Зарождение педагогической мысли в условиях древнейших цивилизаций Востока и в Античном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 22:55, реферат

Описание работы

Настоящая программа составлена на основе исторического подхода и синтеза базовых знаний о развитии всех разветвлений педагогической науки – общей теории воспитания и образования, дошкольной педагогики, теории и методики профессионального образования, методик преподавания отдельных учебных предметов в различных типах образовательных учреждений, дефектологии (коррекционной педагогики), теории и методики физического воспитания, организации и методов социальной работы.
Программа разработана Российской академией образования и одобрена экспертными советами ВАК Минобразования России по педагогике и психологии и по истории.

Содержание работы

Введение
1 Зарождение педагогической мысли в условиях древнейших цивилизаций Востока и в Античном мире
2 Воспитание и педагогическая мысль в эпоху европейского Средневековья
3 Школа и педагогика в новое время (до начала XX в.)
4 Школа и педагогика в новейшее время (с конца первой мировой войны до 90-х гг. XX в.)
Список литературы

Файлы: 1 файл

Педагогика в Античном мире.docx

— 24.01 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1 Зарождение педагогической  мысли в условиях древнейших  цивилизаций Востока и в Античном  мире

2 Воспитание и педагогическая  мысль в эпоху европейского  Средневековья

3 Школа и педагогика  в новое время (до начала XX в.)

4 Школа и педагогика  в новейшее время (с конца  первой мировой войны до 90-х  гг. XX в.)

Список литературы

 

 

Введение

 

Настоящая программа составлена на основе исторического подхода  и синтеза базовых знаний о  развитии всех разветвлений педагогической науки – общей теории воспитания и образования, дошкольной педагогики, теории и методики профессионального  образования, методик преподавания отдельных учебных предметов  в различных типах образовательных  учреждений, дефектологии (коррекционной  педагогики), теории и методики физического  воспитания, организации и методов  социальной работы.

Программа разработана Российской академией образования и одобрена экспертными советами ВАК Минобразования России по педагогике и психологии и по истории.

 

 

1 Зарождение педагогической  мысли в условиях древнейших  цивилизаций Востока и в Античном  мире

 

Воспитание в первобытном  обществе. Зарождение воспитания на ранних ступенях развития человечества. Воспитание детей в семье. Обряд инициаций  и подготовка к нему как зачаточная форма организованного воспитания.

Воспитание и обучение в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. Воспитание и  школа в древнейших государствах Востока (Египет, государства Месопотамии, Иудея, Индия, Китай и др.). Домашнее воспитание и его традиции. Возникновение  письменности и школы. Дворцовые  и храмовые школы. Обучение ремеслам. Подготовка жрецов. Кастовое воспитание, различные типы светских и религиозных  школ. Педагогические идеи в письменных памятниках Древнего Востока.

Воспитание и школа  в античном мире. Воспитание в гомеровскую  эпоху (IX – VIII в. до н.э.). Условия и  причины становления различных  систем воспитания в древнегреческих  полисах: воспитание в Афинах (семья, мусические и грамматические школы, гимнасии, эфебия), воспитание в Спарте (доминирующая роль военно-физического  воспитания). Воспитание и обучение в Древнем Риме. Развитие и усложнение ремесленного обучения.

Зарождение философской  мысли и место в ней вопросов человека и его воспитания (Демокрит, Сократ, Ксенофонт, Платон, Аристотель и софисты в Древней Греции; Сенека, Цицерон, Квинтилиан в Древнем  Риме). Идея гармонического сочетания умственного и физического развития человека. Отношение к детям с физическими недостатками. Христианство и его концепция идеала человека.

 

 

2 Воспитание и педагогическая  мысль в эпоху европейского  Средневековья

 

Педагогическая мысль  в эпоху становления европейской  цивилизации. Влияние традиций античной культуры на развитие образования. Развитие христианских воззрений на человека и его воспитание.

Состояние школьного дела. Церковные и светские школы. Раскол христианства, его влияние на развитие образования, воспитания и педагогической мысли.

Схоластика и педагогическая мысль (Боэций, П. Абеляр, А Алкуин, Фома Аквинский и др.) Рыцарство и  изменение взглядов на задачи физического  воспитания.

Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.). Зарождение школ нового типа (Витторино да Фельтре, Гуарино Гуарини); цели воспитания как элемент социальных воззрений Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ф. Рабле, Эразма Роттердамского, М. Монтеня  и др. Гуманизм и новый взгляд на физическое воспитание и образование детей с физическими недостатками и отклонениями в умственном развитии. Первые опыты создания школ для глухонемых детей (П. Понсе, П. Бонне, Д. Бульвер и др.).

Педагогическая мысль  и изменения в подходах к воспитанию и школьному делу в период Реформации (М. Лютер, Ф. Меланхтон, И. Штурм и  др.)

Контрреформация и практика воспитания в иезуитских школах. Изменения  отношения к детям с отклонениями от нормы в физическом и умственном развитии.

Школа и педагогическая мысль  в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в.). Крещение Киевской Руси, его  влияние на воспитание и обучение детей и юношества. Мастера грамоты. Древнерусская школа «учения  книжного». Педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы и отражение  в них вопросов физического воспитания. Отношение к людям с различными физическими и умственными недостатками.

Школа и педагогическая мысль  в Московской Руси. Содержание и  методы обучения в монастырских школах; рукописные азбуковники и первые печатные учебные книги Ивана  Федорова; «Домострой» как свод взглядов на воспитание.

Развитие школы в русском  централизованном государстве XVII в.: элементарное обучение и школа повышенного  типа. Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение  в Московском государстве.

Педагогические взгляды  Е. Славинецкого, С. Полоцкого, К. Истомина и их практическая деятельность по созданию новых учебных книг. Вопросы  физического воспитания в их трудах.

 

3 Школа и педагогика  в новое время (до начала XX в.)

 

Становление педагогики как  науки в странах Западной Европы (XVII – XVIII вв.). Развитие школьного образования. Появление новых типов школ (гимназии в Германии, коллежи во Франции, грамматические школы в Англии).

Начало систематизации педагогического  знания. Педагогические идеи В. Ратке. Педагогическая концепция Я.А. Коменского как составная часть его проекта  переустройства общества. Отражение  в ней вопросов физического развития человека.

Ступени возрастного развития человека в школьной системе по Я.А. Коменскому. Содержание воспитания и  образования. Дидактические принципы, правила и методы обучения. Учет особенностей развития детей. Роль учителя.

Последующее развитие теории и практики воспитания в странах  Западной Европы в XVII – XVIII вв. Эмпирико-сенсуалистическая  концепция воспитания Джона Локка. Содержание и методы воспитания и  образования. Идея рабочих школ и  ремесленного обучения.

Концепция естественного  воспитания Ж.Ж. Руссо. Периодизация детства. Содержание воспитания и обучения ребенка  на разных этапах возрастного развития. Забота о физическом развитии. Влияние  педагогических идей Ж.Ж. Руссо на возникновение  в последующем теории «свободного  воспитания».

Проекты реформ народного  образования в период французской  революции конца XVIII в. Пробуждение  интереса к воспитанию аномальных детей.

Социально-педагогические идеи американских просветителей (Т. Джефферсон, Т. Пейн, Б. Франклин и др.).

Школа и педагогическая мысль  в России XVIII в. Просветительские реформы  начала XVIII в. Создание государственных  школ. Открытие профессиональных школ. Деятельность Л.Ф. Магницкого и В.Н. Татищева как предпосылка становления  методики профессионального образования.

Создание Петербургской  Академии наук с университетом и  гимназией. Возникновение закрытых дворянских учебных заведений в  послепетровскую эпоху. Реформаторские идеи И.И. Бецкого. Организация воспитательных учреждений нового типа по его проектам. Новые подходы к физическому воспитанию детей дворянства.

М.В. Ломоносов и развитие просвещения в России. Открытие Московского  университета с гимназией при  нем.

Учреждение Петербургской  комиссии народных училищ и деятельность Ф.И. Янковича. Школьный устав 1786 г. Открытие Петербургской учительской семинарии. Создание методических руководств и  учебных книг для народных училищ.

Педагогика в странах  Западной Европы и США в XIX в. (до 90-х  гг.). Развитие различных типов школ. Идеи и педагогическая деятельность педагогов-филантропистов (И.Б. Базедов, Х. Зальцман). Вопросы подготовки детей  к практической деятельности как  элемент общего образования.

Отражение в педагогике и  школьной практике концепции неогуманизма (В. Гумбольт).

Влияние немецкой классической философии на развитие педагогической мысли в Европе. Педагогическое творчество И.Г. Песталоцци: идеи развивающего поэлементного  начального обучения и нравственного  воспитания; практическая педагогическая деятельность. Забота о воспитании умственно-отсталых детей.

Развитие Ф.В.А. Дистервегом  теории развивающего и воспитывающего обучения. Требования к учителю.

Создание И.Ф. Гербартом  основ научной педагогики. Идея многостороннего  интереса. Структура процесса обучения. Содержание и средства нравственного  воспитания детей.

Педагогические воззрения  Г. Спенсера, их связь с идеей эволюции природы и общества. Основные виды человеческой деятельности и задачи воспитания. Утилитаризм взглядов Г. Спенсера на проблемы воспитания и  подходы к обновлению профессионального  образования.

Педагогическая мысль  в США. Практическая направленность школьного образования. Идеи Х. Манна  о постановке школьного дела и  организация им подготовки учителей.

Вопросы воспитания и подготовки детей к трудовой деятельности в  социальных учениях второй половины XIX в. (Р. Оуэн, Ш. Фурье, К.А. Сен-Симон, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).

Постепенное оформление дефектологии как отрасли педагогической науки  на стыке собственно педагогики и  медицины. Деятельность Э. Сегена. Последующее  выделение в самостоятельные  науки сурдопедагогики, олигофренопедагогики, логопедии, тифлопедагогики. Роль В. Гаюи и Л. Брайля в разработке вариантов  рельефного шрифта для слепых и в  дальнейшем развитии тифлопедагогики.

Педагогическая мысль  в России (до 90-х гг. XIX в.). Развитие системы образования на основе устава учебных заведений 1804 г. Устав учебных  заведений1828 г., усиление роли государства  в организации школьного дела. Развитие общего и профессионального  образования в 30-40-х гг. Педагогические институты при университетах.

Полемика славянофилов и  западников по вопросам воспитания. Общественно-педагогическая мысль первой половины XIX в. (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, П.Г. Редкин и др.). Школьные реформы 60-х гг. Земская деятельность в области начального образования. Изменения в гимназическом обучении. Развитие женского образования. Школьные уставы 70-х гг. Распространение церковно-приходских школ. Деятельность С.А. Рачинского. Развитие педагогического образования.

Общественно-педагогическая мысль второй половины XIX в. о роли воспитания в формировании и развитии личности (Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, А.Н. Острогорский). Их отношение к физическому воспитанию.

Учение К.Д. Ушинского о  единстве общечеловеческого и национального  воспитания, его программа построения начальной школы на основе принципа народности воспитания. Труд как средство всестороннего развития ребенка. Подготовка к трудовой деятельности. Влияние  К.Д. Ушинского на развитие методики обучения в народной школе (Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, и  др.).

Индустриальное развитие России во второй половине XIX в. и усиление внимания к профессионально-техническому образованию. «Операционное» производственное обучение по Д.К. Советкину. Разработка «Общего нормального плана промышленного  образования» по идеям И.А. Вышнеградского. Деятельность Е.Н. Андреева, С.А. Владимирского, П.И. Устинов в области профессионально-технического образования.

Мысли Л.Н. Толстого о воспитании. Открытие им школы крестьянских детей  в Ясной Поляне.

Зарубежная педагогика и  школа в конце XIX – начале XX вв. Основные направления развития педагогики и школы в Европе и Северной Америке. Реформаторская педагогика или «новое воспитание»; «свободное воспитание» (Э. Кей, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт); «трудовая школа» (Г. Кершенштейнер, Р. Зейдель); педагогика прагматизма (Дж. Дьюи и его последователи); «экспериментальная педагогика» (В.А. Лай, З. Мейман и др.); педология (Э. Торндайк, С Холл, А. Бине) и ее влияние на развитие всех отраслей педагогики и школы.

Создание новых школ педагогами-реформаторами (С. Редди, У.Бегли, Г.Литц, Г. Шаррельман, М. Монтессори, О. Декроли, Г.Винекен  и др.). Место в них физического  воспитания и трудовой леятельности.

Школа и педагогика в России в конце XIX – начале XX вв. (до 1917г.). Общественная и частная инициатива в области начального, среднего и  высшего образования. Проблемы специальной  педагогики.

Открытие начальных училищ повышенного типа. Введение ручного  труда в общеобразовательную  школу. Проекты реформы средней  школы (комиссии Н.П. Боголепова и П.С. Ванновского, план школьной реформы  П.Н. Игнатьева). Съезды по профессиональному  и техническому образованию.

Педагогическая мысль  в России в конце XIX – начале XX вв.: «педагогическая антропология»  как база теории физического воспитания (П.Ф. Лесгафт), «экспериментальная педагогика» (В.М. Бехтерев, А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский), «свободное воспитание» (К.Н. Вентцель, И.И. Горбунов-Посадов, С.Т. Шацкий). Синтез достижений русской педагогики XIX –  начала XX вв. (П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, Н.Х. Вессель и др.)

Дефектологическая деятельность Е.К. Грачевой и В.П. Кащенко.

Проблемы воспитания в  трудах русских философов (В.С. Соловьев, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев. Н.О. Лосский, С.Л. Франк).

 

 

4 Школа и педагогика  в новейшее время (с конца  первой мировой войны до 90-х  гг. XX в.)

 

Зарубежная школа и  педагогика в новейшее время (с конца  первой мировой войны до 90-х гг. XX в.). Изменения в организации  воспитания и школьного образования  в странах Западной Европы и США. Распространение нетрадиционных подходов к организации обучения и реализация их в школьной практике: метод проектов, Виннетка-план, Говард-план, Дальтон-план, «центры интересов», Йена-план и  др.

Развитие школы и педагогики в России до конца Великой Отечественной  войны (1918-1945 гг.). Создание государственного комитета по народному образованию  в период февральской революции 1917 года. Октябрьский переворот 1917 г. Отражение поисков мировой педагогической мысли и школьной политики Советского государства в «Положении о единой трудовой школе РСФСР» и в «Основных принципах единой трудовой школы». Организация Наркомпроса РСФСР и реализация государственной школьной политики в начальный период его деятельности (А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, Н.П. Лепешинский и др.).

Информация о работе Зарождение педагогической мысли в условиях древнейших цивилизаций Востока и в Античном мире