Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:50, контрольная работа
В настоящее время в дошкольных учреждениях наблюдается резкое увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии, особенно заметен рост числа детей с недостатками звукопроизношения. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. В период обучения грамоте правильное, четкое звукопроизношение имеет большое значение, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести и к нарушениям письма и чтения.
ВВЕдение……………………………………………………………………….3
1.1 Формирование звукопроизношения в онтогенезе………………….………4
1.2 Развитие фонетической дифференциации…………………………………10
1.2 Типичные фонематические возрастные особенности речи детей………..17
Заключение……………………………………...…………………………..22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….23
1.2 Развитие фонетической дифференциации
Как первоначальное понимание, так и овладение произношением у ребенка вначале опирается на ритм и интонацию слова без различения звукового состава его. Ребенок говорит: нанок вместо огонёк, титшпй вместо кирпичи и т.п. Он стремится воспроизвести даже ритм фразы. Маленькие дети, например, любят произносить, ритмические цепи рифмованных звукосочетаний (тити-тили-тико-том). В дифференцировке смысла речи на первых порах детства главную роль играет эмоциональная окраска произносимого.
В «период мелодий» ребенок по ним понимает речь, им в первую очередь подражает и широко использует их для дифференциации своих высказываний. Иногда ребенок дополняет интонацию мимикой и жестом. Так как он подражает интонации взрослых, то его речь по интонациям кажется богаче речи окружающих. К трем годам происходит подравнивание речи к взрослым, но в эмоциональных состояниях – возврат к прежнему [6].
Различение фонем происходит сравнительно медленно: еще на втором году дети не различают слов бак, мак. Только со второй половины второго года начинается смысловая дифференциация слова, а с ней и смыслоразличительная функция звуков, т.е. выделение фонем. Соответственно с этим уточняется и артикуляция. От нее зависит качество произносимых звуков. Сначала артикуляция происходит только рефлекторно, без контроля сознания, затем в некоторых случаях она осуществляется сознательно. Этим объясняются общеизвестные случаи исчезновения у маленьких детей уже имевшихся в речи тех или иных неосознанных звуков, по-видимому, более легко поддающихся торможению. Часто через некоторое время заторможенные звуки внезапно снова появляются в зависимости от давности угасания, от раздражителей среды и т.п.
Уже в конце первого полугодия в лепете многих детей можно различать вполне ясные звуки а, б, п, м, г; затем постепенно, к началу второго года, появляются э, у, ы, о, и, т.е. все гласные, и согласные в. т, д, к, х, ль, с, ф. Большинство этих звуков формируются не сразу в правильном виде, а через промежуточные, переходные звуки. Такими звуками являются соответствующие нормальным звукам смягченные (дь, ть, нь, сь, ць, рь, ль) или сходные по способу артикуляции (вместо р–л, вместо с–т и т. п.), двугубное л или в вместо л, б вместо в (тёль – стол, ляпа, япа, вапа – лапа, бадя – вода, люцка – ручка); вместо щелевых смычные (дип вместо жив). Постепенно через переходные звуки согласные дифференцируются. Например, т переходит в к через стадии: т зубное –> т нёбное –> т какуминальное (кончиком языка) –> нормальное к; свш: с –> сь –> ш. При этом все переходные звуки некоторое время сосуществуют.
Всякий заместитель звука представляет некоторое число артикулярных движений, соответствующее, хотя и не вполне, числу движений замещаемого звука. Это не только продвигает ребенка по пути овладения замещаемым звуком, но обогащает артикуляционный фонд ребенка, облегчающий овладение и другими звуками.
У каждого ребенка имеются свои доминирующие звуки, которыми чаще всего заменяются другие звуки. Более поздно появляющиеся звуки формируются из диффузных звуков раннего периода. Это проходит разными путями даже у одного и того же ребенка.
Например:
1) с'уби – с'з'уби – з'убы – зубы.
2) т'уби – с'уби – йюби – ш'юби – ж'юби – жубы – зубы.
Диффузность звуков делает их неустойчивыми: в одном и том же слове произносится то один звук, то другой (банка и банга, пить и пись, матики и мацики – мальчики). Период окончательного закрепления нового звука длится от 15 до 22 дней, иногда до трех месяцев. Чем сложнее артикуляция, чем дольше существовал заместитель ее и больше отличается от нормальной артикуляции, тем длительнее этот период [6].
Выделение фонем происходит в процессе их фонематического противопоставления в следующей временной последовательности: сначала выделяется гласная а в отличие от прочих гласных; затем дифференцируются и – э, у – о, и – у, э – о, и – о, э – у. Труднее всего усваиваются и – у, так как они образуются наибольшим сужением в ротовой полости; о – у сходны в артикуляции и плохо различаются друг от друга. Затем согласные звуки дифференцируются на сонорные и шумные. Причем для различения сонорных главную роль играет слух, шумных – артикуляция. Значительно позже, примерно через год, различается мягкость и твердость согласных. В последующей дифференциации сонорных между собой ребенок в зависимости от индивидуальности опирается то на слух, то на артикуляцию или на то и другое. В дальнейшем из шумных прежде всего выделяются губные п, б, м, ф, в (здесь помогает и зрение). Они отличаются от язычных, при этом в первую очередь выделяются взрывные, как акустически более яркие, артикуляционно более легкие (л – т, б–д, п– к, б–г, п – ф, т – с, к – х). Далее различаются один от другого язычные переднего и заднего рядов (т – к, с – х).
В последующем развивается более трудная дифференциация глухих и звонких согласных, хотя неосознанно они употреблялись ребенком и раньше. Это различение затрудняется одинаковостью артикуляции. В дальнейшем наступает период дифференциации шипящих и свистящих звуков и, наконец, различие л – й, р – й.
Как правило, в периоде формирования согласных звуков глухие, не осложненные работой гортани, предшествуют звонким, взрывные преобладают над щелевыми, потому что ребенку легче на короткое время грубо прижать орган речи, чем длительно удерживать его сближенным на небольшом расстоянии. Вот почему ш, ж, с, з, ц появляются значительно позже других согласных звуков – лишь на третьем году, а иногда даже в конце пятого года. Твердые звуки л и р возникают вследствие особой сложности своих артикуляций значительно позже других звуков, часто лишь к пятому-шестому году и позже.
Во всех случаях лучше выделяется первый звук слова. Такой ход развития фонем наблюдается у большинства детей. Значительная часть из них скорее усваивает фонемы акустически, меньшая – артикуляционно, т.е. не все звуки, различаемые ребенком по слуху, произносятся им.
Вновь приобретенный
звук на некоторое время становится
сильным раздражителем –
Чем дольше «недоношенный»
звук задерживается в речевой
практике ребенка, тем медленнее
и труднее он приобретает свою
завершенную форму. Так как развитие
слуха ребенка опережает
Из звуковых сочетаний наиболее устойчивыми оказываются сочетания согласных п, б, затем т, ль, дь, к, нь, д, преимущественно с гласным а, изредка с у и о (па, ба, ма, пап, бап, мам и т. п.). Частое смягчение звуков вызывается большим артикуляторным напряжением (обратное редко бывает), которое вызывает приподнятое средней части языка и наблюдается в эмоциональной речи.
У детей до двухлетнего возраста распространены замены звонких согласных глухими. Чаще это наблюдается при взрывных (папа вместо баба, тети вместо дети и т.п.), особенно же при эмоциональной речи: фыйдем! фот путу! (вот буду!).
Из последних
примеров видно, что свойственная маленьким
детям эмоциональность
При синтезе слова решающую роль играет сила слогов, как звуковых раздражителей. Ребенок, подражая услышанному слову, улавливает и сам произносит вначале только первый или только ударный слог. Неударный же слог, особенно предударный, часто сильно искажается или совсем опускается (мидой – помидор, атобиль – автомобиль, кляндаш – карандаш). Нередко все слово заменяется одним из его слогов, независимо от их количества (ва – варежки, ко – молоко и т. п.), затем присоединяется к нему второй по силе слог, часто – последний, и наконец, вводится в слово более слабый слог. Через некоторое время под влиянием речи окружающих или обучения ребенок овладевает нормальным произношением слова. Так, слово молоко последовательно произносится: моко, моколо, молоко. Таким образом, физиологический закон силы звуковых раздражителей определяет первоначальный ритм детской речи – преобладание хорея: бика, вместо собака, Вадя вместо Володя, Сёня вместо Семен и т.п.
