Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 14:53, статья
В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%).
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Автор: Земскова В.П. |
В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%).
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.
Какова же общая картина здоровья сегодняшнего школьника?
В процессе развития школьника можно выделить критические точки, которые оказывают особое отрицательное влияние на его здоровье: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу.
Нарушения здоровья, связанные с обучением, начинаются еще в дошкольном детстве и определяются практикой подготовки к школе, которая установилась сейчас повсеместно. В дошкольных учреждениях, в подготовительных классах, различных школах для малышей дети занимаются неспецифической для дошкольного этапа развития деятельностью: читают, пишут, изучают иностранные языки (и не по одному одновременно), занимаются прохождением программы первого класса, хотя они должны танцевать, рисовать, много гулять и заниматься физическими упражнениями и спортивными играми. Это ведет к тому, что условия для нарушения состояния здоровья создаются еще до поступления в школу, и сегодня 20% первоклассников — дети с пограничными нарушениями.
Существующая практика подготовки
к школе отрицательно сказывается
на желании многих детей учиться
в школе. Они уже настолько
перегружены информацией и
Снижение двигательной активности, отмечающееся уже в дошкольном детстве, продолжается в начальной школе. Это связано со следующими обстоятельствами.
Во-первых, в школах нарушается максимально допустимая нагрузка для учащихся. В соответствии с нормативными требованиями, первоклассникам запрещается давать домашние задания. Однако из анкетных данных следует, что 85% детей делают ежедневно уроки в среднем по 37 минут, а 30% тратят на выполнение домашних заданий более 1 часа.
Во-вторых, в школе преобладают так называемые «сидячие» занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока (целевые прогулки, экскурсии, игры, труд и др.). 25% первоклассников в школе всё время проводят за партами, а дома - перед телевизором и компьютером. Дети с недостаточной двигательной активностью дают 100%-ную заболеваемость: мало двигаются — много болеют.
В третьих,отмечается неправильная организация процесса обучения: это касается и технологии формирования отдельных умений (безотрывное письмо, форсированное обучение чтению и письму), и организации урока (отсутствие смены видов деятельности, малая наглядность и пр.).
Особое беспокойство вызывает
переход ученика из начальной
школы в 5 класс. Необходимо устранить
противоречие между условиями, в
которые попадает ребенок (увеличивающийся
объем нагрузок, вербальные методы
обучения, отсутствие единых требований
к учащимся со стороны учителей),
и возможностями школьника
По данным медицины, за время
обучения в школе 70% функциональных
расстройств, сформировавшихся в начальных
классах, к моменту окончания
школы перерастают в стойкую
хронику: в 4—5 раз возрастает заболеваемость
органов зрения, в 3 раза — органов
пищеварения и опорно-
Не обходят стороной школу и проблемы, которыми страдает общество (курение, наркомания, токсикомания, алкоголизм др.).
По данным детских амбулаторных учреждений Санкт-Петербурга, показатель общей заболеваемости детей 15–17 лет вырос на 13% по сравнению с 2008 годом.
График общей заболеваемости детей в Санкт-Петербурге.
Ранговая структура
заболевания органов дыхания – 37%;
болезни глаза и его придаточного аппарата – 9%;
болезни костно-мышечной системы – 8,8%;
болезни органов пищеварения – 8,6%.
Наиболее значимый рост выявляемой
патологии специалистами
Влияние учебного процесса и трудовой занятости детей и подростков на состояние здоровья детей.
Специалисты Комитета по здравоохранению отмечают тенденцию к ухудшению показателей состояния здоровья детей при переходе от дошкольного к школьному возрасту, что подтверждается распределением детей по группам здоровья. Кроме того, из представленной таблицы видно, что в течение последних 3 лет отмечается снижение удельного веса детей первой группы и рост доли детей со 2 группой здоровья во всех возрастных группах.
Распределение детей по группам здоровья, %, Санкт-Петербург.
Группы здоровья |
ДДУ |
Школы |
144 | ||||
2007 |
2008 |
2009 |
2007 |
2008 |
2009 |
2011 | |
1 группа |
11,3 |
11,2 |
10,7 |
12,4 |
12,2 |
10,2 |
8,2 |
2 группа |
73,5 |
73,6 |
74,3 |
63,7 |
64,2 |
65,8 |
61, 4 |
3 группа |
14,3 |
14 |
13,9 |
22,4 |
22,6 |
22,7 |
28, 2 |
4 группа |
0,7 |
0,9 |
0,9 |
1,3 |
1,3 |
1,2 |
- |
5 группа |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,15 |
0,5 |
Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных
физиологических и
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
Провалы в существующей системе физического воспитания;
Интенсификация учебного процесса;
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная
организация образовательного процесса
создает у школьников постоянные
стрессовые перегрузки, которые приводят
к поломке механизмов саморегуляции
физиологических функций и способствуют
развитию хронических болезней. В результате
существующая система школьного образования
имеет здоровьезатратный характер.
Анализ школьных факторов риска показывает,
что большинство проблем здоровья учащихся
создается и решается в ходе ежедневной
практической работы учителей, т.е. связано
с их профессиональной деятельностью.
Поэтому учителю необходимо
найти резервы собственной
В педагогической литературе здоровьесберегающие технологии определяются следующим образом:
По мнению В.В. Серикова, здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
«Здоровьеформирующие образовательные
технологии», по определению Н.К. Смирнова,
- это все те психолого-педагогические
технологии, программы, методы, которые
направлены на воспитание у учащихся культуры
здоровья, личностных качеств, способствующих
его сохранению и укреплению, формирование
представления о здоровье как ценности,
мотивацию на ведение здорового образа
жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению
В.Д. Сонькина, - это:
1. условия обучения ребенка
в школе (отсутствие стресса,
адекватность требований, адекватность
методик обучения и воспитания)
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
В любом случае, термин "здоровьесберегающие образовательные технологии" можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее "сертификат безопасности для здоровья", и как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
2.Творческий характер
образовательного процесса. Обучение
без творческого заряда
3.Обеспечение мотивации
образовательной деятельности. Ребенок
- субъект образования и
4. Построение учебно-
5.Учет системного строения
высших психических функций.
6.Предпочтение значимого
осмысленного содержания при
освоении нового материала,
7.Осознание ребенком
8.Рациональная организация
двигательной активности. Сочетание
методик оздоровления и
9. Обеспечение адекватного
восстановления сил. Смена
Информация о работе Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе