Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 15:22, курсовая работа
Цель: проанализировать взаимосвязь тревожности и агрессивности у подростков
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует прямая взаимосвязь между уровнем тревожности и агрессивностью личности подростка, которая заключается в том, что у подростков с более высокими показателями тревожности проявятся более высокие показатели агрессивности.
Введение
Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Подростковый период — это остропротекающий переход от детства к взрослости, где переплетаются противоречивые тенденции развития.
С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность строения личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым.
С другой стороны, подростковый возраст отличается массой положительных факторов — возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т.д.
При этом тревожащие моменты в поведении части подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, складывающегося в различных рода компаниях. Но это общение, эта систем отношений, в том числе и строящихся на почве жестоких законов асоциальных подростковых групп, является следствием не какой-либо генетической предрасположенности изначальной агрессивности, а выступает, в большинстве случаев, лишь как ситуация замещения.
Современная эпоха, насыщенная социально-экономическими
преобразованиями, создаёт условия для
увеличения тревоги и агрессии. В нашем
обществе имеется серьезный дефицит позитивного
воздействия на растущих детей. Тем более,
качественные изменения макросреды сопровождаются
и деформацией семьи, которая не выполняет
таких важнейших функций, как формирование
у детей чувства психологического комфорта,
защищенности. Здесь нередко имеет место
жестокое обращение с подростками, связанное
с различными видами наказаний, в том числе
физическими, неблагоприятные микросоциальные
и бытовые условия, противоречие между
высокими притязаниями вызванные захваливанием
и реальными возможностями ребёнка.
Часть родителей принуждают детей к послушанию:
другая часть не интересуется потребностями
ребенка; третья — переоценивает ребенка
и недостаточно его контролирует.
В результате для многих подростков характерна неразвитость нравственных представлений, потребительная ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности, с повышенной внушаемостью, подражательностью. Для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам, как конкретных людей, так и тех стереотипов, которые предлагаются различными средствами информации, провоцирующих агрессивные формы поведения подростка, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости. Это проявляется и в желании занять определенное место в референтной группе, добиться самоутверждения, осознания себя человеком, которого нельзя унижать, подавлять. При этом референтными группами для части подростков становятся различные компании с асоциальной направленностью.
Актуальность исследования обусловлена с одной стороны, ростом агрессии в обществе у подростков с другой - недостаточностью глубоких эмпирических исследований особенностей личности агрессивного подростка. Агрессивности посвящено немало работ, но они неполно раскрывают сущность этого явления в связи с такими, казалось бы, несовместимыми и противоположными ей особенностями личности, как чувство страха и тревожности. Сегодня в современной ситуации социальной неопределенности, когда во все большей степени выходит на передний план проблема взаимоотношений между людьми, когда проявления жестокости, повышенной агрессивности, отчужденности подрастающего поколения являются очевидными, особое внимание необходимо уделять задаче развития толерантности, толерантного сознания, поведения и отношений. Это невозможно без изучения агрессивности и тревоги у подрастающего поколения.
Объект: подростки 13-15 лет
Предмет: взаимосвязь тревожности и агрессивности у подростков
Цель: проанализировать взаимосвязь тревожности и агрессивности у подростков
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует прямая взаимосвязь между уровнем тревожности и агрессивностью личности подростка, которая заключается в том, что у подростков с более высокими показателями тревожности проявятся более высокие показатели агрессивности.
Задачи:
1. Раскрыть понятия «агрессивность» и «тревожность».
2.Определить причины и специфику проявления тревожности и агрессивности у подростков.
3.Эмпирически изучить взаимосвязь агрессивности и тревожности у подростков.
4. Выявить взаимосвязь между агрессией и тревожностью у подростков.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические: тестирование
1) методика «Шкалы социально-ситуативной тревожности» Кондаша;
2) методика Басса-Дарки;
3)методы статистической обработки и корреляционный анализ с использованием критерия Пирсона.
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили теоретические и практические подходы к исследованию агрессии и агрессивности отечественных и зарубежных авторов (А.Басс, К.Лоренц, З.Фрейд, Э.Фромм и др.); работы, посвященные изучению особенностей агрессивности подросткового и юношеского возраста, а также факторов, влияющих на становление агрессивного поведения (А.Гуггенбюль, С.Н.Ениколопов, В.В.Ковалев, Н.Д.Левитов, Ю.Б.Можгинский, А.А.Реан, Л.М.Семенюк и др.).
Теоретическая значимость курсовой работы: в курсовой работе описана психологическая структура агрессивности и особенности тревожности подростков.
