Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 00:25, реферат
Прогрессивные идеи К. Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей - Н. Ф. Бунакова, П. Ф Лесгафта, В. П. Вахтерова и других. Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает П. Ф. Каптерев. Общеобразовательный курс школы, по его замыслу, был призван обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего совершенствования личности гражданина.
1.Педагогический процесс как система и целостное явление 5
2.Закономерности и принципы целостного педагогического процесса 7
3.Обучение в целостном педагогическом процессе 10
4.Учебно-воспитательный коллектив как форма функционирования целостного педагогического процесса 13
Заключение 19
Список литературы
1.Педагогический
процесс как система и
2.Закономерности
и принципы целостного
3.Обучение
в целостном педагогическом
4.Учебно-воспитательный
коллектив как форма
Заключение
Список литературы
Введение
Обращение
к истокам возникновения педагогической
профессии показывает, что стихийно протекавшие
в ее рамках дифференциация и интеграция
привели сначала к разграничению, а затем
и к явному противопоставлению обучения
и воспитания: учитель учит, а воспитатель
воспитывает. Но уже к середине XIX в. в трудах
прогрессивных педагогов все чаще и чаще
стали встречаться обоснованные аргументы
в пользу объективного единства обучения
и воспитания. Наиболее отчетливо эта
точка зрения была выражена в педагогических
воззрениях И. Ф. Гербарта, отмечавшего,
что обучение без нравственного образования
есть средство без цели, а нравственное
образование (или образование характера)
без обучения есть цель, лишенная средства.
Более глубоко идея целостности педагогического
процесса была выражена К. Д. Ушинским.
Он понимал ее как единство административного,
учебного и воспитательного элементов
школьной деятельности. От комбинации
основных элементов всякой школы, отмечал
он, более всего зависит ее воспитательная
сила, без которой она является декорациями,
закрывающими от непосвященных пробел
в общественном воспитании.
Прогрессивные
идеи К. Д. Ушинского нашли свое отражение
в трудах его последователей - Н. Ф. Бунакова,
П. Ф Лесгафта, В. П. Вахтерова и других.
Особое место в ряду исследователей педагогического
процесса занимает П. Ф. Каптерев. Общеобразовательный
курс школы, по его замыслу, был призван
обеспечить правильное соотношение между
образованием и воспитанием в целях всестороннего
совершенствования личности гражданина.
Большой вклад в развитие представлений
о целостности педагогического процесса
уже в новых социально-экономических и
политических условиях внесли Н. К. Крупская, А.
П. Пинкевич, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский,
М. М. Рубинштейн, А. С. Макаренко.
Однако начиная
с 30-х гг. основные усилия педагогов были
на углубленное изучение обучения и воспитания
как относительно самостоятельных процессов.
Научный интерес
к проблеме целостности педагогического
процесса, вызванный потребностями практики
школы, возобновился в середине 70-х гг.
Наметились и различные подходы к пониманию
целостного педагогического процесса
(Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, В. С. Ильин,
В. М. Коротов, В. В. Краевский, Б. Т. Лихачев,
Ю. П. Сокольников и др.). Это объясняется
сложностью педагогического процесса.
В то же время авторы современных концепций
едины во мнении, что раскрыть сущность
педагогического процесса и выявить условия
приобретения им свойств целостности
можно -"только на основе методологии
системного подхода.
1.Педагогический
процесс как система и
Главное интегративное свойство педагогического
процесса как динамической системы - его
способность к выполнению социально обусловленных
функций. Однако общество заинтересовано
в том, чтобы их выполнение соответствовало
высокому уровню качества. А это возможно
при условии функционирования педагогического
процесса как целостного явления: целостная
гармоничная личность может быть сформирована
только в целостном педагогическом процессе.
Целостность
- синтетическое качество педагогического
процесса, характеризующее высший уровень
его развития, результат стимулирующих
сознательных действий и деятельности
субъектов, функционирующих в нем. Целостному
педагогическому процессу присуще внутреннее
единство составляющих его компонентов,
их гармоническое взаимодействие. В нем
непрерывно происходит движение, преодоление
противоречий, перегруппировка взаимодействующих
сил, образование нового качества.
В педагогическом
процессе специально создаются функциональные
подсистемы, направленные преимущественно
на решение образовательно-развивающих
и воспитательных задач. При функциональном
подходе они действуют автономно, разрывая
формирующуюся личность на части, придавая
педагогическому процессу односторонность.
В целостном педагогическом процессе
в каждом акте педагогического взаимодействия
решаются не только прямые, доминирующие,
но и подчиненные задачи развития всех
сторон личности. Это достигается всесторонним
охватом основных видов деятельности,
их сочетанием и взаимообогащением.
Целостный
педагогический процесс предполагает
такую организацию жизнедеятельности
воспитанников, которая отвечала бы их
жизненным интересам и потребностям и
оказывала бы сбалансированное воздействие
на все сферы личности - сознание, чувства
и волю. Любая деятельность, наполненная
нравственно-эстетическими элементами,
вызывающая положительные переживания
и стимулирующая мотивационно-ценностное
отношение к явлениям окружающей действительности,
отвечает требованиям целостного педагогического
процесса.
Целостный
педагогический процесс не сводим к единству
процессов обучения и воспитания, объективно
функционирующих как часть и целое. Не
может он рассматриваться и как единство
процессов умственного, нравственного,
эстетического, трудового, физического
и других видов воспитания, т.е. как обратное
сведение в единый поток механически вырванных
частей из единого целого. Есть единый
и неделимый педагогический процесс, который
усилиями педагогов должен постоянно
приближаться к уровню целостности через
разрешение противоречия между целостностью
личности школьника и специально организуемыми
влияниями на него в процессе жизнедеятельности.
Основные
аспекты целостности педагогического
процесса. Учитывая многообразие взаимоотношений
и взаимосвязей между компонентами педагогического
процесса, было бы слишком упрощенным
сводить целостность педагогического
процесса к какой-либо одной его характеристике.
В связи с этим необходимо рассматривать
разные аспекты целостности: содержательно-целевой,
организационно-процессуальный и операционально-
В содержательном
плане целостность педагогического процесса
обеспечивается отражением в цели и содержании
образования опыта, накопленного человечеством
во взаимосвязи его четырех элементов:
знаний, в том числе о способах выполнения
действий; умений и навыков; опыта творческой
деятельности и опыта эмоционально-ценностного
и волевого отношения к окружающему миру.
Реализация основных элементов содержания
образования не что иное, как реализация
единства образовательных, развивающих
и воспитательных функций цели педагогического
процесса.
В организационном
плане педагогический процесс приобретает
свойство целостности, если обеспечивается
единство лишь относительно самостоятельных
процессов-компонентов:
• освоения
и конструирования (дидактического адаптирования)
содержания образования и материальной
базы (содержательно-конструктивная, материально-конструктивная
и операционно-конструктивная деятельность
педагога);
• делового
взаимодействия педагогов и воспитанников
по поводу содержания образования, усвоение
которого последними - цель взаимодействия;
• взаимодействия
педагогов и воспитанников на уровне личных
отношений, т.е. не по поводу содержания
образования (неформальное общение);
• освоения
воспитанниками содержания образования
без непосредственного участия педагога
(самообразование и самовоспитание).
Как видно,
первый и четвертый процессы отражают
предметные отношения, второй - собственно
педагогические, а третий - взаимные, а
следовательно, и охватывают педагогический
процесс в его целостности.
Операционально-технологический
аспект целостности педагогического процесса
касается внутренней целостности названных
выше относительно самостоятельных процессов.
В поисках условий становления педагогического
процесса до уровня целостности в этом
аспекте прежде всего необходимо обращение
к основному отношению, т.е. к собственно
педагогическому отношению учебно-воспитательного
процесса с позиций преобладания субъект-субъектных
отношений.
2.Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
Большое внимание разработке закономерности и принципов организации педагогического процесса уделял выдающийся русский педагог А.С. Макаренко. Он утверждал, что хороший педагог – это не тот педагог, который заучивает правила и требования к организации педагогического процесса, а тот, который изучает законы тех психических явлений, которыми собирается управлять.
Термин закономерность является производным от «закон», который в современной философии определяется, как внутренняя связь и взаимообусловленность явлений.
Под закономерностями целостного педагогического процесса (воспитания и обучения) понимают существенные, устойчивые связи в развитии и формировании личности, реализация которых позволяет добиваться высоких результатов в ее воспитании и обучении. На основе закономерностей, которые характеризуют научную (теоретическую, объективную) сторону педагогического процесса, формируются принципы (лат. слово, означает первооснова) его практической реализации.
