Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:17, реферат
Современное общество - это общество глобальных изменений, постоянной творческой эволюции, на которую воздействуют механизмы, сочетающие макро- (социальные) и микро- (индивидуальные факторы, совершенно непредсказуемые и зачастую кардинально новые) факторы. Темп развития современного общества зависит от творческого усилия личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает. Таким образом, глобализация стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования.
Введение………………………………………………………………………………………………………………………2
1.Понятие об одаренности…………………………………………………………………………………………..2
2.Учебная программа для одаренных детей……………………………………………………………..4
3.Проблема "обогащения содержания образования"………………………………………………5
4.Выявление одаренных детей……………………………………………………………………………….….6
5.Формы и методы обучения одаренных детей………………………………………………..……….9
5.1.Направления обучения одаренных детей…………………………………………………….10
5.2.Индивидуализированное обучение……………………………………………………………..10
5.3.Дифференциация обучения…………………………………………………………………………..12
5.4.Формы обучения…………………………………………………………………………………………….15
6.Взаимодействие одаренного учащегося и учителя……………………………………………….19
Вывод………………………………………………………………………………………………………..…………….....21
Список литературы………………………………………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие
об одаренности…………………………………………………
2.Учебная
программа для одаренных детей……………………………………………………………..
3.Проблема
"обогащения содержания образования"………………………………………………
4.Выявление
одаренных детей…………………………………………………………………
5.Формы и методы обучения одаренных детей………………………………………………..……….9
5.1.Направления обучения одаренных детей…………………………………………………….10
5.2.Индивидуализированное
обучение…………………………………………………………
5.3.Дифференциация
обучения…………………………………………………………
5.4.Формы
обучения…………………………………………………………
6.Взаимодействие одаренного учащегося и учителя……………………………………………….19
Вывод…………………………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Ведение
Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи.
Сегодня проблема обучения одаренных напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.
Современное общество - это общество глобальных изменений, постоянной творческой эволюции, на которую воздействуют механизмы, сочетающие макро- (социальные) и микро- (индивидуальные факторы, совершенно непредсказуемые и зачастую кардинально новые) факторы. Темп развития современного общества зависит от творческого усилия личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает. Таким образом, глобализация стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования.
Среди целей
и задач образовательной
1.Понятие об одаренности
В этих условиях
наблюдается возрастающий интерес
отечественной науки и практики
к различным видам работы с
одаренными детьми. Особенно широкий
размах эта работа приобрела в
США. Современный уровень
На современном этапе развития науки "одарённость" преимущественно понимается американскими исследователями как "потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения". Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы развития таких детей определяются "уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижений, творческого или продуктивного мышления, общения и лидерства, художественной и психомоторной деятельности".
В американской педагогике особо выделяется такой вид одаренности, как творческая (или творческое продуктивное мышление). Американские специалисты (Дж. Рензулли, Дж. Гилфорд и др.) полагают, что "творчество (креативность) является важным элементом всех видов одаренности, и они не могут быть представлены отдельно от творческого компонента".
На современном этапе группа американских исследователей Дж. Гилфорд, Г. Гарднер, Р. Стернберг, Дж. Рензулли, С. Марленд и др., работающие над созданием теоретических концепций одаренности, в том числе и над поиском наиболее полного и точного определения феномена "одаренность", не пришла к единому выводу.
Американский
психолог Дж. Рензулли предложил такое
определение одаренности: "одаренность
- результат сочетания трех характеристик:
интеллектуальных способностей, превышающих
средний уровень; творческого подхода
и настойчивости".А. Шведел и Р.
Стернберг полагают, что "одаренность
взрослого человека связана с
опытом раннего детства, и предлагают
концепцию одаренности как
Основные
категории одаренности, предложенные
С. Марлэнд в 1972 году: "общая интеллектуальная
одаренность; специфическая одаренность;
предпочтение ребенка заниматься каким-то
определенным видом деятельности; творчество
или продуктивность мышления; способность
к лидерству; способность к визуальным
и исполнительским видам
Выделение многих видов одаренности служит важной цели - привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить признание и возможности для развития. "Различия между видами одаренности не могут рассматриваться без учета мотивации, сложившейся самооценки, других индивидуальных особенностей, от которых зависит реализация способностей". Не случайно, в докладе С. Марлэнд от Госдепартамента США (1972) отмечается, что «одаренные дети испытывают в школе дискриминацию из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний…».
2.Учебная программа для одаренных детей
Учебная
программа для одаренных детей
в США разрабатывается
1. Ускоренное формирование базовых навыков посредством реорганизации основной учебной программы в соответствии с более высоким уровнем знаний и развития одаренных учащихся ("ускорение").
2. Включение
учащихся в активную учебную
деятельность по разработке и
решению проблем и в
3. Обеспечение
учащихся возможностью
Комитет по учебным программам ведущего Института Обучения в США разработал семь принципов дифференциации учебного плана, которые отражают особенности работы с одаренными учащимися в этой стране:
1. Содержание
учебной программы должно
2.Учебная
программа для одаренных
3. Учебная
программа для одаренных
4. Программа
должна способствовать подбору
и использованию
5. Программа
должна способствовать
6. Программа
должна обеспечивать развитие
понимания своего внутреннего
мира, а также природы межличностных
отношений, социальных
7. Оценка
учебной программы для
3.Проблема "обогащения содержания образования"
Отдельного
рассмотрения требует проблема "обогащения
содержания образования", популярная
за рубежом, которая получила резонанс
в отечественной системе
Первый
"вид обогащения" по Дж.Рензулли,
предполагает знакомство учащихся с
самыми разными областями и предметами
изучения, которые могут их заинтересовать.
В результате, расширяется круг интересов,
и у ребенка формируется
Второй "вид обогащения" предполагает ориентацию на специальное развитие мышления ребенка, которое сопровождается занятиями по тренировке наблюдательности, способности оценивать, сравнивать, строить гиротезы, анализировать, синтезировать, классифицировать, выполнять другие мыслительные операции, которые служат основой перехода к более сложным познавательным процессам.
Третий
"вид обогащения" - самостоятельные
иследования и решение
Между тем,
как отмечают российские ученые, среди
них А.И.Савенков, модель "обогащения
учебных программ" Дж.Рензулли не
может быть применена в отечественной
системе образования из-за разницы
культурно-образовательных
4.Выявление одаренных детей
В США существует система поиска одаренных детей и она имеет свои отличительные особенности. Выявление способностей детей на основе тестирования осуществляется с самого раннего детства. Целью системы поиска одаренных детей является достижение оптимального соответствия конкретной учебной программы потребностям определенной группы людей.
Информация о работе Взаимодействие одаренного учащегося и учителя