Взаимосвязь воспитания, обучения и развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Педагогика развивалась в русле философских знаний о человеке и обществе, но в XVI-XVII вв. она стала самостоятельной наукой, означающей науку о законах воспитания, о передаче опыта одного поколения другому, наукой о процессе воспитания и обучения не только детей, но и взрослых. Общими для философии и педагогики являлись система взглядов на мир и место в нем человека, на место человека в обществе. Педагогика как частная наука философии сосредоточилась только на проблемах человека, личности и общества, воспитании, образовании и обучении, идеале воспитания, идеале личности в обществе.

Содержание работы

ГЛАВА І. Личность как предмет воспитания
1.1 Формирование личностных качеств в процессе воспитания
1.2 Возрастные особенности личности
1.3 Основные факторы, воздействующие на развитие личности
ГЛАВА ІІ. Взаимосвязь воспитания, обучения и развития личности
2.1 Взаимосвязь развития и воспитания личности
2.2 Взаимосвязь развития и обучения
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

доклад педагогика.docx

— 29.35 Кб (Скачать файл)

     Рассматривая возрастную периодизацию развития личности, следует учитывать неравномерность развития человека. В более молодом возрасте быстрее происходит физическое развитие, в старшем - медленнее. Хотя физически младший школьник развивается неравномерно. В один период быстрее, в другой - медленнее. Неравномерно и непропорционально развиваются и отдельные части тела.

1.3 Основные факторы,  воздействующие на  развитие личности

     В научной философии и педагогике не только глубоко и всесторонне раскрыты те факторы и условия, под влиянием которых формируется личность, но и показаны взаимосвязь и механизмы воздействия этих факторов на ее развитие.

    Ученые обратили внимание, прежде всего на развитие самого общества. Оно возникло и совершенствовалось благодаря человеческой деятельности. Чтобы жить, люди должны были добывать себе средства для существования. Они не только использовали готовые продукты природы, но и занимались сельским хозяйством, ремеслом, познавали окружающий мир. В процессе творческо-преобразующей деятельности они формировали опыт социальных отношений, накапливали знания, обогащали духовную жизнь, развивали моральную и эстетическую культуру. Все это богатство материальной и духовной культуры, созданное трудом и творческими усилиями многих поколений людей, выступает как средство развития и формирования личности как члена общества. Только овладевая в той или иной мере достоянием и достижениями общества, человек становится социальным существом.

     Чтобы человек овладел наукой, способами профессиональной деятельности и сформировал в себе необходимые моральные и эстетические качества, требуется специальное и продолжительное воспитание.То же самое относится и к творческим задаткам человека. Для того чтобы эти задатки проявились, нужны не только соответствующие социальные условия и определенный уровень научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее воспитание, специальная выучка в той или иной сфере общественной деятельности. Подчеркивая это положение, выдающийся русский физиолог и психолог И.М. Сеченов писал: «В неизмеримом большинстве случаев характер психологического содержания 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле этого слова и только 1/1000 зависит от индивидуальности» . Все это позволяет сделать важнейший для педагогики вывод: определяющую роль в развитии и формировании личности играет воспитание. Только с помощью воспитания реализуется социальная программа развития человека и формируются его личностные качества.

ГЛАВА ІІ. Взаимосвязь воспитания, обучения и развития личности

2.1 Взаимосвязь развития  и воспитания личности.

     Психическое развитие и воспитание взаимосвязаны: развитие духовной культуры личности происходит под действием факторов воспитания, и, в свою очередь, воспитание будет эффективным только в соответствии с возможностями личности.

     В процессе развития закономерно изменяются качества и характеристики личности, в соответствии с которыми необходимо систематически обновлять содержание, методы, средства и формы воспитания. Изменения, совершенствование внутреннего мира личности может длиться всю жизнь; это непрерывный процесс, в котором можно выделить определённые стадии и закономерности. Теория психического развития личности получила название онтогенеза. В теории онтогенеза установлено, что факторами психического развития являются предметная деятельность и общение; в совместной деятельности со взрослым (воспитателем), в сотрудничестве учащийся осваивает знаковые и символические структуры; в результате формируются его сознание и личность. Индивид становиться личностью, когда у него образуется относительно устойчивая система высших психических функций, связанных с использованием в жизни общепринятых норм и духовных ценностей.

