Взаимодействие одаренного учащегося и учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:17, реферат

Описание работы

Современное общество - это общество глобальных изменений, постоянной творческой эволюции, на которую воздействуют механизмы, сочетающие макро- (социальные) и микро- (индивидуальные факторы, совершенно непредсказуемые и зачастую кардинально новые) факторы. Темп развития современного общества зависит от творческого усилия личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает. Таким образом, глобализация стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………………………2
1.Понятие об одаренности…………………………………………………………………………………………..2
2.Учебная программа для одаренных детей……………………………………………………………..4
3.Проблема "обогащения содержания образования"………………………………………………5
4.Выявление одаренных детей……………………………………………………………………………….….6
5.Формы и методы обучения одаренных детей………………………………………………..……….9
5.1.Направления обучения одаренных детей…………………………………………………….10
5.2.Индивидуализированное обучение……………………………………………………………..10
5.3.Дифференциация обучения…………………………………………………………………………..12
5.4.Формы обучения…………………………………………………………………………………………….15
6.Взаимодействие одаренного учащегося и учителя……………………………………………….19
Вывод………………………………………………………………………………………………………..…………….....21
Список литературы………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат. Обучение одаренных детей..docx

— 47.66 Кб (Скачать файл)

Одним из современных подходов в системе  поиска одаренных в США является использование комплексного подхода  при выявлении одаренности, как  общей интеллектуальной одаренности, так и творческой одаренности, а  также специальных видов одаренности  личности, что является достаточно перспективным новшеством для российской системы школьного образования. Кроме того, американские ученые используют длительное обучающее исследования, т.е. лонгитюдный метод в исследовании одаренности.

Основным  подходом в поиске одаренных в  США является использование разнообразных  методик предварительного отбора детей  и непрерывное наблюдение за их успехами с момента поступления в группу. При условии, если ребенок не добивается заметных сдвигов в плане достижений или роста заинтересованности, его  переводят в другой класс, в большей  степени отвечающий его потребностям и способностям. Если специальная  программа осуществляется в обычном  классе, педагог может просто прекратить с данным ребенком занятия по специальной  программе. При таком подходе  разработка эффективной системы  выявления одаренных детей приобретает  эмпирический характер, а проблема решается с помощью постоянного  наблюдения за успехами детей.

В программах поиска в штатах Калифорния, Филадельфия, Флорида наиболее продуктивно используется подход, предполагающий непрерывное  наблюдение - принцип "турникета" (Д.Рензулли, Рейс и Смит). При этом подходе программой охватывается широкий  круг детей. Дети включаются или выходят  из программы в разное время в  течение всего года, в зависимости  от их интересов и достижений, как  в рамках программы, так и вне  ее.

При выявлении  одаренных детей в США, независимо от применяемого подхода, составители  программы должны обосновать и процедуру  поиска, и специальные учебные  программы, исходя из их рабочего определения  одаренности.

При выявлении  одаренных школьников в США используются следующие методы:

- Стандартизированные  методы измерения интеллекта (Шкала  интеллекта Станфорд-Бине, Векслеровская  шкала интеллекта для дошкольников  и младших школьников, Тест Слоссона  для измерения интеллекта детей  и взрослых, Колумбийская шкала  умственной зрелости, Рисуночный  тест на интеллект и др.).

- Стандартизированные  тесты достижений (Национальный  тест готовности к школе, уровень  I; Станфордский тест достижений  для начальной школы, уровень  I; Тест общей подготовленности, уровень  I).

- Стандартизированные  тесты на перцептивно-двигательное  развитие (Тест на основные двигательные  навыки; Тест на зрительно-двигательную  координацию; Тест Пурдъе и  др.).

- Стандартизированные  тесты оценки социального развития (Калифорнийская шкала социальной  компетенции дошкольников и младших  школьников; Вайнлендская шкала  социальной зрелости).

Все большую  популярность при выявлении одаренных  в США приобретает анализ способностей детей младшего школьного возраста при помощи критериально-ориентированных  тестов. Их отличие от классических методов тестирования в том, что  в задачу этих тестов не входит оценка способностей ребенка путем их сравнения  с результатами специальной выборки  сверстников, так как основной их целью является определение уровня овладения определенными понятиями  и навыками. Основной упор делается на то, что ребенок умеет делать и что он знает. Данный метод позволяет  учителям прослеживать динамику развития ребенка, являясь ценным источником сведений при составлении индивидуальной программы обучения для каждого  отдельного ребенка 

Важным  дополнительным инструментом выявления  одаренных является использование  шкалы оценок и контрольных записей  наблюдений .

Довольно  распространенным в США является метод наблюдения и шкалирования оценок на основе установленных параметров, характеризующих одаренность детей. Практика показывает, что, "если учителя  имеют достаточный опыт в применении специальных оценочных шкал, их мнения можно считать достаточно надежным источником информации в процессе раннего  распознавания талантливых детей".

Более того, исследователи проследили наличие  четкой корреляции между оценками, даваемыми родителями, и результатами тестов на интеллект среди младших  школьников. Эти исследования (Сиэттлский проект), говорят о том, что "контрольные  записи, составленные родителями, вполне могут быть использованы как ценные сведения об умственных способностях детей". Установлено также, что  наиболее объективными являются оценки, данные теми взрослыми наблюдателями, которые находятся в тесном и  постоянном контакте с ребенком, обладают опытом использования оценочных  шкал и умеют определять те ответы и реакции ребенка, которые наиболее четко характеризуют наличие  одаренности или таланта.

В начальных  школах США широко применяются различные  анкеты и опросники, как для детей, так и для родителей с целью  установления уровня и характера  способностей учащихся, их интересов  и увлечений ( Шкала оценки характеристик  одаренных учащихся; Бланк оценки талантливости в проекте ,,RAPYHT"; Опросник для родителей в проекте  „Seattle" и др.). Заполнение анкет  является обязательным при переходе из одной школы в другую.

5.Формы и методы обучения одаренных детей

Необходимо  отметить и большое разнообразие методов и форм обучения одаренных  детей в системе школьного  образования США. Существует большое  разнообразие учебных заведений, классов  для одаренных детей: "магнитные  школы", "классы почета", "неградуированные школы", обучение в группах "смешанных  способностей". Широко применяются  интенсивные летние и зимние программы. И как уже отмечено, при этом практикуются следующие формы углубления дифференциации обучения одаренных  учащихся: "ускорение", "обогащение", "междисциплинарное обучение". Преподавание основных предметов по методу уровневой и профильной дифференциации осуществляется с помощью разнообразных  форм внутришкольного группирования  учащихся ("бендинг", "стриминг", "сеттинг"), обобщенный опыт применения которых может представлять определенный интерес для российских педагогов.

В отборе организационных форм обучения одаренных  детей в США существуют несколько  направлений: обучение одаренных детей  в рамках обычного класса, но по индивидуальным программам; создание для одаренных  детей специальных классов в  структуре обычной школы; организация  специальных школ.

В современных  программах для одаренных главное  место отводится исследовательской  деятельности, использованию "исследовательских  методов". Особое внимание уделяется  развитию творческих и лидерских  способностей. В работах зарубежных педагогов акцентируется внимание на развитие лидерских качеств у  подрастающего поколения как  важной компоненты будущих достижений одаренной личности. Как правило, в США программы по обучению лидерству  включены в общеобразовательный  процесс, кроме того, преподавателям предоставляется на выбор следующие  формы работы (обучающие центры, организованные для получения знаний и формирования необходимых навыков; тематические уроки или темы по социальным дисциплинам; семинары или миникурсы; курсы по выбору, специализирующиеся на прблеме лидерства). Содержание программы  по обучению лидерству предусматривают  установление наставнических отношений  с людьми, занимающими лидерские  позиции, и с внутригрупповыми лидерами.

5.1.Направления обучения одаренных детей

В системе  среднего образования США дифференцированное обучение справедливо считается  одним из оптимальных условий  обучения одаренных детей. Ключевыми  принципами дифференциации учебных  задач, учитывающих познавательные потребности академически продвинутых  учащихся, являются дифференцирование, основанное на учебном стиле или стиле "научения"; "дифференцирование, основанное на заинтересованности"; "дифференцирование, основанное на готовности учеников".

Кроме обучения в общеобразовательных школах и  так называемых "разнородных классах" в США, также, как и в нашей  стране, наиболее популярной формой работы с одаренными является обучение их в специализированных школах. Учитывая тот факт, что в специализированной школе уровень развития способностей учеников далеко не одинаковый, американские педагоги предложили стратегию "индивидуальных скоростей движения".

Другое  направление обучения "одаренных" - разработка "уровней обучения", где все школьники занимаются по одному из 10 уровней. В каждой возрастной группе может изучаться материал по изучаемому предмету разных уровней. Одаренные дети имеют возможность  заниматься на самых высоких уровнях  обучения. Кроме того, до 20 % времени  они могут отдавать изучению предметов, соответствующих их особым интересам  и потребностям, что способствует специализации обучения. По каждому  разделу программы установлены  цели обучения в соответствии с тем  или иным уровнем. Как вариант  стратегии "уровней обучения" в штате Филадельфия, например, используется стратегия "индивидуальных скоростей  движения", где на каждом уровне ученик продвигается согласно индивидуальному  темпу. В штате Калифорния используется более 20 уровней обучения, что способствует максимальному углублению дифференциации.

5.2.Индивидуализированное обучение

Отдельно  следует рассмотреть вопрос об индивидуализированном  обучении.

В США  с понятием "индивидуализация" обычно связывают любые формы  и методы учета индивидуальных особенностей учащихся, в том числе талантливых  школьников.

Индивидуализированное обучение иногда рассматривается как стратегия обучения. По мнению американского ученого Н. Ж. Гронлунда, это проявляется в следующих вариантах:

1) от  минимальной модификации в групповом  обучении до полностью независимого  обучения;

2) варьирование  темпа, целей, методов обучения, учебного материала, требуемого  уровня успеваемости;

3) использование  индивидуализированного обучения  по всем, изучаемым предметам. 

К этим возможностям добавляются еще так называемые административные стратегии - "это  формирование различных групп на основании общих признаков учащихся".

Поскольку индивидуализация обучения требует  учета этих особенностей, то ее специфическая  обучающая цель состоит в том, чтобы усовершенствовать знания, умения и навыки ребенка, содействовать  реализации учебных программ повышением уровня знаний, умений и навыков  каждого ученика в отдельности, углублять и расширять знания учащихся, исходя из их интересов и  специальных способностей средствами индивидуализации. Развивающая цель индивидуализации реализуется при  формировании и развитии логического  мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития ученика. Еще одна цель индивидуализации обучения охватывает воспитание личности в широком значении этого понятия. "Индивидуализация создает предпосылки  для развития интересов и специальных  способностей ребенка. Она обладает дополнительными возможностями - вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную  мотивацию и отношение к учебной  работе" В связи с этим, улучшение  учебной мотивации и развитие познавательных интересов также  можно считать целью индивидуализации.

В последнее  время при индивидуализации обучения в школах США все больше учитывается  теория обучения для достижения целей, или мастерского обучения (mastery learning) Б.С. Блума, базирующаяся на модели Дж.Б. Кэрролла.

В основе этой теории лежит система обучения, использование которой позволяет  практически всем учащимся достигнуть основных целей обучения. Б. Блум выступает  против тех теорий, согласно которым "основной путь индивидуализации - путь отбора учащихся по умственным способностям в различные типы школ и классов". Он исходит из предпосылки, что различия основной массы учащихся сводятся, прежде всего, ко времени, отведенному ученику для освоения учебного материала. "Для каждого ученика необходимо отводить время, соответствующее его личным способностям, для возможности повторения и на индивидуальную помощь". Таким образом, можно обеспечить полное освоение основного материала (материала-минимума), без которого немыслимо достижение последующих целей обучения. Гибкое приспособление учебной работы к уровню развития каждого учащегося с помощью индивидуализированной работы признается очень важным и в теории другого известного американского педагога Р.М. Ганье, согласно которой, для достижения целей обучения "необходимо точно учитывать достигнутый учащимся уровень и детально руководить его учебной деятельностью".

Данная  работа проводится в несколько этапов. На первом этапе фиксируются конкретные цели данного учебного подраздела, затем с помощью тестов устанавливаются  предварительные знания и умения учащегося. На втором этапе представляется структурированный учебный материал вместе с обогащающими материалами, в основном для самостоятельной  работы, за которой следует третий этап- самоконтроль с помощью средств  обратной связи. Педагог во время  самостоятельной работы помогает каждому  ученику индивидуально, а также  время от времени проверяет результаты. В конце занятия происходит обсуждение в большой группе, что превращает всю работу в более интересную и тем самым, помогая повысить мотивацию.

Программа индивидуальной помощи (IGE - individually guided instruction), обучающая, программа, приспособленная  к потребностям учащихся (PLAN - program for learning in accordance with needs), отличается разнообразием.

В настоящее  время в начальной школе Америки школе используются:

- независимое  обучение (independent study), где учащийся  сам выбирает учебный материал  и способ его изучения; учитель  представляет материал и является  консультантом; этот вариант предназначен  в основном для "обогащения";

Информация о работе Взаимодействие одаренного учащегося и учителя