Принципы педагогического процесса – руководящие нормативные требования, предъявляемые к практической организации обучения и воспитания.
Наиболее продуктивно система общепедагогических закономерностей была раскрыта в работах академиком И.Ф. Харламовым. В частности, к числу важных закономерностей (принципов) педагогического процесса, он относил:
1) Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что личностное развитие человека происходит только благодаря «присвоению» им ОО в самых различных его проявлениях.
2) Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. Данная закономерность, обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности. Стимулы активности личности:
Потребность как понятие означает психологическое переживание человеком нужды в том, чего ему недостает.
Интерес – это окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер.
Мотив как понятие обозначает такое субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и определенным образом обоснованная цель.
С психологической точки зрения первопричиной активности личности является внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, между требованиями образовательного стандарта и реальными возможностями человека, между поставленной педагогом задачей и отсутствием у ученика необходимых знаний для ее решения, которые человек переживает в различных жизненных ситуациях.
3) В процессе воспитания необходимо проявлять
гуманность и уважение к личности в сочетании
с высокой требовательностью. Психологиче
Воспитание – это эффект благожелательного сотрудничества, взаимного доверия и уважения, которые устанавливаются между педагогом и воспитанниками.
4) В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов. В основе этой закономерности лежит психологическая идея о роли опережающего отражения в сознании человека тех действий, которые он хочет совершить, и тех результатов, которые он хочет достичь в своем развитии (П.К. Анохин).
5) В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся. Психологической основой этой закономерности является то, что, открывая перед учащимися перспективы их роста и всестороннего развития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают они в процессе своего личностного формирования.
6) В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. На поведении и развитии личности так или иначе сказываются ее возрастные и индивидуальные особенности.
7) Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.
8) В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций.
Российский исследователь Коджаспирова Г.М. выделяла следующие закономерности педагогического процесса:
1) зависимость
обучения и воспитания от
2) единство обучения, воспитания, образования и развития личности
3) взаимосвязь
развития коллектива и
4) взаимосвязь целей, содержания, методов и форм обучения
5) взаимосвязь
между педагогических
3.Обучение в целостном
Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения.
Обучение - процесс двухсторонней активности учителя и учащихся, в результате которого учитель передает, а учащийся активно воспринимает знания, умения, навыки, формируется научное мировоззрение, развиваются творческие силы учащегося.
Формулу процесса обучения можно сформулировать так:
Знания, умения, навыки
Знания - опыт, накопленный человечеством.
Умения - деятельность ума по применению знаний на практике.
Навыки - умения, доведенные до автоматизма.
Эта последовательность обязательна, и для правильной организации процесса обучения ни один из компонентов не должен пропускаться, иначе теряется сама сущность процесса обучения.
Процесс обучения является сложным и многосторонним, но вместе с тем целостным и единым. Чтобы понять его особенности, нужно, прежде всего, выяснить, какое место занимает обучение в познавательной деятельности учащихся.
Все формы познавательной деятельности людей носят активный характер. Люди не только отражают и перерабатывают в своем сознании разнообразные влияния внешнего мира, но и, в соответствии с познанными закономерностями, активно влияют на этот мир, применяют приобретенные знания, умения и навыки в жизни. Активный характер носит и сама познавательная деятельность. Знания приобретаются лишь в деятельности, которая в системе обучения носит организованный и целенаправленный характер.
Процесс обучения, как и всякий другой вид познания, имеет две стороны: объективную и субъективную. Под объективной стороной обучения понимается содержание обучения, а под субъективной - познавательная деятельность учащихся. Этот процесс протекает под руководством учителя, который организует, направляет и руководит им, исходя из задач и содержания обучения, с одной стороны, и закономерностей усвоения учащимися изучаемого материала - с другой.
Важнейшей частью учебного процесса является его содержание, включающее в себя научные знания, умения, навыки, осмысливание жизненного познавательного опыта учащихся, приобретаемого вне обучения, и формирование познавательных способностей и творческих сил учащихся .
Процесс обучения - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития. Процесс обучения - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития.
Всестороннее, гармоническое развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Все эти компоненты всестороннего развития понимаются в узком смысле, то есть соответственно как сформированность знаний, умений и навыков, воспитанность личностных качеств и развитость психической сферы личности.
Информация о работе Закономерности и принципы целостного педагогического процесса