Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 23:13, курсовая работа
Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов.
Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие для успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребёнка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Педагоги дошкольных образовательных учреждений, учитывая особенности сегодняшних семей, стараются искать и использовать новые эффективные формы работы с родителями, одной из таких форм является организация сетевого взаимодействия с родителями[1; с.46].
ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ[18; с.72]
В возрасте от 3 до 4 лет сюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для общего психического, интеллектуального и личностного развития ребенка. Этот период также уникален для речевого развития, так как ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.
Дети младшего дошкольного возраста инициативны в общении с взрослыми, задают много вопросов, охотно рассказывают небольшие знакомые сказки, проявляют познавательные интересы. Неудовлетворенная потребность ребенка в общении с взрослыми ведет к эмоциональной отчужденности между ними. На четвертом году жизни ровесник остается для ребенка, прежде всего участником практической деятельности.
Самооценка ребенка 3-4 лет завышена, что для него вполне закономерно, так как является своеобразным механизмом «личностной» защиты в тех случаях, когда кто-то негативно оценивает его личностные качества.
В возрасте от 3 до 4-х лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов, мир ощущений.
От манипуляции с предметом дети приступают к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия.
Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка 3-4-х лет приобретает речь. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними, способствует осмысленному восприятию.
С 3-4 лет память ребенка имеет непроизвольный характер. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен. Мышление ребенка этого возраста отличается качественным своеобразием: ему трудно различить фантазии и реальность. Он – эгоцентрист. Ему свойственны анимистические представления: все окружающие предметы способны думать и чувствовать, как и он сам. Рассматривая объекты, он, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета.
В младшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться элементарные представления о пространстве, времени, числе.
В возрасте 3-4 лет ребенок начинает осмысливать простые связи между погодными явлениями и их последствиями. Понимает, что не только он, но и все другие живые существа испытывают потребности в еде, воде. У 3-4–х летних детей конструирование еще слито с игрой. Экспериментируя с разными материалами, дети постепенно узнают их свойства, в том числе и конструктивные.
На этом этапе дети овладевают простейшими обобщенными операциями (складывать, сминать, рвать, составлять, делать выводы и т.п.).
На 4-ом году жизни дети эмоционально и целостно воспринимают художественный текст. Его понимание выражается не столько в речи, сколько в предметных и игровых действиях.
Изобразительная деятельность для ребенка – это образы, которые он создает. Эти образы непосредственны, наивны, ярки, напоминают фольклорные.
Процесс лепки, аппликации, рисования – это моменты «вхождения» в образы, когда мазки, линии и формы оживают перед ребенком .
Используя линии, формы, цветовые пятна, мазки, дети могут передать несложный сюжет.
В этот период для большинства детей характерен высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, что делает этот вопрос чрезвычайно благоприятным для занятия музыкальной деятельностью.
В младшем возрасте интенсивно развиваются моторные функции. Двигательная активность детей характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий.
С трёх лет происходит четкое и осмысленное проявление интереса, в этот период ребёнок начинает осознавать себя отдельным человеком, имеющим волю. Продолжают интенсивно развиваться функции мозга, психические функции, происходят изменения в характере. Повышается восприимчивость к художественным произведениям, отзывчивость на музыку, что является благоприятной почвой для выявления интересов и способностей. Начинает преобладать интерес к совместным играм. Трёхлетний ребёнок – неутомимый деятель, он готов клеить, лепить, рисовать, но не воспринимает продолжительные рассказы, объяснения.
Базисные характеристики личности ребенка 3-4 лет многомерны и взаимосвязаны, они складываются в дошкольном детстве не одновременно, находятся в постоянном развитии и на каждом возрастном этапе имеют свое содержание. При отсутствии условий, благоприятствующих своевременному становлению базисных характеристик личности, в дальнейшем могут возникнуть ее серьезные деформации.
К базисным характеристикам личности 3-4-х-летнего ребенка относятся: компетентность, эмоциональность, инициативность, самостоятельность.
