Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 19:30, курсовая работа
Исходя из вышеизложенного, мы определили цель нашей работы: изучить взаимосвязи личностных особенностей педагога и уровня формирования личностных качеств у детей в условиях класса общеобразовательной школы.
Предмет: степень влияния личности учителя на формирование личности ребенка младшего школьного возраста.
Большое
значение придается исследователями
и "педагогическому такту", в
проявлении которого выражается общая
культура учителя и высокий
а) высокий
профессионализм в области
б) подлинная объективность оценивания результатов и хода обучения;
в) дидактичность, т. е. владение педагогическими умениями, позволяющими организовать учебный процесс;
Это
уровень его профессионализма, которым
как само собой разумеющимся
должен характеризоваться
Как вывод ко всему рассмотренному выше станет ответ на вопрос, каким должен быть педагог в начальной школе А. А. Алхазишвили: "... на фоне демократического стиля общения:
а) преподаватель должен уметь становиться равноправным собеседником своих учеников (должен уметь освобождать их от воздействия своего авторитета, которым он в типично учебных ситуациях, безусловно, пользуется),
б) он должен уметь изображать интерес к возникшей теме беседы, если даже она его не интересует
в) он должен быть хорошим собеседником (мало самому говорить, но и уметь поддержать разговор" [2]
3. Исследование ВЗАИМОСВЯЗи ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
3.1 Особенности формирования
Взаимоотношения
учителей и учащихся в учебной
деятельности являются важным условием
успешного решения задач
В
педагогике и психологии
Анализ
психологических исследований по проблеме
отношений между людьми позволяет
рассматривать взаимоотношения
между учителями и учащимися
как личностную основу между их взаимодействия
и выделять внешнюю сторону
При этом внутренние проявления взаимоотношений не только играют важную роль в процессе взаимодействия, но в ходе его возникают и обогащаются (А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, и др.)
Под влиянием взаимоотношений взаимодействие может не только совершенствоваться, но и разрушатся, оказывать определенное воздействие и в том, и в другом случае на учебно-воспитательный процесс.
Исследования
показали, что благоприятные
По мере того, как учащиеся овладевают новыми способностями взаимодействия, по мере их взросления происходит углубление внутренней стороны взаимоотношений на уровне взаимопонимания, сопереживания; совершенствуется оценочная сторона взаимоотношений; изменяются критерии, оценки взаимоотношений и оказывают обратное влияние на взаимоотношения и на деятельность на уроках.
Основной
деятельностью младшего школьника
является учение. С поступлением в
первый класс качественно меняется
и внутренняя, и внешняя позиция
ребёнка. Исследования показывают, что
большинство детей
Учитель
это человек, через которого
ребёнок оценивает взрослых и
своих товарищей, школу с её
порядками и требованиями». От
взаимоотношений, которые
Изучение особенностей формирования взаимоотношений учителей и учащихся первого класса основалось на показателях, характеризующих эти взаимоотношения в учебной деятельности:
- организация деятельности детей на уроке,
- тон общения,
- содержание
и характер предъявляемых
- наличие
оценочных суждений и
взаимоотношений,
- уровень осознания учениками и учителями своих
взаимоотношений.
Мной
проведены исследования взаимоотношений
школьников и учителей нескольких начальных
классов в школе, в которой
я работаю. Использовала разные методы,
проводила наблюдения на уроках, проводила
беседы с учителями с целью
– выяснить степень осознания
учителями характера и
Ответы на вопросы анкеты и беседы с учителями начальных классов показали, в какой степени учителя осознают воспитательные возможности урока и воспитательные возможности их взаимоотношений с учителями на уроке; понимают трудности, которые встречаются при формировании взаимоотношений с детьми. Учителям задавался вопрос о том, были ли у них конфликты со школьниками и родителями, каковы причины этих конфликтов.
На вопрос
о воспитательных возможностях урока
44% учителей выделили лишь некоторые
воспитательные цели урока: воспитание
интереса к предмету, дисциплинированности,
внимания; 56% учителей смогли полнее выделить
воспитательные возможности урока,
отметив важное значение содержания
урока, взаимоотношений между детьми
на уроке, личности учителя и его
взаимоотношений с учениками, организации
урока. Причем организация урока
организация деятельности учащихся
на уроке составляет 12% от всего количества
ответов о воспитательных возможностях
урока. Ни в одном ответе на этот
вопрос нет достаточно полной характеристики
всех воспитательных возможностей урока.
В основном учителя называют 1-2 показателя
воспитательного воздействия
Характеризуя
благоприятные взаимоотношения
и отмечая то, что они ценят
во взаимоотношениях с детьми. К
чему стремятся учителя строя
эти отношения. Выделим следующие
факторы: доброжелательность в общении
(21% всех ответов), положительное отношение
учеников к учителю (24% общего числа
ответов), выполнение требований учителя
и дисциплинированность учеников (20%
ответов), взаимопонимание (17% ответов),
искренность и доброта детей (9%),
положительное отношение к
Приведенные данные свидетельствуют о том что в большинстве случаев учителя осознают лишь внешнюю сторону взаимоотношений с учащимися. Деловая сторона взаимоотношений: качество учебной деятельности детей, выполнение ими требований учителя, наличие дисциплины при общем преобладающем доброжелательном характере общения, - видна учителем, осознается ими и ценится, прежде всего. Но в целом у большинства учителей довольно узкое представление о воспитательных возможностях урока и уровень их осознания своих взаимоотношений с учениками невысокий.
Учителя отмечают по 2-3 показателя благоприятных взаимоотношений с учащимися, причём большинство выделяют только их деловую сторону. Очень мало ответов, которые характеризуют взаимоотношения учителей со школьниками с точки зрения нравственного воспитания детей. О преобладании в осознании учителями деловой стороны взаимоотношений говорит и то, что в некоторых ответах они отмечают, что ценят во взаимоотношениях с учениками, взаимопонимание сводят к деловой сфере, считают, что «это дисциплинированность выполнение требований учениками». Только в одной анкете был отличен такой интересный показатель благоприятных взаимоотношений с детьми, как хорошие отношения с их родителями. Ряд учителей, характеризуя факторы, создающие благоприятные взаимоотношения, отмечают личные качества учителя: тактичность, справедливость к детям, требовательность, индивидуальный подход, но совсем не затрагивает проявление личных качеств у детей.
Осознание
учителями взаимоотношений с
учащимися лишь в их внешней, деловой
стороне, педоценка и недостаточное
понимание важности внутренней стороны
взаимоотношений, ведёт к определённым
потерям в нравственном воспитании
детей, осложняет и затрудняет последующий
процесс развития и совершенствования
взаимоотношений детей с
Преобладание
деловой стороны в
Также были указаны следующие трудности: незнание детей, разный уровень подготовленности детей к школе и разный уровень детей, неумение детей входить в контакт друг с другом и со взрослыми, низкий уровень самостоятельности детей, затруднения в подборе системы требований к детям на начальном этапе работы с ними и в организации их деятельности. Данные говорят о том, что основные трудности, с которыми встречаются учителя, начиная работу с учениками первого класса, - плохое знание ими детей и разный уровень подготовленности детей к обучению в школе. Именно в первую очередь затрудняет организацию деятельности первоклассников на уроках и организацию воспитательной работы с ними, а вместе взятое сказывается на формировании взаимоотношений учителей и учащихся.
Преобладание этих трудностей свидетельствует о том, что имеются определённые недостатки в подготовке учителей к работе с первым классом, недооценка ими необходимости изучения детей дошкольного возраста, осуществления преемственности в обучении и воспитании детей, поступающих в школу. Учителя понимают, что подготовленность детей в школе состоит, с одной стороны, в сформированности у них определенных знаний, умений и навыков, с другой стороны, - в психологической готовности детей к обучению в школе, познают эту подготовленность каждого ученика недостаточно, что существенно затрудняет организацию работы детей на уроках в начале первого класса. Ни в одной анкете не были указаны трудности, связанные с разным уровнем воспитанности детей.
Между тем,
наблюдения показывают, что затруднения
в формировании благоприятных взаимоотношений
учителя с первоклассниками чаще
всего имеют под собой
Недостаточное внимание учителей на первом этапе формирования взаимоотношений к их внутренней стороне усложняет этот процесс, делает более длительным познание детей учителем и познание учеником – учителя, влечет за собой иногда взаимное непонимание, а в ряде случаев и конфликта со школьниками и их родителями, делает более длительным и трудным формирование коллектива класса.
Анализ ответов на вопрос о наличии конфликтов с учениками и родителями дал следующие результаты: среди возможных причин конфликтов чаще всего называются незнание детей и их особенностей, причем не только с деловой стороны, но и с нравственной, физической и психической сторон личности ребёнка. Далее указывается переоценка родителями своих детей, несогласие родителей с оценкой учителем качества деятельности и поведения детей, недостаточный контроль, за детьми со стороны родителей, а также к конфликтам ведёт недостаточная работа учителя с родителями, также ведущая к плохому знанию детей.
Таким образом, процесс формирования нравственно ценных взаимоотношений учителей и учащихся с самого начала их совместной работы в первом классе во многом обусловлен степенью и полнотой осознания учителем всех сторон этих отношений, пониманием их значения в системе воспитательных возможностей урока. Преобладание в осознании учителем деловой стороны взаимоотношений обедняет процесс их формирования, не способствует развитию внутренней стороны взаимоотношений, побуждает учителей искать причины недостатков своей работы не в особенностях своей собственной деятельности, а в особенностях поведения детей или их родителей.