Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:21, курсовая работа
Педагогика развивалась в русле философских знаний о человеке и обществе, но в XVI-XVII вв. она стала самостоятельной наукой, означающей науку о законах воспитания, о передаче опыта одного поколения другому, наукой о процессе воспитания и обучения не только детей, но и взрослых. Общими для философии и педагогики являлись система взглядов на мир и место в нем человека, на место человека в обществе. Педагогика как частная наука философии сосредоточилась только на проблемах человека, личности и общества, воспитании, образовании и обучении, идеале воспитания, идеале личности в обществе.
ГЛАВА І. Личность как предмет воспитания
1.1 Формирование личностных качеств в процессе воспитания
1.2 Возрастные особенности личности
1.3 Основные факторы, воздействующие на развитие личности
ГЛАВА ІІ. Взаимосвязь воспитания, обучения и развития личности
2.1 Взаимосвязь развития и воспитания личности
2.2 Взаимосвязь развития и обучения
Заключение
Список литературы.
Содержание.
ГЛАВА І. Личность как предмет воспитания
1.1 Формирование личностных качеств в процессе воспитания
1.2 Возрастные особенности личности
1.3 Основные
факторы, воздействующие на
ГЛАВА ІІ. Взаимосвязь воспитания, обучения и развития личности
2.1 Взаимосвязь развития и воспитания личности
2.2 Взаимосвязь развития и обучения
Заключение
Список
литературы.
Введение
Целью данной работы является изучение понятия «личность» и взаимосвязи воспитания, обучения и развития личности.
На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние образования, обучение и воспитание подрастающего поколения.
Педагогика
развивалась в русле
Предметом является взаимодействие развития, воспитания и обучения личности.
Объектом являются понятия «воспитание»,
«развитие» и «обучение» личности в педагогике
и их взаимодействие.
ГЛАВА І. Личность как предмет воспитания
Существенное значение для педагогики имеет уяснение самого понятия "личность". В каком соотношении находится это понятие с понятием "человек"? Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Человек не рождается личностью, не получает биологических гарантий личностного развития, а становится ею в процессе развития (количественные и качественные изменения в организме). Обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, которые делают его общественным существом, становится носителем социальных отношений.
Личность - социальная характеристика человека, это тот, кто способен на самостоятельную социально-полезную деятельность. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек - двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное.
Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель. А в современной педагогике наиболее удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.
Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятия "развитие".
Развитие происходит:
1. В
единстве биологического и
2. Диалектично
(переход количественных
Анализ факторов развития начат еще античными учеными. Всем было интересно узнать ответ на вопрос: почему разные люди достигают разного уровня развития? Что оказывает влияние на развитие личности?
Развитие детерминировано внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Нельзя абсолютизировать влияние одного какого-нибудь фактора, необходим комплексный, системный подход.
Параметры развития - способности ребенка, ценности, к которым он приобщился с помощью взрослых, фонды развития, фонды "могу" и "хочу" (в точке их пересечения рождается гармония компетентности и активности). Задача педагога - создать условия, способствующие развитию, и устранить препятствующие :
а) страх,
рождающий неуверенность в
б) несправедливые обвинения, унижения;
в) нервное напряжение, стрессы;
г) одиночество;
д) тотальную неуспешность;
Л.С.Выготский (1896-1934) выделил два уровня развития детей
- уровень
актуального развития: отражает
особенности психических
- зона
ближайшего развития: отражает возможности
значительно больших
Л.С.Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития».
Воспитание, идущее впереди развития вверх - признается, а по прямой - нет. Поэтому задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перейдет в зону актуального развития, способствовать развитию организма, индивидуальности и личности ребенка. Ребенка мы не просто переставляем со ступеньки на ступеньку, он занимает активную жизненную позицию. Воспитание играет решающую роль в развитии личности, оно оказывает влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работах над собой, то есть в саморазвитии.