В плане физического развития компетентность 3-4 летних детей проявляется в том, что они владеют основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазанье, действия с предметами), элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
Важно всячески поддерживать эту активность, создавая соответствующие безопасные условия. Поскольку словесные предупреждения ребенок часто не учитывает, взрослому необходимо предвидеть опасность и заранее устранять её (убирать бьющиеся или колющие предметы, закрывать дверцы шкафов и пр.).
ПРИМЕРНЫЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ[19; с.99]
«Здравствуйте, дети!» Утренний прием. Игры. Утренняя гимнастика. Гигиенические процедуры. Завтрак. Групповое общение: совместное проектирование интересных краткосрочных дел. Игры, подготовка к организованной учебной деятельности. |
7.30 - 9.20 |
«Учимся, играя» Организованная учебная деятельность (общая длительность, включая перерывы). Совместная деятельность взрослого с детьми. |
9.20 - 10.00 |
«Вместе на природу» Подготовка к прогулке. Прогулка. Ознакомление с природой, игры, труд. Возвращение с прогулки. Гигиенические и закаливающие процедуры. |
10.00 -12.20 |
«Приятного аппетита» Подготовка к обеду. Обед. |
12.20 -13.10 |
«Здоровый сон» Гигиенические и закаливающие процедуры. Укладывание и дневной сон. |
13.10 -15.10 |
«Просыпаемся, пробуждаемся» Подъем. Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры. Полдник. |
15.10 16.00 |
«Ура! Игра!» Сюжетно - ролевые, творческие и дидактические игры. Подготовка к прогулке. Прогулка, подвижные игры. Возвращение с прогулки. Гигиенические и закаливающие процедуры. |
16.00 -17.40 |
«Приятного аппетита» Ужин. |
17.40-18.00 |
«До свиданья, детский сад» Общение с детьми, родителями. Свободные игры. Уход детей домой. |
18.00 -19.00 |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЗДОРОВЬЕ» [20; с.52]
Цель: формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста, обладающей хорошими физическими качествами, способной к сохранению и укреплению здоровья.
Базовое содержание образовательной области «Здоровье» реализуется в организованной учебной деятельности:
- физическая культура;
- валеология.
Физическая культура
Цель: развитие интереса к физическим упражнениям, стремления улучшать двигательные умения и навыки.
Задачи:
1. Формировать
элементарные навыки
2. Развивать
элементарные навыки
3. Развивать физические качества: ловкость, выносливость, умение соблюдать равновесие.
4. Приучать координировать движения рук и ног.
5. Приучать детей действовать совместно, в одинаковом для всех темпе.
6. Формировать навыки личной гигиены и основы сбережения здоровья.
7. Развивать выразительность, пластичность движений, умение ходить и бегать свободно и естественно, поддерживать правильную осанку и сохранять равновесие, находить своё место в групповых построениях.
8. Знакомить детей со спортивными играми и упражнениями.
Содержание:
Упражнения по развитию основных видов движений
упражнения в ходьбе:
- в колонне по одному, друг за другом;
- с высоким подниманием колен;
- с выполнением заданий: с остановкой, приседанием, поворотом, "змейкой", обходя предметы;
- приставным шагом вперёд;
- приставным шагом назад;
- в горку и с горки.
Приучать детей ходить свободно, координировать движения рук и ног, не шаркать ногами, не опускать голову.
упражнения в беге:
- в колонне, соблюдая интервал, меняя направление;
- по кругу, взявшись за руки, держась за верёвку;
- в разных направлениях;
- с одной стороны площадки на другую;
- по прямой и извилистой дорожке;
- в чередовании с ходьбой, с остановкой, со сменой направления;
- с ловлей;
- в быстром темпе (до 10 – 20 метров);
- непрерывно в медленном темпе (в течение 50-60 сек.).
Приучать детей бегать свободно, координировать движения рук и ног, не шаркать ногами, не опускать голову.
