Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 15:22, курсовая работа
Цель: проанализировать взаимосвязь тревожности и агрессивности у подростков
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует прямая взаимосвязь между уровнем тревожности и агрессивностью личности подростка, которая заключается в том, что у подростков с более высокими показателями тревожности проявятся более высокие показатели агрессивности.
Таким образом, мы экспериментально подтвердили нашу гипотезу о том, что чем выше уровень тревожности, тем выше уровень агрессивности подростков.
Поскольку тревожные подростки более агрессивны по сравнению с их спокойными и уверенными в себе сверстниками, в профилактике агрессивных форм поведения мы придаем немаловажное значение предотвращению и коррекции тревожности как свойства личности.
Одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки тревожных подростков с целью профилактики развития у них агрессивных форм поведения является преодоление отчуждения между подростком и основными институтами социализации, прежде всего, семьи и школы, благодаря которым он сможет успешно осваивать свой позитивный социальный опыт и накапливать положительный эмоциональный потенциал. Решение этой задачи подразумевает под собой целый комплекс социально-педагогических мероприятий, направленных как на оздоровление семейной и школьной ситуации, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности тревожных и агрессивных подростков. В эту задачу также входят меры по восстановлению социального статуса трудного подростка в среде его нормально адаптированных сверстников. Функции эти должны выполнять как родители, так и педагоги.
Большое внимание следует оказывать оздоровлению условий семейного воспитания, что часто представляет собой достаточно трудную задачу и требует тактичного и внимательного изучения неблагоприятных факторов.
В ходе исследования нами были составлены практические рекомендации для родителей и самих подростков по снижению уровня тревожности и преодолению агрессивности. Данные практические рекомендации приведены в Приложении 3.
Перспективой дальнейших исследований может стать изучение взаимосвязи отдельных типов агрессивного поведения и видов тревожности на примере других возрастных групп. Мы предполагаем, что для этого необходимо более широкое исследование, которое не предусмотрено объемом нашей работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель данной работы состояла в исследовании взаимосвязи тревожности и агрессивности личности в подростковом возрасте. На основании анализа психологической литературы по проблеме агрессивности и тревожности, как свойств личности, мы выявили наличие фактов, свидетельствующих о взаимосвязи уровня агрессивности и тревожности в подростковом возрасте.
Также на основании данного анализа и результатов экспериментального исследования нами были сделаны следующие выводы:
Понятие "агрессии", как правило, охватывает определенные формы поведения, нацеленные на причинение вреда другому. Агрессивность же - это стабильная, устойчивая характеристика, свойство, отражающее осознаваемую или неосознаваемую предрасположенность личности к достаточно последовательному агрессивному поведению, целью которого является причинение объекту физического или психологического вреда.
Об агрессии говорят тогда, когда совершаются определенные действия, причиняющие ущерб кому или чему-либо, а об агрессивности - в случае готовности индивида к таким действиям, которую обусловливает восприятие и интерпретация поведения другого соответствующим образом, то есть агрессивность понимается как свойство личности, а понятие «агрессии» в данном случае тождественно понятию «агрессивное поведение».
Агрессивность подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем, на развитие агрессивности подростка могут влиять и природные особенности его личности, темперамента, силы и уравновешенности нервных процессов, характера. Все это следует оценивать при анализе агрессивного поведения детей и подростков.
Выраженная тревожность в структуре индивидуально-типологических особенностей агрессивных подростков часто может являться фактором, провоцирующим развитие крайних проявлений последней, вплоть до асоциальных тенденций.
Сильно выраженные тенденции к проявлению агрессивности у детей и подростков, «компенсированные» полярным ей свойством (то есть, проявлениями тревожности в структуре индивидуально-типологических особенностей), приводят к значительной эмоциональной напряженности, формирующей дезадаптивные механизмы взаимодействия ребенка с окружающими.
