Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 14:53, статья

Описание работы

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%).

Файлы: 1 файл

Здоровье оберегающие технологиии.docx

— 50.52 Кб (Скачать файл)

10.Обеспечение прочного  запоминания. Научно обоснованная  система повторения - необходимое  условие здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на четыре основные группы:

1. Технологии, обеспечивающие  гигиенически оптимальные условия  образовательного процесса.

2. Технологии оптимальной  организации учебного процесса  и физической активности школьников.

3. Разнообразные психолого-педагогические  технологии, используемые на уроках  и во внеурочной деятельности  педагогами и воспитателями.

4. Образовательные технологии  здоровьесберегающей направленности.

Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий.

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия  образовательного процесса.

От правильной организации  урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние  школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком  уровне и предупреждать преждевременное  наступление утомления.  
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.

 
Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия  в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение  класса и доски, правильно подобранная  мебель, регулярная влажная уборка, рассадка учащихся с учётом медицинских  показаний и т.п.

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. Норма – 4-7 видов  за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.

Средняя продолжительность и частота  чередования видов деятельности

Ориентировочная норма – 7-10 минут.

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная  работа и т.п. Норма – не менее 3х.

Чередование видов преподавания

Норма – не позже чем через 10-15 минут.

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная  беседа, выбор способа действия, свобода творчества).  
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО  как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена  видов деятельности требует смены  позы

Наличие, место, содержание и продолжительность  на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная  гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:  
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель —  ученик (комфорт  
— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Момент наступления утомления  и снижения учебной активности

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных  отвлечений в процессе учебной деятельности

Темп окончания урока

Спокойное завершение урока: учащиеся имеют  возможность задать учителю вопросы, учитель комментировать задание  на дом.


Технологии оптимальной  организации учебного процесса и  физической активности школьников.

Анализ научно-методической литературы позволяет выделить четыре основных правила построения урока  с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1.Правильная организация  урока.

Главная цель учителя - научить  ученика запрашивать необходимую  информацию и получать требуемый  ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию  к познанию, обучению, осознание  того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов  его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его  успешность в учебной деятельности.  
Организация урока должна обязательно включать три этапа:  
-1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);  
-2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы  
-3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.  
Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование  всех каналов восприятия.

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:  
- левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;  
- правополушарные люди — доминирование правого полушария, развитие конкретно-образного мышления и воображения;  
- равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:  
- аудиальное восприятие;  
- визуальное восприятие;  
- кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик  детей позволит педагогу излагать учебный  материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности  учащихся. Распределение интенсивности  умственной деятельности.

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

При организации урока  выделяют три основных этапа с  точки зрения здоровье сбережения, которые характеризуются своей  продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:5-25-я минута — 80%; 25-35-я минута — 60-40%; 35—40-я минута — 10%.

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока.

Часть урока

Время

Деятельность

1-й этап. Врабатывание

5 мин.

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап.  
Максимальная работоспособность

20-25  
мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3-й этап. Конечный порыв

10-15 мин.

Репродуктивная, отработка узловых  моментов пройденного


Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда  учитель первую, наиболее продуктивную часть урока отводит под опрос  домашнего задания: лучше эту  часть урока посвятить изучению нового материала, а опрос перенести  на вторую, менее продуктивную.

Правило 4. Уместное и правильное применение физкультпауз.

Педагоги обязаны учитывать  тот факт, что вынужденное ограничение  двигательной активности при умственной деятельности сокращает поток импульсов  от мышц к двигательным центрам коры головного мозга. Это снижает возбудимость нервных центров, а следовательно, и умственную работоспособность. Отсутствие мышечных напряжений и механическое сдавливание кровеносных сосудов задней поверхности бедра в положении сидя снижает интенсивность кровообращения, ухудшает кровоснабжение головного мозга, осложняет его работу. Отсюда понятна необходимость выделения на уроке минут двигательной активности. Известно, что более эффективное восстановление работоспособности происходит при активном отдыхе. Активизировать его можно с помощью специально организованных физических упражнений. Существуют разные формы занятий физическими упражнениями на уроке: физкультурная пауза, физкультурная минутка, физкультурная микропауза. Комплексы упражнений выполняются примерно на 10 и 20 минутах урока. Кроме этого, особенно для детей начальной школы, среднего звена необходима гимнастика для снятия зрительного утомления. Комплексы таких упражнений, разработанные профессором В.Ф. Базарным, можно посмотреть в приложении.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.

Снятие эмоционального напряжения.

 
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений  позволяют снять эмоциональное  напряжение. Этот прием также позволяет  решить одновременно несколько различных  задач: обеспечить психологическую  разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного  плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации  самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

Хороший эффект дает использование  интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес  у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием  использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п.

Создание благоприятного психологического климата на уроке.

 
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт  школьников во время урока. С одной  стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому  высказыванию, позитивная реакция учителя  на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной  приподнятости работоспособность  класса заметно повышается, что в  конечном итоге приводит и к более  качественному усвоению знаний, и, как  следствие, к более высоким результатам.

Охрана здоровья и пропаганда здорового  образа жизни.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических  и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Комплексное использование личностно-ориентированных  технологий.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных  форм и методов организации учебной  деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы  заинтересованности каждого ученика  в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию  различных способов выполнения заданий  без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих  каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность  в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения  ученика.

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.

Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центр образовательной  системы ставят личность ребёнка, обеспечение  безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных  возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую  все условия для реализации задач  сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Цель школы, реализующей ПС,—  разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает  с механизмами формирования и  укрепления здоровья путём наращивания  адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением  – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Проявления гуманного отношения  к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Этому же способствует решение одной из задач ПС – формирование положительной Я-концепции личности подростка.

Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях  Л. С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Классификационные характеристики технологии РО, разработанной Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, в определённой части отвечают принципам здоровье сберегающей педагогики.Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Вместе с тем использование технологии развивающего обучения, особенно по методу Л. В. Занкова, таит в себе и угрозу такой интенсификации образовательного процесса, которая приводит к перегрузке учащихся, формированию у них утомления и переутомления.

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов  была разработана В. В. Фирсовым как  один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. Среди  классификационных параметров этой группы технологии потенциальная положительная  связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как  система малых групп среди  типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого  учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя  появляется возможность дифференцированно  помогать слабому ученику и уделять  внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные  учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают  своё отставание от сильных.

Технология психологического сопровождения  разработана М.Ю. Громовым и Н.К. Смирновым. В её основе – активное участие  психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога  в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного  процесса, основанного на принципах здоровьесбережения.

К числу здоровье сберегающих технологий следует отнести и «технологию  раскрепощённого развития детей», разработанную  физиологом В. Ф. Базарным. Отличительными особенностями этой технологии, используемой в начальной школе, являются:

-занятия в режиме смены динамических  поз (парты, конторки); движения  наглядного учебного материала;

-использование схем зрительных  траекторий, «Экологического букваря  - картины-панно; специальных художественно-образных  каллиграфических прописей;

-обязательный предмет – хоровое  пение.

Из всего вышесказанного следует, что нужна реальная, продуманная  система мер по изменению отношения  общества и каждого его члена  к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы  сохранение и укрепление здоровья стали  элементом национальной культуры, важнейшей  задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались  в логике сохранения благополучия нации  и государства.


 


Информация о работе Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе