Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:08, реферат
Теоретические основы процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и др. изучает важнейшая отрасль педагогики – теория обучения (дидактика). Теория обучения – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Качественное своеобразие обучения выявляется при сопоставлении его с воспитанием, образованием и развитием.
В разных видах обучения его воспитательная, образовательная, развивающая составляющая представлена не одинаково, но учитель, руководитель знаний, обязан постоянно строить ее.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. История вопроса. Закономерности обучения.. 4
2. Общие закономерности обучения 7
3. Конкретные закономерности обучения 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ
Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.
Теоретические основы процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и др. изучает важнейшая отрасль педагогики – теория обучения (дидактика). Теория обучения – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Качественное своеобразие обучения выявляется при сопоставлении его с воспитанием, образованием и развитием.
В разных видах обучения его воспитательная, образовательная, развивающая составляющая представлена не одинаково, но учитель, руководитель знаний, обязан постоянно строить ее.
Таким образом, необходимо изучить главные компоненты научной теории, а именно закономерности обучения.
Строго зафиксированные закономерности являются законами и их изучение, анализирование является актуальным вопросом в современной педагогике.
Таким образом, целью является изучение закономерностей обучения.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
1. Изучить педагогическую литературу по этой проблеме.
2. Изучение основных закономерностей процесса обучения
В структуре реферат состоит из введения, разделов основной части, заключения и списка использованной литературы.
Закономерность отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи. Строго зафиксированные закономерности являются законами. Закономерности определяются как научные законы только в том случае, когда четко зафиксированы объекты, между которыми устанавливается связь; исследованы вид, форма и характер этой связи; установлены пределы
действия связи. Закономерности и законы — главные компоненты научной теории.
В первобытном обществе человечество постепенно накапливало практические знания по обучению подрастающих поколений. Уже в это время были выработаны и передавались из поколения в поколение практические правила обучения, позволявшие все более успешно решать задачи подготовки молодежи к жизни.1
Одним из таких правил является обучение через практику жизни, наследование опыта старших.
В античные времена довольно успешно решались задачи практического обучения, которые были основаны преимущественно на традициях — обобщенном опыте предшествующих поколений. Платон, Аристотель и особенно Квинтилиан делают первые попытки обобщения практики обучения в виде свода рекомендаций — правил. Эти правила сформулированы ими в ряду общих философских положений, обобщающих мудрость жизни.
Уже Платон и Аристотель, верно, поняли, что для обнаружения закона необходимо выйти из мира непосредственных ощущений и познакомиться с фактическим порядком явлений, в которых обнаруживаются законы. Однако обучение они понимали, как искусство обучать другим наукам, как практическую деятельность людей, которые владеют знаниями, как ремесло. Искусство же законам не подчиняется. Можно говорить только о правилах исполнения обучения, которые должен знать каждый обучающий. Многие из правил античных времен действуют и в современной школе. Были попытки считать правила, сформулированные в древности, научными закономерностями и даже законами. Это неверно, так как они не имеют отличительных признаков последних.
Скорее всего, это практические обобщения, которые подчеркивают некоторые важные взаимосвязи между явлениями обучения. Их можно классифицировать как регулярности, составляющие аксиоматические положения дидактики.
В XVIII в. педагогику рассматривали, словно прикладное естествознание и считали, что она подчиняется законам биологии. Полную перестройку педагогики на натуралистических началах произвели Я. А. Коменский и Д. Локк. Под их влиянием законы педагогики определяются в трех аспектах: общественно - историческом, естественно - историческом и психологическом. Позже Песталоцци, Руссо, Ушинский, Толстой и другие педагоги уже не ограничиваются общими принципами, а пытаются установить закономерности, что выливается в стремление превратить педагогику в сумму конкретных предписаний.
Педагоги прошлого авторитетно уверяли об открытых ими педагогических законах. Пожалуй, к числу самых ярких в истории педагогики примеров научного заблуждения можно отнести заявление французского ученого Селлерье об открытии им педагогических законов. Он повторяет распространенную ошибку.
Ученый не различает понятий «закон» и «принцип», «закон» и «практическое положение», поэтому сформулированные им законы не имеют признаков закономерной связи. В первом случае понятие «закона» устанавливает некоторую, хотя и не очень определенную связь природы ученика и воздействия на него, а во втором случае никакой закономерной связи не раскрывается.
Особое место в истории мировой и особенно русской педагогики занимает наследие К. Д. Ушинского. Великий педагог скромно называет свои обобщения и выводы правилами и наставлениями. Одно из них: «Чем больше фактических знаний приобрел рассудок и чем лучше их переработал, тем он развитее и сильнее». Это и есть один из самых общих законов обучения. Экспериментальная педагогика конца XIX и начала XX в. Все свои упования возложила на эксперимент, измерение и статистику, полагая, что этими методами естественных наук ей удастся вскрыть закономерности педагогического процесса. Справедливо критикуя методологические позиции эксперименталистов, нельзя не отметить, что именно в это время и этими методами удалось установить важные психолого - дидактические закономерности.2
Больше всего в советской педагогике не повезло законам, которые были сформулированы крупными американскими педагогами Дьюи и Торндайком. Они дали мощный толчок мировому дидактическому развитию, у нас эти законы замалчивались, искажались, отрицались.
Законы Торндайка подвергались многочисленным уточнениям. В 40-50-х гг. XX в. проф. Ладо придал законам Торндайка более легкую и понятную практикующим педагогам форму и этим еще более укрепил их направляющую роль. Американские учителя прочно усвоили требования пяти основных законов.
Действие этих общих закономерностей конкретизируется путем вычленения многочисленных частных связей.
В отечественной дидактике избегали употреблять понятие «закон», а понятие «закономерность», трактуемое как частное проявление закона, использовали лишь при рассмотрении наиболее общих проблем обучения. И только в 80 - е гг. дидактика окрепла настолько, что сумела строго научно подойти к вычленению и формулировке законов и закономерностей обучения.
Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные. Закономерности, охватывающие своим действием всю дидактическую систему, называются общими. Те же, действие которых распространяется на отдельный компонент системы, — частными.
Общие закономерности процесса обучения характеризуются выделением генеральных или комплексных факторов, обусловливающих своим воздействием общую продуктивность обучения и вполне определенным, не допускающим ложных толкований выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними.
Среди общих закономерностей процесса обучения следующие:
— Закономерность цели: цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей и от уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.
— Закономерность содержания: содержание обучения зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научно - технического прогресса, возрастных возможностей школьников, уровня развития теории и практики обучения, от материально - технических и экономических возможностей учебных заведений.
— Закономерность качества обучения: эффективность каждого нового этапа обучения зависит от продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов, характера и объема изучаемого материала, организационно - педагогического воздействия обучающих, обучаемости учащихся и времени обучения.
— Закономерность методов обучения: эффективность дидактических методов зависит от знаний и навыков в применении методов, цели и содержания обучения, возраста учащихся, учебных возможностей учащихся, материально - технического обеспечения и организации учебного процесса.
— Закономерность управления обучением: продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения и обоснованности корректирующих воздействий.
— Закономерность стимулирования: продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов обучения и внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.3
Сфера действия закономерностей обучения распространяется на отдельные компоненты учебного процесса. Современной науке известно большое количество конкретных закономерностей. В их числе следующие:
Дидактические закономерности:
Гносеологические закономерности:
Психологические закономерности:
Кибернетические закономерности:
Социологические закономерности: