Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 14:53, статья

Описание работы

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%).

Файлы: 1 файл

Здоровье оберегающие технологиии.docx

— 50.52 Кб (Скачать файл)

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Автор: Земскова В.П.


 

В мире существует две главные  проблемы: здоровье нашей планеты  и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит  и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники  констатируют значительное снижение числа  абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%).

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная  среда порождает факторы риска  нарушений здоровья, с действием  которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного  возраста.

Какова же общая картина  здоровья сегодняшнего школьника?

В процессе развития школьника  можно выделить критические точки, которые оказывают особое отрицательное  влияние на его здоровье: переход  из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе  и переход из основной в старшую школу.

Нарушения здоровья, связанные  с обучением, начинаются еще в  дошкольном детстве и определяются практикой подготовки к школе, которая  установилась сейчас повсеместно. В  дошкольных учреждениях, в подготовительных классах, различных школах для малышей  дети занимаются неспецифической для  дошкольного этапа развития деятельностью: читают, пишут, изучают иностранные  языки (и не по одному одновременно), занимаются прохождением программы  первого класса, хотя они должны танцевать, рисовать, много гулять и  заниматься физическими упражнениями и спортивными играми. Это ведет  к тому, что условия для нарушения  состояния здоровья создаются еще  до поступления в школу, и сегодня 20% первоклассников — дети с пограничными нарушениями.

Существующая практика подготовки к школе отрицательно сказывается  на желании многих детей учиться  в школе. Они уже настолько  перегружены информацией и утомлены «дошкольной учебой», что не хотят  идти в школу. Известно, что из тех  детей, которые прошли «жесткую»  подготовку к школе в различного рода подготовительных группах, 80% не испытывают радости от того, что станут первоклассниками. Разрушение мотивации учения — уже серьезный фактор риска.

Снижение двигательной активности, отмечающееся уже в дошкольном детстве, продолжается в начальной школе. Это связано со следующими обстоятельствами.

Во-первых, в школах нарушается максимально допустимая нагрузка для  учащихся. В соответствии с нормативными требованиями, первоклассникам запрещается  давать домашние задания. Однако из анкетных данных следует, что 85% детей делают ежедневно уроки в среднем  по 37 минут, а 30% тратят на выполнение домашних заданий более 1 часа.

Во-вторых, в школе преобладают  так называемые «сидячие» занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока (целевые прогулки, экскурсии, игры, труд и др.). 25% первоклассников в  школе всё время проводят за партами, а дома - перед телевизором и  компьютером. Дети с недостаточной  двигательной активностью дают 100%-ную  заболеваемость: мало двигаются —  много болеют.

В третьих,отмечается неправильная организация процесса обучения: это касается и технологии формирования отдельных умений (безотрывное письмо, форсированное обучение чтению и письму), и организации урока (отсутствие смены видов деятельности, малая наглядность и пр.).

Особое беспокойство вызывает переход ученика из начальной  школы в 5 класс. Необходимо устранить  противоречие между условиями, в  которые попадает ребенок (увеличивающийся  объем нагрузок, вербальные методы обучения, отсутствие единых требований к учащимся со стороны учителей), и возможностями школьника этого  периода развития. Многие учителя  даже не имеют представления о  том, что время обучения в 5-6 классах  совпадает с первым, самым острым, но скрытым от внешнего взора, процессом  полового созревания ребенка, и что  этот период его жизни связан с  некоторым «откатом» в развитии: уменьшается скорость чтения, письма, увеличивается время выполнения любой учебной задачи. Ребенок становится зачастую резким, несдержанным, капризным, неадекватно реагирует на замечания взрослых и сверстников. Опасность здесь в том, что при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться. Значит, нужно уделять особое внимание организации обучения в 5-6 классах (особенно в 5-ом).

По данным медицины, за время  обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных  классах, к моменту окончания  школы перерастают в стойкую  хронику: в 4—5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза — органов  пищеварения и опорно-двигательного  аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза), а также заболеваний  сердечно-сосудистой системы (более чем в 2 раза), что прямо связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды. Только 10% школьников старшей школы относятся к числу здоровых, а 50% имеют хронические заболевания и 40% относятся к группе риска.

Не обходят стороной школу  и проблемы, которыми страдает общество (курение, наркомания, токсикомания, алкоголизм др.).