В экспериментальной части работы нами была предпринята попытка исследовать взаимосвязь тревожности и агрессивности как личностных особенностей у подростков. Был осуществлен статистический анализ влияния тревожности на уровень агрессивности у подростков. При помощи расчет коэффициента корреляции Пирсона установлено существование статистически значимых прямых корреляционных связей личностной тревожности и физической, косвенной и вербальной агрессии, а также общего индекса агрессивности. Также была установлена корреляционная зависимость феномена ситуативной тревожности с раздражительностью. Установлено также существование положительных связей агрессивности и отдельных видов тревожности (по данным методики изучения школьной тревожности Филипса).
В ходе исследования нами были составлены практические рекомендации для родителей по снижению уровня тревожности и преодолению агрессивности подростков.
Полученные результаты позволяют утверждать, что чем выше уровень тревожности, тем выше уровень агрессивности подростков. Поскольку тревожные подростки более агрессивны по сравнению с их спокойными и уверенными в себе сверстниками, в профилактике агрессивных форм поведения мы придаем немаловажное значение предотвращению и коррекции тревожности как свойства личности.
Перспективой дальнейших исследований может стать изучение взаимосвязи отдельных типов агрессивного поведения и видов тревожности на примере других возрастных групп. Мы предполагаем, что для этого необходимо более широкое исследование, которое не предусмотрено объемом нашей работы.
Таким образом, наша гипотеза о существовании взаимосвязи агрессивности и тревожности в подростковом возрасте нашла свое экспериментальное подтверждение. Чем выше уровень тревожности, тем выше уровень агрессивности у подростков. Цели и задачи данного исследования выполнены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антье Э. Агрессивность. – М.: Фаир-Пресс, 2006.
2.В.М. Астапова. Фрейд З. Запрещение, симптом и страх// Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001.
3. Бандура А. Подростковая агрессия – М: ЭКСМО – Пресс, 2000.
4.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
5.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.:
Издательство «Питер», 1999.
6. Волков Б.С. – Психология подростка,
- СПб.: ПоР 2006.
7.Востокнутов Н.В., Василевский В.Г. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков. Комплексная оценка на этапах возрастного психического развития // Российский психиатрический журнал. – 2000. -№2.- с. 12-19.
8.Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии. Прикладная психология. – 2001. – № 1. – с. 60-72
9.Коннор, Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков: исследовательские и терапевтические стратегии: Пер. с англ./ Д. Коннор. - СПб.: Прайм Еврознак; М.: ОЛМА - Пресс, 2005.
10.Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности/ Л.М. Костина. - СПб.: Речь, 2002.
11.Либерман А.А. К вопросу о ведущей деятельности современных подростков. Вопросы психологии – 2005, №4.
12.Личко, Е.А. Подростковая психология/ Е.А. Личко. - М.: Просвещение, 1985.
13.Малкова Е.Е. Возрастная динамика проявлений тревожности у школьников // Вопросы психологии. – 2009. – № 4. – с. 24–32.
14. Мэй Р. Проблема тревоги. М., 2001.
15.Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие / А.Д. Наследов - СПб.: Речь, 2004.
16.Немов Р.С. Психология развития – М,: 1998.
17.Платонова, Н.Б. Агрессия у детей и подростков/ Н.Б. Платонова. - Спб.: Речь, 2004.
18.Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. N 2. 1998. с. 11 – 17.
19.Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Под ред. В.М.Астапова. – СПб., 2001. – с. 143-156.
20.Ремшмидт Х. подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М: Мир 2004.
21.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: - 2-е изд., - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998.
22.Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков/Л.М. Семенюк. - М.: Флинта, 2000.
23.Сидоренко Е.В.
Методы математической обработки в психологии.
– СПб.,2000.
24.Соловьева,
С.Л. Агрессивность как свойство личности
в норме и патологии. Автореф. дисс…д.п.н.,
СПб., 1997.
25.Фельдштейн Д.И. Психологические особенности поведения подростков и условия его коррекции / под ред. Фельдштейна Д.И. – М.1990
26.Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка – М.1987
27. Фридман Л.М. Психология детей и подростков – М., 2004
Информация о работе Взаимосвязь самооценки и тревожности младшего школьника