    Непрерывное психическое развитие ребенка можно делить на стадии по различным основаниям. В педагогических концепциях изложено различное количество стадий. Удобным для практического пользования является выделение следующих стадий: ранее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный возраст, юность. Этим стадиям соответствуют свои образовательные учреждения: детский сад, школа, университет и др. они выделены по критерию биологического (по паспорту) возраста. Однако уровень развития ребенка определяется, как известно, не паспортным, а умственным возрастом. Воспитание эффективно тогда, когда оно соответствует уровню умственного развития.

2.2 Взаимосвязь развития  и обучения

     Обучение - общественный процесс, специально организованный для формирования знаний, умений и навыков - одного из видов духовных ценностей. Учитель конструирует и осуществляет процесс обучения в соответствии со своими представлениями об усвоении знаний. Выбранные учителем содержание, методы и средства обучения составляют условия бытия учащихся на уроке. Среди этих условий могут оказаться и факторы психического развития учащихся. В зависимости от количества и состава этих факторов уроки будут оказывать различное влияние на развитие учащихся. По интенсивности этого влияния можно выделить три вида обучения.

     1. Когда количество факторов мало, либо они вовсе отсутствуют, то обучение будет слабо влиять на развитие, либо даже оказывать отрицательное влияние. Основным является механическое зазубривание с опорой на многочисленные, порой жесткие наказания, порождающие систематический страх как качество личности.

     2. Если учитель руководствуется одним здравым смыслом, то факторы развития появляются случайно в учебном процессе. Их влияние также неоднородно. В выгодном положении оказываются учащиеся с хорошей наследственностью: крепкой и устойчивой нервной системой, быстротой образования условных рефлексов, способностями к интеллектуальной деятельности. Эти учащиеся успешно развиваются.     3. Хорошо подготовленный и творчески работающий учитель сознательно включает в уроки систему развивающих факторов; в результате получается развивающее обучение. 
 

Заключение

   Таким образом, если сравнить основные функции процессов обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба они реализуют в единстве три основные функции - обучающую, воспитательную и развивающую. Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания - в воспитательную. Оба они являются исходной основой для осуществления развивающей функции обучения. Можно сказать, что развитие создаёт благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса. Итак, обучение и воспитание имеют определенные доминирующие функции в формировании всесторонне развитой личности.

     На первое место в обучении и воспитании ученые, учителя-новаторы, общественные и государственные деятели ставят среди множества задач обучения и воспитания необходимость формирования у каждого ребенка системы общечеловеческих ценностей .Именно они, по мнению передовых людей нашего времени, переживающих и борющихся за достойное будущее нашей страны, да и мира в целом, делают человека человеком, делают его личностью, неповторимой, индивидуальной, творческой, активной.

     Исходя из вышесказанного, мы приходим к двум интересным для педагогической науки и практики обучения и воспитания детей выводам: каждое общество обязательно имеет конкретные представления о том, какого человека, с какими качествами необходимо воспитывать, т.е. оно имеет цели воспитания. Или, как принято говорить в науке, оно дает социальный заказ на воспитание личности с нужными для него качествами.Общество как бы заказывает детскому саду, школе или какому-нибудь другому учебно-воспитательному учреждению, с какими знаниями и умениями, с какими нравственными, эстетическими, трудовыми, мировоззренческими и другими качествами они должны выпустить детей из своих стен. 

Причем  эти знания, умения, качества личности ребенка должны быть такими, чтобы  он не только мог продолжать свое образование  дальше, но и жить в обществе окружающих его людей как равноправный, активный, творческий человек; воспитание ребенка, воспитание человека осуществляется обществом.

     Таким образом, задачей взаимодействия развития, воспитания и обучения является получение обществом творческой, развивающейся, способной к деятельности на благо своему потомству и народу личности. Конечная цель представленного выше урока состоит в том, чтобы в процессе обучения развивать и воспитывать в детях любовь к родному языку и литературе, а через них и любовь к своему народу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

1.Маленкова  Л.И. - Теория и методика воспитания -2002г.

2. Коротов  В.М. - Введение в педагогику - 1999г.

3.Бабинский  Ю.К.- Педагогика - 2003

4.Байкова  Л.А. - Теория и практика воспитания- 1997г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ "БИЗНЕСА" 
 
 
 

Доклад

по  дисциплине: Педгогика.

на  тему: "Воспитание, обучение и развитие личности как единый процесс" 
 
 
 

 

Выполнила студентка 2 курса

группы 2-ЭК-бсз

Никульчева  Елена Олеговна 

Котельниково 2012г.

Информация о работе Взаимосвязь воспитания, обучения и развития личности