Закономерности развития произношения в онтогенезе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:50, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в дошкольных учреждениях наблюдается резкое увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии, особенно заметен рост числа детей с недостатками звукопроизношения. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. В период обучения грамоте правильное, четкое звукопроизношение имеет большое значение, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести и к нарушениям письма и чтения.

Содержание работы

ВВЕдение……………………………………………………………………….3
1.1 Формирование звукопроизношения в онтогенезе………………….………4
1.2 Развитие фонетической дифференциации…………………………………10
1.2 Типичные фонематические возрастные особенности речи детей………..17
Заключение……………………………………...…………………………..22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….23

Файлы: 1 файл

КР по дислалии.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в  этом возрасте из нескольких рядом  стоящих согласных обыкновенно произносится лишь один (тёль, ципёнок – стол, цыпленок); неударные слоги часто выпадают, звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных или новых словах.

В четырех-, пятилетнем возрасте число неправильных звуков заметно уменьшается, так что  к концу пятого года почти все  дети произносят правильно даже такие  трудные звуки, как шипящие-, и в подавляющем большинстве овладевают труднейшим из звуком р. Скорее всего исчезают замены м звуком н и наоборот, с, з звуками ф, в, й – ль, л – р, в значительной части сокращаются замены шипящих свистящими, л–ль, р – л,й,й также недостатки звонкости. Медленнее сглаживаются недочеты звуков л и с, з, ц, отсутствие к, г или замены их звуками т и д (изредка наоборот).

Чаще всего  и наиболее резко в средней  группе проявляются следующие недочеты звуков:

1) Звуки ш, ж (особенно часто), ч, щ обычно заменяются звуками с, з, ц в твердой или смягченной форме или выговариваютсянечетко.

2) Шипящие, свистящие и д, т. л, н произносятся межзубно.

3) р и л заменяются и (j) или ль.

4) л заменяется двугубным л или в.

5) й (j) заменяется звуком ль.

Звонкие согласные  смешиваются с глухими, шипящие  с свистящими. Типичными для этой группы детей является нсустойчивость усвоенных звуков (употребляются то правильно, то неправильно) и переупотребление вновь усвоенных звуков.

В возрасте 6–7 лет дети говорят в общем правильно, но все же у значительного числа их (в среднем, не менее, чем у 10 процентов) имеются фонетические недочеты речи (искажения, чаще замены звуков). Сюда относятся: картавый или с недостаточным рокотом (одноударный) звук р, шипящие, боковые свистящие и шипящие, отсутствующие к и г или замена их звуками т и д наблюдаются еще у шестилеток, приобретают стойкий характер и переходят в школьный возраст. Нередко произношение неряшливое, «смазанное», «сквозь зубы». Тогда, несмотря на отсутствие патологии, такие недостатки называются косноязычием.

Неправильное  произношение закрепляется в результате следующих причин.

  1. Неправильная речь окружающих. Встречающиеся в ней некоторые из перечисленных недочетов поддерживаются в речи детей.
  2. Недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих. Они не показывают в трудных случаях, как следует артикулировать данный звук, не поправляют ребенка, не вызывают его интереса к произношению. Предоставленный своим собственным силам, он не всегда удачно и вовремя преодолевает трудности произношения.
  3. Непосильная для ребенка речевая нагрузка. Взрослые часто побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них речевой материал. Нередко «усердные» родители форсируют изжитие возрастных особенностей речи настойчивыми исправлениями и требованием говорить правильно. В результате переутомления физиологических механизмов речи речевые неправильности еще более закрепляются и даже приумножаются. Кроме того, у ребенка снижается интерес к речи, к правильности ее, так как энергия его к изучению языка напряжена до тех пор, пока он видит перед собой нужное и необходимое, и падает, когда он чувствует, что от него требуется непосильное.
  4. Неблагоприятная обстановка, в которой живет ребенок в период развития своей речи: постоянный шум, крики, суета, оглушающие ребенка, утомляющие его и мешающие ему четко воспринимать речь окружающих.

Фонетическое  развитие речи ребенка протекает  в системе развития языка в  целом, в неразрывном взаимодействии всех его сторон – звукопроизносительной (фонетической), словарной (лексической), грамматической и интонационно-ритмической. Только при знании такого системного развития языка ребенка возможно научное понимание речевых нарушений у него, в частности фонетических, и успешное преодоление их, равно как и предупреждение всякого рода трудностей в овладении в будущем грамотой и правописанием.

Таким образом, до определенного возраста произношение звуков у всех без исключения детей характеризуется несовершенством, что принято относить к возрастным своеобразиям звукопроизношения. Это обстоятельство часто снижает бдительность родителей и даже отдельных специалистов, которые все списывают на возраст и полагают, что до достижения ребенком 5-6 лет о правильности его звукопроизношения беспокоиться преждевременно [5].

Любые недостатки звукопроизношения, даже если они выражаются в простой замене какого-то звука правильно произносимым другим звуком, после 5-6 лет уже нельзя считать нормой, потому что к этому возрасту нормально развивающийся ребенок должен не только уметь различать все звуки речи на слух и улавливать возможные неправильности их звучания, но ему должны быть доступны и все те тонкие движения речевых органов, которые необходимы для произношения даже самых сложных по артикуляции звуков. Если к отмеченному возрасту этого нет – значит, существуют какие-то особые причины, препятствующие полноценной работе речедвигательного или речеслухового анализа торов, что уже является отклонением от нормы.  

Однако и  в гораздо более раннем возрасте у ребенка могут наблюдаться  такие особенности в произношении звуков речи, которые выходят за пределы возрастных и являются дефектами в полном смысле этого слова. Так, например, вместо «допустимой» замены одного звука речи на другой ребенок может произносить этот звук каким-то необычным образом, искаженно (картавое «р»; шепелявое «с»; воздушное «ш», произносимое с раздуванием щек, и т.п.). При нормальном строении артикуляторных органов и нормальной их подвижности такого рода особенности в произношении звуков не должны иметь места, за исключением редких случаев прямого подражания. А поскольку отмеченные дефекты в произношении звуков бывают вызваны специфическими причинами, то не приходится рассчитывать на исчезновение этих дефектов с возрастом. Следует, как можно раньше обращаться за помощью к специалистам.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что знание закономерностей речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи, это позволяет своевременно заметить отклонения в ее формировании и вовремя принять ряд необходимых профилактических мероприятий или направить ребенка к специалистам.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ребенок овладевает речью постепенно, переходя от более простых структур к более сложным. Овладение речью  – активный процесс поисков, наблюдений, сравнений, установления отношений  и обобщений, предполагающий использование ребенком всех анализаторов.

Формирование  звукопроизношения начинается в  период от года и продолжается до 5-6 лет. При этом звуки речи усваиваются  не изолированно, а в составе целых  слов, звуковая структура которых  по мере овладения ребенком правильным звукопроизношением все более и более уточняется.

Ведущую роль в  овладении ребенком правильным звукопроизношением играет слух – он в полном смысле этого слова «ведет» за собой  непосредственное артикулирование  звука, постепенно все более и более дифференцирующееся.

Характерной особенностью становления звуков в начальном  периоде является неустойчивость артикуляции  при их произношении. Новые элементы появляются группами, а порядок усвоения групп согласных находиться в  зависимости от артикуляционных звуков, составляющих эти группы. Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки.

В речевом онтогенезе у детей в первую очередь формируются звуки, определяющие ядро русской фонологической системы: [а], [о], [п], [м], [т], [д], [д], [б], [н]. Позднее появляются в произношении [э], [у], [и], [ы], [с], [ш], [ч], [щ], [л], [р].

Формирование  фонем, завершающее усвоение звуковой системы языка, происходит тогда, когда  у ребенка осуществляется распознавание прежде смешивавшихся звуков и их устойчивое использование для различения слов в соответствии с имеющейся в языке традицией.

В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков речи ребенок к шести  годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бунина, В.С. Формирование звукопроизношения в онтогенезе [Электронный ресурс] / В.С. Бунина. – UPL: http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/43253.php

2. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст] / В.П. Глухов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351 с.

3. Елисеева, М.Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста / М.Б. Елисеева // Логопед. – 2005. – №4. – С. 18-27. 

4. Копытова, А.В. Развитие звукопроизношения детей раннего возраста: методическое пособие / А.В. Копытова. – Челябинск, 2011. – 52 с.

5. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех / Л.Г. Парамонова – Спб.: Питер, 2010. – 410 с.

6. Хватцев, М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи / М.Е. Хватцев. – Изд-во: КАРО, Дельта + , 2004. – 272 с.

7. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина – М.: «Академия», 2003. – 240 с.


Информация о работе Закономерности развития произношения в онтогенезе