1.1 Формирование личностных качеств в процессе воспитания
Неэффективность воспитательной работы в школе во многом объясняется тем, что ее научно-методическое освещение зачастую характеризуется недостаточной четкостью, неконкретностью, а иногда и определенной теоретической аморфностью. Например, если речь идет о патриотическом или трудовом воспитании, то обычно в общих чертах раскрываются их этическая сущность, задачи, а также рассматриваются те «воспитательные мероприятия», которые составляют их содержание. Но учителям и классным руководителям расплывчатых рассуждений о столь сложных процессах далеко не достаточно. Ведь практику нужно осмыслить систему и конечные результаты воспитательной работы, к достижению которых необходимо стремиться, а также то, в каких личностных изменениях и новообразованиях они должны воплощаться. Однако именно этого зачастую и недостает учебным пособиям по педагогике для студентов и многочисленным методическим рекомендациям, адресованным учителям.
Существует убежденность, что теоретикам и практикам в своей работе акцент необходимо делать именно на таком аспекте воспитания, который характеризует и личностное развитие учащихся, и его конечные результаты.
«Воспитание» долгое время ассоциировалось с понятием «образование» и по существу выступало как его синоним. В этом случае оно включало в себя как обучение, так и формирование у обучаемых определенных духовных и нравственных или, выражаясь современным языком, личностных свойств и качеств. Определенная синонимичность сохраняется до сих пор. В частности, она проявляется при определении сущности воспитания в его, так называемом, широком смысле.
Но есть
и специфические различия, связанные
с результатами этих взаимосвязанных
процессов, которые привели к
содержательному разграничению
самого понятия «воспитание». Речь
идет о том, что и в процессе
воспитания, понимаемого в широком
смысле, и в системе образования
с некоторой долей условности
можно выделить обучающий компонент,
когда учащиеся овладевают знаниями,
умениями и навыками мировоззренческого
и нравственно-эстетического
Однако для развития личности обучения и определенной обученности недостаточно. В самом деле, хорошо овладев некоей совокупностью знаний, умений и навыков, человек может проявлять довольно высокую обученность. Но он может не иметь должной воспитанности, т.е. не владеть необходимой культурой общения, быть неопрятным, проявлять эгоцентрические наклонности, лицемерие, низкий уровень общественно-политических взглядов и даже быть нравственным уродом. Задача школы - формировать у учащихся и высокую степень обученности, и высокий уровень воспитанности.
1.2 Возрастные особенности личности
Учет возрастных особенностей ребенка является одним из главных педагогических принципов. Возрастная периодизация дает необходимые знания каждого этапа развития личности. В истории педагогики первым, кто определил и обосновал особенности каждого возрастного этапа, был чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670).
Рассмотрим устоявшуюся периодизацию возрастных особенностей развития личности, принятую в педагогике.
1. От
рождения до 3 лет, младенческий
возраст. Этот первый период
жизни за время которого
2. От 3 до
6 лет, дошкольный возраст. Дети
овладевают навыками беглой
3. От 6 до
10 лет, младший школьный возраст.
4. От 10
до 13 лет, средний школьный возраст.
5. От 13
до 16 лет, подростковый возраст.
Это период между детством
и зрелостью. У подростка
Даже в тех семьях, где ребенок принимает мнение родителей, для него это период внутренних переживаний. Подросток открывает себя, познает себя в общении с окружающими. В этот период открытий наступают и разочарования. Подросток старается доказать окружающим, что он личность и, что он или она достойны быть в коллективе. «Подхожу ли я?», «Нравлюсь ли я?» - он решает самостоятельно.
В современных условиях, когда рухнуло прежнее мировоззрение, когда все отрицают и разрушают, когда уничтожаются природа и культура, процветают преступность и насилие, подросток оказывается перед трудным выбором. Он не видит идеала, кумира, утрачены идеалы старшего поколения, а преступность и насилие возводятся в идеал. Нравственность современного подростка формируется в период обострения проблем двух поколений, несовместимости двух мировоззрений.
Информация о работе Взаимосвязь воспитания, обучения и развития личности