Здоровьесберегающие технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 22:06, реферат

Описание работы

Задачи реферата:
Раскрыть понятия здоровьесберегающей технологии
Рассмотреть классификацию здоровьесберегающих технологий
Выявить требования, к использованию здоровьесберегающих технологий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
1. Понятие о здоровьесберегающих технологиях…………................5
2.Классификация здоровьесберегающих технологий обучения……...7
3.Методы, используемые при реализации здоровьесберегающих
технологий в начальной школе……………………………………….10
Заключение……………………………………………………………..15
Список используемой литературы……………………………………16

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 43.83 Кб (Скачать файл)

Оглавление

  Введение…………………………………………………………………3

1. Понятие о здоровьесберегающих технологиях…………................5

  2.Классификация здоровьесберегающих технологий обучения……...7

  3.Методы, используемые при реализации здоровьесберегающих

  технологий в начальной школе……………………………………….10

  Заключение……………………………………………………………..15

  Список используемой  литературы……………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства.

 В нормативных документах, медицинской и педагогической литературе последних лет подчеркивается необходимость формирования, укрепления и сохранения здоровья детей с самого раннего возраста. Проблема обеспечения здоровья должна решаться не только медициной, но и педагогикой через внедрения системы знаний о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связанно с экономическим и социальным неблагополучием многих семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой и.т.д. Поэтому необходимо научить детей самим заботиться о своем здоровье, формировать установки на поддержание здорового образа жизни. Следовательно, введение здоровьесберегающих основ в учебно-воспитательный процесс, в школе является актуальным. Учитывая важность и необходимость решения проблемы. Все мы понимаем, что только здоровый ребенок способен успешно овладеть школьную программу, а нарушение здоровья ведет к трудностям в обучении.

Здоровьесберегающая технология способствует улучшению памяти, внимания, мышления, повышению способности к произвольному контролю; улучшению общего эмоционального состояния; повышается работоспособность, уверенность в себе; стимулируются двигательные функции; снижается утомляемость; развивается дыхательный и артикуляционный аппарат.

Основная цель реферата - изучение особенностей здоровьесберегаюшей технологии на уроках в начальной школе.

Задачи реферата:

  1. Раскрыть понятия здоровьесберегающей технологии
  2. Рассмотреть классификацию здоровьесберегающих технологий
  3. Выявить требования, к использованию здоровьесберегающих технологий.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по исследуемой  проблеме, систематизация и обобщение данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие о здоровьесберегающих технологиях

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся. Причем, несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены [5]

В условиях, когда образование стало всеобщим, а профессия учителя массовой, надеяться на индивидуальное мастерство педагога становится всё труднее. Поэтому в настоящее время педагоги и методисты ведут активные поиски дидактических средств, которые могли бы сделать процесс обучения похожим на хорошо отлаженный механизм. Ещё Я.А.Каменский стремился найти такой общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человека и природы. Тогда обучение не потребовало бы иного, кроме искусного распределения времени, предметов и методов. Об актуальности такого подхода к образованию – технологического, с которым методисты, педагоги обращаются к новым для них понятиям – педагогические технологии, технологии обучения, образовательные технологии.

Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

 «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни [1]

Н.И. Соловьёва под здоровьесберегающей образовательной технологией понимают функциональную систему организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью, учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья [6]

Под здоровьесберегающей образовательной технологией О.В. Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

В эту систему входит: использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными, учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной   стратегии, соответствующей особенностям памяти,мышления, работоспособности, активности    и   т.д.    учащихся   данной возрастной группы, создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии, использование  разнообразных  видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Таким образом, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающая технология – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим[1]

 

  1. Классификация здоровьесберегающих технологий

Приведем классификацию по Н. К. Смирнову.

-  Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии е регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

-  Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового. тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

-  Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).

Направленность этих технологий — создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это — и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

- Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т. д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи — сохранение жизни требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов — курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор [9]

- Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на три подгруппы:

1) организационно-педагогические  технологии (ОПТ), определяющие

структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах,

способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

2) психолого-педагогические  технологии (ПИТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

3)  учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Формы и виды деятельности по здоровьесбережению:

1. Система коррекции нарушений  соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса.

2. Различные формы организации  учебно-воспитательного процесса (УВП) с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся.

3. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации УВП, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся.

4.  Система медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников.

5.  Разработка и реализация обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек.

6.  Служба психологической помощи учителям и учащимся по преодолению стрессов, тревожности, содействия гуманного подхода к каждому ученику, формированию доброжелательности и справедливых отношений в коллективе.

7. Организация и контроль обеспечения сбалансированного питания всех учащихся в школе.

8. Мероприятия, направленные  на укрепление здоровья школьников  и учителей, создание условий для их гармоничного развития [3]

Таким образом, рассмотрев, формы и виды здоровьесберегающих технологий по Н.К Смирнову мы можем сделать вывод о том, как обширна здоровьесберегающая технология, сколько направлений используется в процессе её реализации. Каждая из технологий имеет своё направление на физическое развитие, на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни, защита в чрезвычайных ситуациях, на создание контроля и соблюдением санитарно-гигиенических норм организации.

 

  1. Методы и средства, используемые при реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Информация о работе Здоровьесберегающие технологии