По данным детских амбулаторных учреждений Санкт-Петербурга, показатель общей заболеваемости детей 15–17 лет  вырос на 13% по сравнению с 2008 годом.

График общей заболеваемости детей в Санкт-Петербурге.

Ранговая структура заболеваний:

заболевания органов дыхания  – 37%;

болезни глаза и его  придаточного аппарата – 9%;

болезни костно-мышечной системы  – 8,8%;

болезни органов пищеварения  – 8,6%.

Наиболее значимый рост выявляемой патологии специалистами Комитета по здравоохранению отмечается при  переходе ребенка к предметному  обучению.

Влияние учебного процесса и  трудовой занятости детей и подростков на состояние здоровья детей.

Специалисты Комитета по здравоохранению  отмечают тенденцию к ухудшению  показателей состояния здоровья детей при переходе от дошкольного  к школьному возрасту, что подтверждается распределением детей по группам  здоровья. Кроме того, из представленной таблицы видно, что в течение  последних 3 лет отмечается снижение удельного веса детей первой группы и рост доли детей со 2 группой  здоровья во всех возрастных группах.

Распределение детей по группам  здоровья, %, Санкт-Петербург.

Группы здоровья

ДДУ

Школы

144

2007

2008

2009

2007

2008

2009

2011

1 группа

11,3

11,2

10,7

12,4

12,2

10,2

8,2

2 группа

73,5

73,6

74,3

63,7

64,2

65,8

61, 4

3 группа

14,3

14

13,9

22,4

22,6

22,7

28, 2

4 группа

0,7

0,9

0,9

1,3

1,3

1,2

-

5 группа

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,15

0,5


Исследования ИВФ РАО  позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

Стрессовая педагогическая тактика;

Несоответствие методик  и технологий обучения возрастным и  функциональным возможностям школьников;

Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических  требований к организации учебного процесса;

Недостаточная грамотность  родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

Провалы в существующей системе  физического воспитания;

Интенсификация учебного процесса;

Функциональная неграмотность  педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

Частичное разрушение служб  школьного медицинского контроля;

Отсутствие системной  работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.  
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью.

Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.

В педагогической литературе здоровьесберегающие технологии определяются следующим образом:

По мнению В.В. Серикова, здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.  
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

1. условия обучения ребенка  в школе (отсутствие стресса,  адекватность требований, адекватность  методик обучения и воспитания);

рациональная организация  учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными  особенностями и гигиеническими требованиями);

соответствие учебной  и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

4. необходимый, достаточный  и рационально организованный  двигательный режим.

В любом случае, термин "здоровьесберегающие образовательные технологии" можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее "сертификат безопасности для здоровья", и как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

1.Создание образовательной  среды, обеспечивающей снятие  всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

2.Творческий характер  образовательного процесса. Обучение  без творческого заряда неинтересно,  а значит, в той или иной  степени, является насилием над  собой и другими. Возможность  для реализации творческих задач  достигается использованием на  занятиях, уроках и во внеурочной  работе активных методов и  форм обучения.

3.Обеспечение мотивации  образовательной деятельности. Ребенок  - субъект образования и обучающего  общения, он должен быть эмоционально  вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное  повышение работоспособности и  эффективности работы мозга не  в ущерб здоровью.

4. Построение учебно-воспитательного  процесса в соответствии с  закономерностями становления психических  функций. Прежде всего имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.

5.Учет системного строения  высших психических функций. При  формировании базовых функций  педагогу важно принимать во  внимание все входящие в данную  функцию компоненты, их готовность  к формированию новой функции. 

6.Предпочтение значимого  осмысленного содержания при  освоении нового материала, обучение "по единицам, а не по элементам", принцип целостности.

7.Осознание ребенком успешности  в любых видах деятельности. Педагогу  нет необходимости быть необъективным  - он может выделить какой-то  кусочек или аспект работы, похвалить  за старание в определенный  период времени. 

8.Рациональная организация  двигательной активности. Сочетание  методик оздоровления и воспитания  позволяет добиться быстрой и  стойкой адаптации ребенка к  условиям школы: снижаются общая  заболеваемость, обострение хронических  заболеваний, пропуски по болезни. 

9. Обеспечение адекватного  восстановления сил. Смена видов  деятельности, регулярное чередование  периодов напряженной активной  работы и расслабления, смена  произвольной и эмоциональной  активации необходимо во избежание  переутомления детей. 

Информация о работе Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе