Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:17, реферат
Современное общество - это общество глобальных изменений, постоянной творческой эволюции, на которую воздействуют механизмы, сочетающие макро- (социальные) и микро- (индивидуальные факторы, совершенно непредсказуемые и зачастую кардинально новые) факторы. Темп развития современного общества зависит от творческого усилия личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает. Таким образом, глобализация стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования.
Введение………………………………………………………………………………………………………………………2
1.Понятие об одаренности…………………………………………………………………………………………..2
2.Учебная программа для одаренных детей……………………………………………………………..4
3.Проблема "обогащения содержания образования"………………………………………………5
4.Выявление одаренных детей……………………………………………………………………………….….6
5.Формы и методы обучения одаренных детей………………………………………………..……….9
5.1.Направления обучения одаренных детей…………………………………………………….10
5.2.Индивидуализированное обучение……………………………………………………………..10
5.3.Дифференциация обучения…………………………………………………………………………..12
5.4.Формы обучения…………………………………………………………………………………………….15
6.Взаимодействие одаренного учащегося и учителя……………………………………………….19
Вывод………………………………………………………………………………………………………..…………….....21
Список литературы………………………………………………………………………
Одним из
современных подходов в системе
поиска одаренных в США является
использование комплексного подхода
при выявлении одаренности, как
общей интеллектуальной одаренности,
так и творческой одаренности, а
также специальных видов
Основным
подходом в поиске одаренных в
США является использование разнообразных
методик предварительного отбора детей
и непрерывное наблюдение за их успехами
с момента поступления в
В программах поиска в штатах Калифорния, Филадельфия, Флорида наиболее продуктивно используется подход, предполагающий непрерывное наблюдение - принцип "турникета" (Д.Рензулли, Рейс и Смит). При этом подходе программой охватывается широкий круг детей. Дети включаются или выходят из программы в разное время в течение всего года, в зависимости от их интересов и достижений, как в рамках программы, так и вне ее.
При выявлении одаренных детей в США, независимо от применяемого подхода, составители программы должны обосновать и процедуру поиска, и специальные учебные программы, исходя из их рабочего определения одаренности.
При выявлении одаренных школьников в США используются следующие методы:
- Стандартизированные
методы измерения интеллекта (Шкала
интеллекта Станфорд-Бине, Векслеровская
шкала интеллекта для
- Стандартизированные
тесты достижений (Национальный
тест готовности к школе,
- Стандартизированные
тесты на перцептивно-
- Стандартизированные
тесты оценки социального
Все большую
популярность при выявлении одаренных
в США приобретает анализ способностей
детей младшего школьного возраста
при помощи критериально-ориентированных
тестов. Их отличие от классических
методов тестирования в том, что
в задачу этих тестов не входит оценка
способностей ребенка путем их сравнения
с результатами специальной выборки
сверстников, так как основной их
целью является определение уровня
овладения определенными
Важным дополнительным инструментом выявления одаренных является использование шкалы оценок и контрольных записей наблюдений .
Довольно
распространенным в США является
метод наблюдения и шкалирования
оценок на основе установленных параметров,
характеризующих одаренность
Более того, исследователи проследили наличие четкой корреляции между оценками, даваемыми родителями, и результатами тестов на интеллект среди младших школьников. Эти исследования (Сиэттлский проект), говорят о том, что "контрольные записи, составленные родителями, вполне могут быть использованы как ценные сведения об умственных способностях детей". Установлено также, что наиболее объективными являются оценки, данные теми взрослыми наблюдателями, которые находятся в тесном и постоянном контакте с ребенком, обладают опытом использования оценочных шкал и умеют определять те ответы и реакции ребенка, которые наиболее четко характеризуют наличие одаренности или таланта.
В начальных школах США широко применяются различные анкеты и опросники, как для детей, так и для родителей с целью установления уровня и характера способностей учащихся, их интересов и увлечений ( Шкала оценки характеристик одаренных учащихся; Бланк оценки талантливости в проекте ,,RAPYHT"; Опросник для родителей в проекте „Seattle" и др.). Заполнение анкет является обязательным при переходе из одной школы в другую.
