Здоровьесберегающие технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 22:06, реферат

Описание работы

Задачи реферата:
Раскрыть понятия здоровьесберегающей технологии
Рассмотреть классификацию здоровьесберегающих технологий
Выявить требования, к использованию здоровьесберегающих технологий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
1. Понятие о здоровьесберегающих технологиях…………................5
2.Классификация здоровьесберегающих технологий обучения……...7
3.Методы, используемые при реализации здоровьесберегающих
технологий в начальной школе……………………………………….10
Заключение……………………………………………………………..15
Список используемой литературы……………………………………16

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 43.83 Кб (Скачать файл)

Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования[1]

В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две труппы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие методы: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, демонстрация, упражнения, наглядность, работа с книгой, видео метод, лабораторный метод, практический метод, познавательная игра, метод программированного обучения, обучающий контроль, игровой метод, соревновательный метод, воспитательные.

В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода.

Приемы можно классифицировать следующим образом:

защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);

компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж: самомассаж; психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);

стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.);

информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).

Использование методов и приемов зависит от многих условий:

от профессионализма педагога,

от его личной заинтересованности,

от уровня, на котором используется технология.

Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.

Для достижения целей здоровьесберегаюших образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:  
1) средства двигательной направленности;

2) оздоровительные силы  природы;  
3) гигиенические факторы; 
4) факторы становления ценностного отношения к здоровью.

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это — движение, физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости), лечебная физкультура, подвижные игры, специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков), массаж, самомассаж, психогимнастика, тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д.

Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.

Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить:

солнечные и воздушные ванны,

водные процедуры,

фитотерапию,

ароматерапию,

ингаляцию,

витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год - в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников).

Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов — фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;

личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.);

проветривание и влажная уборка помещений;

соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна;

привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т. д.;

обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах );

организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций;

ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Формирование ценности здоровья – одно из важнейших средств реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.  Наиболее эффективны в этом направлении – программы образования в области здоровья, программы психопрофилактики.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Таким образом, для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения необходимо определить основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

 

 

Заключение

В данной исследовательской работе мы рассмотрели здоровьесберегающие технологии, таким образом, изучив различные источники можно выделить такое определение: Здоровьесберегающие технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Рассмотрев, формы и виды здоровьесберегающих технологий по Н.К Смирнову мы можем сделать вывод о том, как обширна эта технология, сколько направлений используется в процессе её реализации. Каждая из технологий имеет своё направление на физическое развитие, на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни, защита в чрезвычайных ситуациях, на создание контроля и соблюдением санитарно-гигиенических норм организации.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения необходимо определить основные методы и средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические. Комплексное использование этих методов и средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

Реализация данной технологии способствует улучшению памяти, внимания, мышления, улучшению общего эмоционального состояния.

Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет  здоровым и развитым.

В процессе изучения данной технологии цели и задачи были реализованы.

 

 


Информация о работе Здоровьесберегающие технологии