Бывает, что выпадают и ударные слоги (бо вместо болит, бу вместо больной). Чем больше слогов в слове, тем чаще случаи пропусков их. Слабый звуковой анализ, недостаточность артикуляции, кинестезических дифференцировок и чувства ритма – существенные причины пропуска слогов. Легче усваивается открытый cлог, закрытый слог встречается в детской речи реже и появляется позже.
При стечении в одном слоге нескольких согласных, из-за трудности артикулирования, отчасти вследствие слабости фонетического анализа, остается обычно только один из них: сясьно – страшно, ябоко – яблоко, тёль – стол, басой – большой, мася – масло. Часто эти сочетания заменяются звуком т: лекато – лекарство. Наиболее трудными для ребенка являются следующие сочетания: два взрывных (бг), сонорный – взрывной (лк), фрикативный взрывной (cm), два фрикативных (сх) и согласные с одинаковым (сз) или близким местом образования (сд, en). При этом переход звука заднего образования к звуку переднего образования (хе) дается легче, чем в обратном порядке (вх).
В то же время самые трудные из этих сочетаний, находящиеся в начале или в конце слова, оказываются самыми легкими в середине его: они там расщепляются между слогами (восход – вос-ход; обгон – об-гон). Этим и объясняется, что подобные сочетания в начале или в конце слова сокращаются (выпадает один из согласных), а в середине его полностью сохраняются. Иногда ребенок во избежание стечения согласных вводит дополнительные гласные, постепенно редуцирующиеся: не зинаю – не зазнаю – не знаю, на коверё, корабель и т.п.
Не выпадают, только те группы, в которых вторым звуком является один из звуков группы л, р, й, (j). Эти стечения усваиваются в первую очередь. Затем ребенок овладевает сочетанием взрывного с фрикативным, значительно позднее – сонорного с взрывным.
Кроме пропусков (элизий) и замен (субституций), у детей в возрасте 3-5 лет наблюдаются:
1) перестановки (метатезы), особенно в длинных словах и ког-да в них имеются р и л (вызываются трудностью запомнить после-довательность звуков в слове): помолала, коломотив, левольвер , талёрка, чедоман, прадва, галавитъ, петель, ковала;
2) удвоения (редубликации): нюню – одну;
Такие особенности произношения появляются в иных случаях вследствие недостаточности дифференциации процесса торможения в области слухового анализатора и обусловленной этим слабости фонематического анализа; в других случаях из-за несовершенства двигательного анализатора, иногда по причине инертности процессов высшей нервной деятельности (повторения, антиципация). В усвоении ребенком звуков речи чрезвычайно важным является осознание им фонематической значимости их. Между тем ребенок до 3-4 лет с трудом отвлекается от предметного содержания слова, чтобы сосредоточить свое внимание на его звуковой форме. Вначале оно усваивает фонемы практически, но постепенно год за годом спорадически начинает постигать форму слова сознательно.
Хотя в 3-4 года дети еще не вычленяют из слова отдельных звуков, но замечают неправильности звучания слов. «Я так не умею» или «Она не умеет» (выговорить слово с данным звуком). Поэтому дети отрицательно относятся к имитации их речи взрослыми. Нередко дошкольник 4-5 лет, услышав какой-либо звук речи, отмеченный матерью или воспитателем, указывает на ряд слов, в которых имеется этот звук, учитывает поправки произношения, сам замечает неправильности его и поправляет товарищей.
В последующем, хотя ребенок и различает слухом фонемы, но некоторое время в силу закрепившихся корковых связей часто заменяет их другими, ранее произносимыми. Так, он сравнительно долгое время воспринимает речь окружающих через свое «фонетическое сито», т.е. на основе укоренившихся неправильных звуковых раздражителей (образов). Этим же объясняется, что в новых, малоупотребительных словах звуки произносятся правильнее, чем в более старых. Отсюда вытекает методическое правило: вновь воспитываемые звуки надо включать в новые слова. Доминирующими становятся те звуки слова, которые теснее связаны со смыслом его (звуки корня слова, флексии).
1.3 Типичные фонетические возрастные особенности речи детей [6]
Для логопедического успеха важно знать наиболее часто встречающиеся возрастные особенности произношения дошкольников. Нередко у них, особенно в младшей группе, наблюдаются фонетические недочеты, свойственные более раннему (преддошкольному) возрасту.
Информация о работе Закономерности развития произношения в онтогенезе