Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 11:57, реферат
Болонскую декларацию подписали более сорока европейских государств. Следствием этого явилась необходимость учета тенденций в развитии европейского образовательного пространства в национальных образовательных системах. В связи с этим представляет определенный интерес анализ состояния систем высшего образования стран, подписавших Болонскую декларацию до присоединения их к Болонскому процессу и тех изменений, которые происходили и происходят в них под воздействием процессов формирования европейского образовательного пространства. Одним из основных конкурентов, в области образовательных услуг для европейских государств являются США. Поэтому представляется целесообразным также иметь представление и об их системе высшего образования.
Введение……………………………………………………………………….….3
Система высшего образования Великобритании……………………………….4
Система высшего образования США………………………………………….7
Сравнительный анализ систем высшего образования государств - участников Болонского процесса и США……………………………………………...……10
Заключение………………………………………………………………….……13
Список использованной литературы………
Принципиально сравнивать ученые степени, структуры систем высшего образования различных государств можно только в определенных пределах. Если игнорируются различные факторы их функционирования в конкретной национальной системе, то это сравнение становится некорректным. Все результаты сравнительного анализа, изложенные в данном разделе, приведены с учетом этого положения.
Независимо от того, какова архитектура национальных систем образования, она всегда остается чрезвычайно сложной. В одной стране может быть до 100 различных академических квалификаций и столько же различных учебных планов, соединенных «мостами». В этом отношении очень важно иметь в виду, что потенциальная европейская система квалификаций не может быть менее сложной, чем самая сложная из национальных систем, включенных в нее.
Не решена проблема конвергенции со строгой моделью обучения - «3-5-8». Сорбонская декларация рекомендует организовать циклы обучения для получения первой квалификации - бакалавра, а затем - степеней магистра и доктора. Однако продолжительность этих циклов не указывается.
Вследствие этого, например, во Франции вопрос о существовании или появлении единой европейской модели высшего образования, основывающейся на последовательности обучения и получения степеней за «3-5-8» лет до настоящего времени является дискуссионным. Не существует и модели, строго следующей этому образцу. Есть лишь небольшое совпадение в структуре получения первой ученой степени после трех лет обучения.
Ни в одной европейской стране не существует всеобщей системы трехгодичного образования для получения первой ученой степени во всех секторах высшего образования и по всем дисциплинам.
В Великобритании, например, для получения степени бакалавра в большинстве случаев необходимо учиться три года. Однако имеется много программ и четырехгодичного обучения. К ним относятся, прежде всего, курсы с производственной практикой (модель сэндвича) с включенным в них обучением за рубежом (современные языки). Практически все ученые степени могут быть разделены на почетную и обычную. Различие заключается не в сроках и не в содержании учебных планов. Почетная степень подразумевает защиту диссертации и может быть получена только при наличии определенных оценок (в отличие от простой системы «сдано/не сдано»). В некоторых отраслях знаний, например, в инженерном деле, четырехгодичная программа обучения позволяет получить первую степень магистра (M.Eng).
Существенным недостатком модели «3-5-8» является то, что она не учитывает обучающихся по коротким программам (1-2 года) в учреждениях различного типа, например IUTS во французских университетах, Tecnico Superior в Испании или HND на курсах в британских колледжах. Связь между этими программами и курсами бакалавров необходимо рассматривать как неотъемлемую часть всей структуры высшего образования, особенно в свете возрастающей роли высшего образования в процессе образования через всю жизнь.
В Европе имеется значительное сходство в программах, обеспечивающих получение степени магистра после пяти лет обучения, даже при различной реализации учебных планов этих программ: 4 года +1, 3+2, или 2+3 (во Франции). В этом случае принятие общих квалификационных требований прошло бы значительно легче.
Стандартных восьмилетних сроков обучения для получения степени доктора не существует. Сравнение программ по получению этой степени не является проблемой, по крайней мере, с академической точки зрения. Но и доказательств тому, что необходимо именно восемь лет обучения, тоже нет. Это – непостоянная область, в которой сроки обучения зависят больше от дисциплины, чем от установленных национальной системой правил. В некоторых странах, особенно в Центральной и Восточной Европе, имеется высшая докторская степень, являющаяся пределом для академической карьеры.
Таким образом, нет достаточного основания для выводов о том, что европейская система образования сводится к трем основным уровням квалификации, получаемым после трех, пяти и восьми лет обучения. В связи с этим возникает вопрос о наличии тенденций в данном направлении. Существуют ли англо-саксонская или американская модели? Имеются опасения по поводу того, что Европа может попросту импортировать иностранную англо-саксонскую и, в основном, американскую модель.
Структура, в которой программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры разделены, является общим признаком, объединяющим системы Великобритании, США и других стран (СНГ, Латинской Америки, Азии). Определение, организация, содержание, роль и объем этих структур могут быть различными в зависимости от страны и дисциплины. Отличия, характерные для них, могут быть незначительными, а сходство – непостоянным.
Отделение бакалавриата от магистратуры и аспирантуры достаточно распространено в мире. Сорбонская декларация создает условия для движения в этом направлении. Конечно, единой модели, устанавливающей продолжительность и структуру курсов и программ на получение степеней нет, как и нет установленного или обобщенного международного стандарта. Назрели проблемы их разработки. В связи с этим представляет определенный интерес сравнение европейского и американского подходов к обучению. О многообразии европейских и, в частности, английских программ по подготовке бакалавров и магистров известно достаточно много. Об американской системе знают меньше, хотя она и является высоко организованной, несмотря на огромное разнообразие учебных планов, видов ученых степеней и продолжительности обучения. Существенной характеристикой этой системы является то, что ее основными академическими единицами являются зачеты. Зачеты сдаются по всем курсам. Студенты могут ускорить обучение разными способами (дополнительные дисциплины в семестре, учеба летом и т.п.).
Заключение
В отличие от Европы оплата за учебу зависит от количества зачетов, планируемых для сдачи. Она не рассчитывается по семестрам и годам. Одна треть студентов США учится не в университетах, а в государственных колледжах, которые предлагают разнообразные двухгодичные программы на получение ассоциативной (младшей) ученой степени по гуманитарным, точным и прикладным наукам. Обладатели такой степени могут продолжить обучение в университетах при условии наличия конвенции между их колледжем и университетом, находящимся в этом же штате. Государственные колледжи являются неотъемлемой частью системы высшего образования. Их неприятие в процессе трансатлантического сравнения может привести к некорректным выводам.
В США существует множество программ по подготовке бакалавров: большинство из них менее «профессионализированы» по сравнению с европейскими. Некоторые из самых престижных программ предлагаются в независимых гуманитарных колледжах (четырехлетнее обучение). Выпускники колледжей востребованы на рынке труда и имеют лучшие возможности трудоустройства по сравнению с Европой. Многие престижные университеты могут ограничить прием студентов за счет набора выпускников из независимых колледжей и других университетов.
Профессиональное обучение медицине и юриспруденции начинается только после получения степени бакалавра и ведет к получению специфической ученой степени - M.D. или J.D. Магистерская степень требует двухлетнего обучения, а по некоторым специальностям (например, менеджмент) требуется еще и стаж работы.
Система высшего образования США постоянно совершенствуется. Но, несмотря на это, в этой гибкой системе есть свои проблемы. Большинство университетов в настоящее время предлагают более структурные ученые степени, основывающиеся на серии профилирующих курсов дисциплин и ограниченном количестве факультативов. Во многие учебные планы вновь введены экзамены или комплексные эссе. В такой области как инженерное дело, по которому ведущие университеты создали посеместровую программу, признается необходимость наличия обширных учебных планов. Они ориентированы на студентов-отличников, которые после пяти лет обучения получают две степени сразу – бакалавра и магистра.
Следующее основное отличие американской образовательной системы от европейской состоит в том что такие специальности, как архитектор или инженер, полностью отделены от академических программ. Обычно они присваиваются выпускникам профессиональными организациями только после того, как они проработают на производстве от трех до пяти лет и выполнят дополнительные требования.
Основным выводом из этого сравнения является то, что система США имеет свою структуру, логику, историю, свои недостатки и трудности. Она влияет на другие системы в мире, включая европейскую, и сама подвержена влиянию европейской системы.
Попытки принятия американской системы в Европе без учета образовательной и социальной инфраструктур обречены на провал. Европе необходимо развивать свою собственную систему высшего образования или систему, удовлетворяющую ее потребностям. И делать это необходимо с учетом мировых достижений в этой области.
Список использованной литературы