Зарождение и развитие представлений об одаренности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 21:56, контрольная работа

Описание работы

Развитие и обучение одаренных детей – один из самых актуальных и сложных вопросов. На педагогических конференциях, семинарах, круглых столах приходится сталкиваться с осмыслением проблемы одаренности. «Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра» [4]. Сегодняшнее веяние об одаренности без прошлого не может, и не могло существовать.

Файлы: 1 файл

К.Р история дошкольной педагогики.docx

— 35.35 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем следует отметить, что изучение способностей высокого уровня оставалось в поле зрения исследователей (В.М. Теплов, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.С. Лейтес и др.).  Но  глубокому и всестороннему изучению проблемы мешала, а часто делала его просто невозможным господствующая в течении долгого времени в системе дошкольного обучения и воспитания «ориентация  на среднего ребенка».

Однако на современном этапе развития науки «одаренность» трактуется как более широкое понятие, нежели способности (Дж. Галагер, Дж. Торренс, Дж. Фельдхьюссен, К. Хеллер, А.М. Матюшкин).

В 1974 году известный американский исследователь креативности Дж. Торенс определяет одаренность как «процесс появления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т.д.; фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижение гипотез; и наконец, формулирования и сообщение результата решения. Креативность – естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и незавершенности» [10; 10].

В отношении дошкольного возраста при рассмотрении проблемы одаренности наиболее продуктивны и важны две идеи:

а) о творчестве как универсальном механизме развития психики (С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, А.В. Брушлинский, П. Торренс и др.);

б) о значимости и самоценности дошкольного периода детства (Л.С. Выгодский, А.А. Люблинская, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисицина, Л.А. Венгер и др.).

Ещё в 19 в Дж. Рескин отмечал: «Было уже высказано не раз и вполне верно, что вся разница между гением и остальными людьми состоит в том, что гений большей частью остается ребенком, смотрящим в мир широко раскрытыми глазами, полными бесконечного удивления, при сознании не своего великого значения, а своего беспребельного невежества и в то же время своей мощи» [11; 11].

ХХ век можно назвать «золотым веком» в изучении одаренности. Насущная необходимость в развитии способностей одаренных детях привело к тому, что интерес к проблемам одаренности как и за рубежом, так и в СССР вспыхнул с новой силой. Но подходы американских и советских психологов к проблеме одаренности различались. В США больший упор делался на экспериментальное обучение, система обучения строилась от «ученика к методике». Увлечение тестологией (тесты интеллекта, тесты креативности) привело к тому, что одаренность стала сводиться к ее узкому пониманию как высокой интеллектуальности. В настоящее время психологи относят интеллектуальную одаренность к частному проявлению одаренности. В СССР подходы были диаметрально противоположными: психологи шли «от методики к ученику». Советские ученые создали большую теоретическую базу для дальнейших исследований и экспериментальных методик. Создание «Рабочей концепции одаренности» закрепило большой опыт работы с одаренными детьми. «Рабочая концепция одаренности», по сути, глобальное обобщение исследований отечественных ученых в области детской одаренности. Она дает определения многим спорным понятиям, формирует общую систему понимания феномена одаренности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Как показывает история вопрос одаренности несомненно занимал и занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее развития и диагностики волнует педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес  к данному феномену, исследования предшественников достаточно высок и по сей день. Разработки прошлого и настоящего времен  связующей нитью через века излагают понятие «одаренность» и используются в современной теории и практике. Все это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, а во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющим творчески подходить к решению задач, способность созидать новое в различных сферах жизни. Именно таким потенциалом и обладают одаренные люди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

    1. Аксенова Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом. – электронный журнал «Эйдос», 2007. - http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm.
    2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – С. 16.
    3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – С. 24.
    4. Из Послания Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ.
    5. Можиловская И.М. История проблемы одаренности [Электронный ресурс] // Научно-теоретическая конференция «Проблемы одаренности учащихся»: материалы итогового контроля знаний слушателей базовых курсов учителей истории // Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО». – 2008. – Электрон. дан. – URL: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/119 conferences-and-reports-on-psychology/664-scientific-theoretical-conference-problems-of-gifted-students (дата обращения 24.08.2011).
    6. Михайлов А.В. Гений // Академик: Словарь. – 2003 г. – С. 65.
    7. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М.: Школа-Пресс, 1993. – С. 128.
    8. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 1989. – №6. – С. 29-33.
    9. Матюшкин A.M., Сиск Д. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. – 1988. – №4. – С. 94-97.
    10. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Матюшкина – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК». -  2004. – С. 10.
    11. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Матюшкина – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК». -  2004. – С. 11.
    12. Психологическая диагностика. Учебное пособие / под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: УРАО, 1997. – С. 54.
    13. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Академия, 2000 г. – С. 101.
    14. Савенков А.И. Указ. соч. – С. 106.
    15. Савенков А.И. Указ. соч. – С. 108.

 

 

 

 

 


Информация о работе Зарождение и развитие представлений об одаренности