5.Формы и методы обучения одаренных детей
Необходимо отметить и большое разнообразие методов и форм обучения одаренных детей в системе школьного образования США. Существует большое разнообразие учебных заведений, классов для одаренных детей: "магнитные школы", "классы почета", "неградуированные школы", обучение в группах "смешанных способностей". Широко применяются интенсивные летние и зимние программы. И как уже отмечено, при этом практикуются следующие формы углубления дифференциации обучения одаренных учащихся: "ускорение", "обогащение", "междисциплинарное обучение". Преподавание основных предметов по методу уровневой и профильной дифференциации осуществляется с помощью разнообразных форм внутришкольного группирования учащихся ("бендинг", "стриминг", "сеттинг"), обобщенный опыт применения которых может представлять определенный интерес для российских педагогов.
В отборе организационных форм обучения одаренных детей в США существуют несколько направлений: обучение одаренных детей в рамках обычного класса, но по индивидуальным программам; создание для одаренных детей специальных классов в структуре обычной школы; организация специальных школ.
В современных
программах для одаренных главное
место отводится
5.1.Направления обучения одаренных детей
В системе
среднего образования США
Кроме обучения в общеобразовательных школах и так называемых "разнородных классах" в США, также, как и в нашей стране, наиболее популярной формой работы с одаренными является обучение их в специализированных школах. Учитывая тот факт, что в специализированной школе уровень развития способностей учеников далеко не одинаковый, американские педагоги предложили стратегию "индивидуальных скоростей движения".
Другое направление обучения "одаренных" - разработка "уровней обучения", где все школьники занимаются по одному из 10 уровней. В каждой возрастной группе может изучаться материал по изучаемому предмету разных уровней. Одаренные дети имеют возможность заниматься на самых высоких уровнях обучения. Кроме того, до 20 % времени они могут отдавать изучению предметов, соответствующих их особым интересам и потребностям, что способствует специализации обучения. По каждому разделу программы установлены цели обучения в соответствии с тем или иным уровнем. Как вариант стратегии "уровней обучения" в штате Филадельфия, например, используется стратегия "индивидуальных скоростей движения", где на каждом уровне ученик продвигается согласно индивидуальному темпу. В штате Калифорния используется более 20 уровней обучения, что способствует максимальному углублению дифференциации.
5.2.Индивидуализированное обучение
Отдельно следует рассмотреть вопрос об индивидуализированном обучении.
В США с понятием "индивидуализация" обычно связывают любые формы и методы учета индивидуальных особенностей учащихся, в том числе талантливых школьников.
Индивидуализированное обучение иногда рассматривается как стратегия обучения. По мнению американского ученого Н. Ж. Гронлунда, это проявляется в следующих вариантах:
1) от
минимальной модификации в
2) варьирование
темпа, целей, методов
3) использование
индивидуализированного
К этим возможностям
добавляются еще так называемые
административные стратегии - "это
формирование различных групп на
основании общих признаков
Поскольку
индивидуализация обучения требует
учета этих особенностей, то ее специфическая
обучающая цель состоит в том,
чтобы усовершенствовать
В последнее время при индивидуализации обучения в школах США все больше учитывается теория обучения для достижения целей, или мастерского обучения (mastery learning) Б.С. Блума, базирующаяся на модели Дж.Б. Кэрролла.
В основе
этой теории лежит система обучения,
использование которой
Данная
работа проводится в несколько этапов.
На первом этапе фиксируются конкретные
цели данного учебного подраздела,
затем с помощью тестов устанавливаются
предварительные знания и умения
учащегося. На втором этапе представляется
структурированный учебный
Программа индивидуальной помощи (IGE - individually guided instruction), обучающая, программа, приспособленная к потребностям учащихся (PLAN - program for learning in accordance with needs), отличается разнообразием.
В настоящее время в начальной школе Америки школе используются:
- независимое
обучение (independent study), где учащийся
сам выбирает учебный материал
и способ его изучения; учитель
представляет материал и
Информация о работе Взаимодействие одаренного учащегося и учителя