Практическая значимость курсовой работы: результаты исследования могут послужить основой для разработки новых подходов к коррекции и профилактике агрессивного поведения, опирающихся на индивидуальные эмоциональные особенности личности.
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения тревожности и агрессивности у подростков
1.1.Тревожность как
Проблема изучения тревожности в отечественной и зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. С другой стороны, большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах у детей подросткового и юношеского возраста (В.М. Астапов, А.И. Захаров, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан и др.).
Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревог, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности; поэтому не случайно уровень тревожности у подростков несколько повышенный.
Становление характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития социальные группы (семья, трудовой коллектив, дружеская компания и т.д.). В зависимости от того, как происходит индивидуализация личности в референтной для нее группе и каков уровень развития межличностных отношений в ней, у подростка могут формироваться в одном случае прямота, открытость, смелость, принципиальность, а другом случае - скрытность, лживость и трусость. В коллективе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности развития и закрепления лучших черт характера. Этот процесс способствует оптимальной интеграции личности в группе.
Личностная тревожность может рассматриваться как довольно стабильная личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых разных жизненных ситуациях, даже таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Человек, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затрудняются контакты с окружающим миром.
Такие люди испытывают трудности в принятии решений. Говоря о личностной тревожности, мы можем отметить, что в этом случае говорим о личностном образовании. Выделенный психологами другой вид тревожности, называют ситуативной, реактивной или тревожность как состояние.
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение подростков. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого мальчика или девочки подросткового возраста, существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия подростков.
Тревожность оказывает существенное влияние на самооценку в подростковом возрасте. Повышенный уровень тревожности у подростков может свидетельствовать об их недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе [19, c. 20–23].
Таким образом, следует отметить, что подростковый возраст - это как бы промежуточный этап между детством и юностью, когда происходит переосмысление практически всех жизненных ценностей, установок. Многочисленные трудности и проблемы подростков проявляются во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми в повышенной агрессивности и тревожности.
Тревожность как
свойство личности во многом обуславливает
поведение подростка. Уровень тревожности
показывает внутреннее отношение ребенка
к определенному типу ситуаций и дает
косвенную информацию о характере взаимоотношений
ребенка со сверстниками и взрослыми
Личность с повышенным уровнем тревожности,
а именно с личностной тревожностью склонна
воспринимать угрозу своей самооценке.
Как правило, у нее формируется неадекватная
заниженная самооценка. Типичным проявлением
заниженной самооценки является повышенная
тревожность, выражающаяся в склонности
испытывать беспокойство в самых разных
жизненных ситуациях, в том числе в таких,
объективные характеристики которых к
этому не предрасполагают. Очевидно, что
дети, имеющие такую самооценку, находятся
в постоянном психическом перенапряжении,
которое выражается в состоянии напряженного
ожидания неприятностей, нарастающей,
несдерживаемой раздражительности, эмоциональной
неустойчивости.
Как известно, что в большинстве случаев,
дети, испытывающие тревожное расстройство,
становятся либо агрессивными, конфликтными,
драчливыми, либо более замкнутыми, апатичными,
что в свою очередь влияет на их взаимоотношения
со сверстниками, т.е. на социальный статус.
На низкий социальный статус влияют некоторые
трудности психологического характера:
негативный образ «Я», чувство социальной
отверженности и чувство зависимости.
1.2. Причины и специфика проявления агрессивности у подростков
Агрессия (от латинского “agressio” - нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащие нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.)
Американские исследователи агрессии пришли к выводу, что о ней нельзя судить лишь по внешнему поведению. Если один человек бьет, это еще не означает, что он действует агрессивно. Так, Дж. Каган справедливо утверждал, что для суждения об агрессивности акта необходимо знать его мотивы и то, как он переживался. Подобным образом Фишбах настаивал на включение мотивационных факторов в определении агрессии.
Д.И. Фельдштейн говорит о том, что «…агрессия всегда есть результат действия фрустраторов, то есть между агрессией и фрустрацией необходимо имеется неразрывная связь, но не всякая агрессия провоцируется фрустрацией». В нашей работе под фрустрацией мы будем понимать психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние фрустрации обычно сопровождается различными отрицательными переживаниями как разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и другими отрицательными чертами поведения [24].
Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа:
1) мотивационная агрессия, как самоценность;
2) инструментальная агрессия, как средство (подразумевая при этом, что и та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность).
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии [16].
Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующиеся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в подростках способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу [25].
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристику. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности, от почти полного отсутствия до его предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой — сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.
Информация о работе Взаимосвязь самооценки и тревожности младшего школьника