упражнения в прыжках:
- вверх с касанием предмета головой;
- на двух ногах, продвигаясь вперёд на расстояние 2-3 метра;
- в длину с места, в плоский обруч, лежащий на земле;
- в глубину, высота 15-20 метров;
- через предмет высота 5-10 см;
- с ноги на ногу, прямой галоп;
- подпрыгивание на двух ногах (ноги вместе - ноги врозь).
упражнения в метании, бросании, ловле:
- катание мячей друг другу с расстояния 1,5-2 метров, в положении сидя, ноги врозь, скрестив ноги;
- катание мячей стоя;
- катание мячей через ворота;
- бросание мяча двумя руками от груди, из-за головы, вверх;
- бросание мяча двумя руками вверх, вниз об пол (землю) ловля мяча;
- метание в горизонтальную цель, вдаль;
- метание в вертикальную цель правой и левой рукой.
упражнения в ползании и лазанье:
- ползание
в прямом направлении на
- по доске положенной на пол;
- под верёвку, дугу высотой 40 см;
- по наклонной
доске, закреплённой на второй
перекладине гимнастической
- перелезание через бревно;
- ползание между ножками стула;
- ползание в обруч, расположенный вертикально полу;
- лазание по наклонной лестнице;
- влезание на гимнастическую стенку и спуск.
упражнения в равновесии:
- ходьба по наклонной доске, один конец которой приподнят на 20-30 см.;
- ходьба
по бревну со стёсанной
- стоя на месте, подняться на носки и постоять, сохраняя равновесие;
- кружиться на месте в одну и в другую сторону.
перестроение:
- строиться в колонну, в круг, в шеренгу, небольшими группами и всей группой;
- находить своё место в строю, поворачиваться, переступая на месте.
музыкально-ритмические упражнения:
- маршировать
под музыку всем вместе и
индивидуально, чётко и ритмично
двигаясь и отмечая начало
и окончание каждой части
- передавать образные движения животных – игровых персонажей (как зайчик, как кошечка);
- выполнять
танцевальные движения с
общеразвивающие упражнения:
Упражнения для рук и плечевого пояса[21; с.115].
Поднимать руки вверх через стороны, опускать поочерёдно то одну, то другую руку, или обе руки вместе, выполняя упражнения с предметами и без предметов. Перекладывать предмет из одной руки в другую перед собой, за спиной, над головой. Делать хлопок перед собой или над головой и прятать руки за спину. Вытягивать руки вперёд, разводить в стороны, поворачивать их ладонями вверх, поднимать и опускать кисти, шевелить пальцами. Сжимать и разжимать пальцы рук. Ставить руки на пояс.
Упражнения для ног.
Подниматься на носки. Выставлять ногу на носок вперёд, отставлять в сторону, назад. Делать 2-3 полуприседания подряд. Приседать, вынося руки вперёд, опираясь руками о колени, обхватывая колени руками и пригибая голову. Поочерёдно поднимать ноги, согнутые в коленях; делать хлопок под согнутой в колене ногой. Сидя захватывать ступнями ног мешочки с песком. Передвигаться по палке, валику (диаметр 6-8 см) приставными шагами в сторону, опираясь серединой ступни.
Упражнения для туловища.
Передавать друг другу мяч над головой (назад и вперёд). Поворачиваться влево, вправо, поднимая руки вперёд. Наклоняться влево, вправо, вперёд. Сидя повернуться и положить предмет сзади себя, повернуться, взять предмет. В упоре сидя сзади подтягивать к себе ноги, складывать их калачиком, вытягивать; подтягивать обе ноги, обхватив колени руками; поднимать по очереди ноги и класть их одна на другую (правую ногу на левую и наоборот). Сидя наклоняться вперёд. Стоя на коленях, наклоняться вперёд. Лежа на спине, поднимать одновременно обе ноги вверх, лёжа на спине опускать; двигать ногами, имитируя езду на велосипеде. Лёжа на животе, сгибать и разгибать ноги (по одной и вместе). Поворачиваться со спины на живот и обратно. Лёжа на животе, прогибаться и приподнимать плечи, разводя руки в стороны.
Спортивные упражнения:
Катанье на санках