Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 21:56, контрольная работа
Развитие и обучение одаренных детей – один из самых актуальных и сложных вопросов. На педагогических конференциях, семинарах, круглых столах приходится сталкиваться с осмыслением проблемы одаренности. «Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра» [4]. Сегодняшнее веяние об одаренности без прошлого не может, и не могло существовать.
Вместе с тем следует отметить, что изучение способностей высокого уровня оставалось в поле зрения исследователей (В.М. Теплов, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.С. Лейтес и др.). Но глубокому и всестороннему изучению проблемы мешала, а часто делала его просто невозможным господствующая в течении долгого времени в системе дошкольного обучения и воспитания «ориентация на среднего ребенка».
Однако на современном этапе развития науки «одаренность» трактуется как более широкое понятие, нежели способности (Дж. Галагер, Дж. Торренс, Дж. Фельдхьюссен, К. Хеллер, А.М. Матюшкин).
В 1974 году известный американский исследователь креативности Дж. Торенс определяет одаренность как «процесс появления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т.д.; фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижение гипотез; и наконец, формулирования и сообщение результата решения. Креативность – естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и незавершенности» [10; 10].
В отношении дошкольного возраста при рассмотрении проблемы одаренности наиболее продуктивны и важны две идеи:
а) о творчестве как универсальном механизме развития психики (С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, А.В. Брушлинский, П. Торренс и др.);
б) о значимости и самоценности дошкольного периода детства (Л.С. Выгодский, А.А. Люблинская, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисицина, Л.А. Венгер и др.).
Ещё в 19 в Дж. Рескин отмечал: «Было уже высказано не раз и вполне верно, что вся разница между гением и остальными людьми состоит в том, что гений большей частью остается ребенком, смотрящим в мир широко раскрытыми глазами, полными бесконечного удивления, при сознании не своего великого значения, а своего беспребельного невежества и в то же время своей мощи» [11; 11].
ХХ век можно назвать «золотым веком» в изучении одаренности. Насущная необходимость в развитии способностей одаренных детях привело к тому, что интерес к проблемам одаренности как и за рубежом, так и в СССР вспыхнул с новой силой. Но подходы американских и советских психологов к проблеме одаренности различались. В США больший упор делался на экспериментальное обучение, система обучения строилась от «ученика к методике». Увлечение тестологией (тесты интеллекта, тесты креативности) привело к тому, что одаренность стала сводиться к ее узкому пониманию как высокой интеллектуальности. В настоящее время психологи относят интеллектуальную одаренность к частному проявлению одаренности. В СССР подходы были диаметрально противоположными: психологи шли «от методики к ученику». Советские ученые создали большую теоретическую базу для дальнейших исследований и экспериментальных методик. Создание «Рабочей концепции одаренности» закрепило большой опыт работы с одаренными детьми. «Рабочая концепция одаренности», по сути, глобальное обобщение исследований отечественных ученых в области детской одаренности. Она дает определения многим спорным понятиям, формирует общую систему понимания феномена одаренности.
Заключение.
Как показывает история вопрос одаренности несомненно занимал и занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее развития и диагностики волнует педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес к данному феномену, исследования предшественников достаточно высок и по сей день. Разработки прошлого и настоящего времен связующей нитью через века излагают понятие «одаренность» и используются в современной теории и практике. Все это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, а во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющим творчески подходить к решению задач, способность созидать новое в различных сферах жизни. Именно таким потенциалом и обладают одаренные люди.
Литература.
Информация о работе Зарождение и развитие представлений об одаренности