 единиц.

Информация о работе Высшее образование за рубежом на примере стран – участниц Болонского процесса и США