Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 14:53, статья
В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%).
10.Обеспечение прочного
запоминания. Научно
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на четыре основные группы:
1. Технологии, обеспечивающие
гигиенически оптимальные
2. Технологии оптимальной
организации учебного процесса
и физической активности
3. Разнообразные психолого-
4. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.
Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий.
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
От правильной организации
урока, уровня его рациональности во
многом зависят функциональное состояние
школьников в процессе учебной деятельности,
возможность длительно
Нельзя забывать и о гигиенических условиях
урока, которые влияют на состояние здоровья
учащихся и учителя.
Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.
|
Характеристика |
Обстановка и гигиенические |
Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, правильно подобранная мебель, регулярная влажная уборка, рассадка учащихся с учётом медицинских показаний и т.п. |
Количество видов учебной |
Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. |
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности |
Ориентировочная норма – 7-10 минут. |
Количество видов преподавания |
Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа и т.п. Норма – не менее 3х. |
Чередование видов преподавания |
Норма – не позже чем через 10-15 минут. |
Наличие и место методов, способствующих активизации |
Метод свободного выбора (свободная
беседа, выбор способа действия,
свобода творчества). |
Место и длительность применения ТСО |
Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения |
Поза учащегося, чередование позы |
Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы |
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления |
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек |
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке |
Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка,
соревновательный момент. Стимуляция
внутренней мотивации: |
Психологический климат на уроке |
Взаимоотношения на уроке: учитель —
ученик (комфорт |
Эмоциональные разрядки на уроке |
Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие |
Момент наступления утомления и снижения учебной активности |
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности |
Темп окончания урока |
Спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель комментировать задание на дом. |
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.
Анализ научно-методической литературы позволяет выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
Правило 1.Правильная организация урока.
Главная цель учителя - научить
ученика запрашивать
Организация урока должна обязательно
включать три этапа:
-1-й этап: учитель сообщает информацию
(одновременно стимулирует вопросы);
-2-й этап: ученики формулируют и задают
вопросы
-3-й этап: учитель и ученики отвечают на
вопросы.
Результат урока - взаимный интерес, который
подавляет утомление.
Правило 2. Использование всех каналов восприятия.
Особенности восприятия определяются
одним из важнейших свойств
- левополушарные люди — при доминировании
левого полушария. Для них характерен
словесно-логический стиль познавательных
процессов, склонность к абстрагированию
и обобщению;
- правополушарные люди — доминирование
правого полушария, развитие конкретно-образного
мышления и воображения;
- равнополушарные люди — у них отсутствует
ярко выраженное доминирование одного
из полушарий.
На основе предпочтительных
каналов восприятия информации различают:
- аудиальное восприятие;
- визуальное восприятие;
- кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся. Распределение интенсивности умственной деятельности.
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровье сбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:5-25-я минута — 80%; 25-35-я минута — 60-40%; 35—40-я минута — 10%.
Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока.
Часть урока |
Время |
Деятельность |
1-й этап. Врабатывание |
5 мин. |
Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение |
2-й этап. |
20-25 |
Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом |
3-й этап. Конечный порыв |
10-15 мин. |
Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного |
Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда учитель первую, наиболее продуктивную часть урока отводит под опрос домашнего задания: лучше эту часть урока посвятить изучению нового материала, а опрос перенести на вторую, менее продуктивную.
Правило 4. Уместное и правильное применение физкультпауз.
Педагоги обязаны учитывать тот факт, что вынужденное ограничение двигательной активности при умственной деятельности сокращает поток импульсов от мышц к двигательным центрам коры головного мозга. Это снижает возбудимость нервных центров, а следовательно, и умственную работоспособность. Отсутствие мышечных напряжений и механическое сдавливание кровеносных сосудов задней поверхности бедра в положении сидя снижает интенсивность кровообращения, ухудшает кровоснабжение головного мозга, осложняет его работу. Отсюда понятна необходимость выделения на уроке минут двигательной активности. Известно, что более эффективное восстановление работоспособности происходит при активном отдыхе. Активизировать его можно с помощью специально организованных физических упражнений. Существуют разные формы занятий физическими упражнениями на уроке: физкультурная пауза, физкультурная минутка, физкультурная микропауза. Комплексы упражнений выполняются примерно на 10 и 20 минутах урока. Кроме этого, особенно для детей начальной школы, среднего звена необходима гимнастика для снятия зрительного утомления. Комплексы таких упражнений, разработанные профессором В.Ф. Базарным, можно посмотреть в приложении.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения. Снятие эмоционального напряжения. Хороший эффект дает использование
интерактивных обучающих Создание благоприятного психологического климата на уроке. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Следует заметить, что в обстановке
психологического комфорта и эмоциональной
приподнятости Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. Комплексное использование личностно- Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Личностно-ориентированное Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности. Личностно-ориентированные (антропоцентрические)
технологии в центр образовательной
системы ставят личность ребёнка, обеспечение
безопасных, комфортных условий её
развития и реализации природных
возможностей. Личность ребёнка превращается
в приоритетный субъект, становится
целью образовательной системы.
В рамках этой группы в качестве
самостоятельных направлений Педагогика сотрудничества – её
можно рассматривать как Цель школы, реализующей ПС,— разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника. Проявления гуманного Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Классификационные характеристики технологии РО, разработанной Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, в определённой части отвечают принципам здоровье сберегающей педагогики.Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Вместе с тем использование технологии развивающего обучения, особенно по методу Л. В. Занкова, таит в себе и угрозу такой интенсификации образовательного процесса, которая приводит к перегрузке учащихся, формированию у них утомления и переутомления. Технология уровневой Технология психологического сопровождения
разработана М.Ю. Громовым и Н.К. Смирновым.
В её основе – активное участие
психологов в образовательном процессе
школы, превращение школьного К числу здоровье сберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В. Ф. Базарным. Отличительными особенностями этой технологии, используемой в начальной школе, являются: -занятия в режиме смены -использование схем -обязательный предмет – Из всего вышесказанного следует, что нужна реальная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства. |
Информация о работе Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе