Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 10:44, контрольная работа
Всё в мире находится во взаимной связи, которая порождает активный импульс к его саморазвитию. Без связи невозможно самодвижение материи, без самодвижения невозможно развитие. Развитие обусловлено различными видами связи. Каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. В каждом научно-исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура.
Введение…………………………………………………………………………………....3
1.Человек: познание мира через освоение знаний……………………………………4-7
2.Метод познания окружающего мира……………………………………………….8-13
3.Общественный производительный и рабочий процессы во взаимодействии с профессиональной деятельностью…………………………………………………….14-15
Заключение …………………………………………………………………………….…16
Литература ………………………………………………………………………………..17
Вера должна найти свое место в гносеологическом отношении системы "субъект-объект", как нашла она свое место в жизнедеятельности человека. Похоже, проблема взаимосвязи веры и знания требует нового прочтения и терпеливо ждет своих исследователей.
2. Методы познания окружающего мира
Метод (греч. Metohodos - «путь к чему-либо» )- совокупность определенных шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы определить определенную задачу или достичь определенной цели. Метод - это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; это прием, способ или образ действия.
Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.
Методы разнообразны, поскольку
разнообразен мир, выступающий в
качестве объекта познания, и разнообразна
человеческая деятельность. Существуют
различные типы классификации методов,
в совокупности образующих методологию,
которая принимается как
Все методы делятся на две большие группы - эмпирические и теоретические.
Раньше считалось, что познание имеет две ступени:
1. чувственное отражение действительности,
2. рациональное (разумное) отражение действительности.
Затем, когда все больше
прояснялось, что у человека чувственное
в ряде моментов пронизывается рациональным,
стали приходить к мнению, что
уровнями познания являются эмпирические
и теоретические, а чувственное
и рациональное - это способности,
на базе которых формируется
Эмпирическое познание, или чувственное, или живое созерцание - это сам процесс познания, включающий в себя три взаимосвязанные формы:
1. Ощущение - отражение в
сознании человека отдельных
сторон, свойств предметов,
2. Восприятие - целостный
образ предмета, непосредственно
данный в живом созерцании
совокупности всех своих
3. Представление - обобщенный
чувственно-наглядный образ
В зависимости от сферы действия того или иного метода различают всеобщие(универсальные), общенаучные и специальные методы.
Универсальные методы имеют
философскую природу и
Общенаучные подразделяются на методы эмпирического и теоретического уровней научного познания.
Специальные методы исследования
применяются в конкретных науках.
К ним относят метод
Методы научного познания
- это те приемы и операции, которые
используются в науке, а именно: наблюдение,
измерение, моделирование, различного
рода сравнения, классификации, эксперимент,
рассуждения, выдвижение гипотез, использование
теорий, анализ(разложение на части) и
синтез(воспроизведение целого)
3 Основные методы эмпирического и теоретического познания
В науке различают эмпирический
и теоретический уровень
Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами обуславливает ту особенность, что объект на данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Однако живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям путем обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» - таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др. Выделяя в научном исследовании указанные два различных уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования. Важнейшая задача теоретического знания - достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование, идеализация, анализ и синтез, индукция и дедукция и другие. Этот класс методов активно используется во всех науках.
Рассмотрим основные способы эмпирического исследования. Важнейшей составляющей эмпирического исследования является эксперимент. Слово «эксперимент» происходит от латинского experement, что означает «проба», «опыт». Эксперимент представляет собой испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент - это активный, целенаправленный метод познания, заключающийся в многократно воспроизводимом наблюдении объекта в специально созданных и контролируемых условиях. Эксперимент делится на следующие этапы:
В современной науке эксперимент занимает центральное место и выступает в качестве связующего звена между эмпирическим и теоретическим уровнями познания. Главная задача эксперимента заключается в проверке гипотез и прогнозов, выдвигаемых теориями. Ценность экспериментального метода состоит в том, что он применим не только к познавательной, но и к практической деятельности человека.
Другим важным методом
эмпирического познания является наблюдение.
Здесь имеется в виду не наблюдение
как этап любого эксперимента, а
наблюдение как способ изучения различных
явлений. Наблюдение - это чувственное
восприятие фактов действительности с
целью получения знания о внешних
сторонах, свойствах и признаках
рассматриваемого объекта. Результатом
наблюдения является описание объекта,
зафиксированное с помощью
Более подробно рассмотрим выше перечисленные средства теоретического познания.
Помимо универсальных и общенаучных методов, существуют специальные методы исследования, применяющиеся в конкретных науках. К ним относят метод спектрального анализа в физике и химии, метод статистического моделирования при изучении сложных систем и другие.
3.Общественный производительный и рабочий процессы во взаимодействии с профессиональной деятельностью.
Процесс (лат. processus - прохождение, продвижение) - это последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение, например, процесс работы и т.д.
Под производственным процессом понимается определенным образом упорядоченный в пространстве и во времени комплекс трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление продукции необходимого назначения, в определенном количестве и качестве, в заданные сроки. Производственный процесс по своей структуре неоднороден, он состоит из множества взаимосвязанных подпроцессов, в ходе которых создаются отдельные компоненты, а их соединение путем сборки позволяет получить необходимую готовую продукцию.
Обычно все производственные
процессы подразделяются по
К основным относят
процессы в результате которых
изменяются форма и размеры
предметов труда, их
Вспомогательные процессы
предназначены обеспечивать
Обслуживающие процессы
включают контроль качества
Производственный процесс
состоит также из простых и
сложных подпроцессов, в зависимости
от характера операций над
предметом труда. Простой
Под сложным понимается
процесс изготовления готового
продукта посредством
Организация производственных
процессов состоит в
Информация о работе Взаимодействие человека с окружающим миром как целенаправленный процесс