Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 05:02, реферат
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) - великий русский учёный-энциклопе- дист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ естествознания, организатор отечественной науки и естествознания.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) - великий русский учёный-энциклопе- дист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ естествознания, организатор отечественной науки и естествознания.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии в довольно зажиточной семье помора Василия Дорофеевича (1681—1741) и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор, Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых. О первых годах жизни Михаила Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. В 1721 году отец женился на Феодоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости. Летом 1724 год она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз — на вдове Ирине Семёновне (в девичестве Корельской). Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой».
Грамоте обучил Михаила Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. Он оказывал помощь односельчанам в составлении деловых бумаг и прошений, писал письма. Рано, по-видимому, зародилось в Ломоносове сознание необходимости «науки», знания.
Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам.
Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать в Москву. Он прикинулся больным, женитьбу пришлось отложить.
В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Отъезд из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трёх городах России — в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге — можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. Ломоносова ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели с рыбным обозом, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву, где он никого не знал.
1731—1735 — учёба в Московской
Славяно-греко-латинской
В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Удивительная целеустремлённость была присуща М. В. Ломоносову. В то время как многие его товарищи по Спасским школам свободные от занятий часы проводили беззаботно, в библиотеке Заиконоспасского монастыря он читал летописи, патристику и другие богословские книги, — издания светского содержания и философские, и даже — физические и математические сочинения. Из академической биографии известно, что по прошествии первого полугодия он был переведён из нижнего класса во второй, и в том же году — в третий. Через год, в достаточной мере овладев латынью, и будучи уже способен на латинском сочинять небольшие стихи, начал учить греческий.
1734 — учёба в Киево-Могилянской академии.
В 1734 году Ломоносов отправляется
в Киев, где на протяжении нескольких
месяцев обучается в Киево-
1736 — 12 января зачислен
студентом в Санкт-
В следующем, 1735 году, не дойдя ещё до богословского класса, Ломоносов из философского был вызван в Академию Наук, и вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища, отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук.
М. В. Ломоносов прибыл в Петербургскую Российскую Императорскую Академию Наук в период, когда она вступила во второе десятилетие своей деятельности. Это было уже сложившееся научное учреждение, имевшее значительный для того времени штат сотрудников. В Академии были представлены все ведущие научные дисциплины того времени.
В марте 1736 года Академия Наук принимает решение отправить 12 наиболее способных молодых людей, учеников «Спасских школ», для учёбы в Европу.
1736 — 4 октября для обучения горному делу и металлургии направлен в Германию.
За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3 лет в Марбурге, под руководством знаменитого Христиана Вольфа, и около года во Фрайберге; около года провел он в переездах, был в Голландии. Из Германии Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле, но в значительной степени и общую формулировку всего своего мировоззрения. На лекциях Вольфа Ломоносов мог выработать свои взгляды в области тогдашнего так называемого естественного права, в вопросах, касающихся государства.
1736—1739 — обучался в Марбургском университете.
1737 — с января слушает
курс механики профессора Х.
Вольфа и курс теоретической
химии профессора Ю. Г.
И только в 1741 году Ломоносов смог вернуться в Петербург.
Придя 10 июня 1741 года в Академию наук, Ломоносов был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания. В то же время Ломоносов усиленно ведёт свои занятия в области минералогии, физики и химии, печатает на латинском языке длинный ряд научных трактатов.
В астрономии. Изучая явления атмосферного электричества, он выдвинул идею об электрической природе полярных сияний и свечений, кометных хвостов Ломоносов первым обрисовал поверхность Солнца как бушующий огненный океан.
Одним из главных достижений Ломоносова в астрономии было открытие атмосферы планеты Венера, сделанное им 26 мая 1761 г. во время наблюдений прохождения Венеры по диску Солнца.
В физической химии. М. В. Ломоносовым были заложены основы физической химии, когда он сделал попытку объяснения химических явлений на основе законов физики и его же теории строения вещества.
В 1740-х годах М. В. Ломоносов в «собственноручных черновых тетрадях» «Введение в истинную физическую химию» и «Начало физической химии потребное молодым, желающим в ней совершенствоваться» уже дал абрис будущего курса новой науки, более строго оформившийся к январю 1752 года, а в 1752 году он диктовал студентам и толковал сочиненные им к Физической Химии пролегомены на латинском языке, которые содержатся на 13 листах в 150 параграфах, со многими фигурами на шести полулистах. Тогда М. В. Ломоносовым была намечена огромная программа изучения растворов, которая не полностью реализована и по сию пору.
В русском языке.Главным сочинением Ломоносова по языку была "Российская грамматика", написанная в 1755 году и выдержавшая 14 изданий. Это была первая получившая широкую известность грамматика русского языка, созданная в России. Использовав ряд идей старославянской грамматики Мелетия Смотрицкого Ломоносов высказал ряд оригинальных идей. Сохраняя некоторые архаичные представления, ко многим вопросам подходил по-новому, в частности, отделяя звуки от букв и рассматривая физиологические и акустические свойства звуков.
В географии и навигации. Ломоносов возглавлял географический департамент АН, руководил работой по созданию географического атласа, восстановил глобус после пожара, создал циркумполярную карту.
В риторике. Основной труд Ломоносова по риторике — «Риторика» 1748 года, которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию.
В истории. Основной труд по истории — «Древняя Российская история». М. В. Ломоносов сравнивает российскую историю с историей Римской Империи. Сравнительный анализ античных верований и верований восточных славян обнаруживает множество сходных элементов. По его мнению, корни формирования языческого пантеона одни и те же.
Отрабатывая отдельные разделы «Российской истории», Ломоносов составляет «Краткий российский летописец с родословием». Здесь в сжатой форме излагались все основные события русской истории с 862 по 1725 г. Эта книга облегчала пользование летописями и другими историческими документами, давала краткий, но содержательный свод исторических фактов. Потребность в таком издании была очень велика, и после выхода в свет оно получило признание читателей. Кроме того, еще при жизни Ломоносова «Летописец» был переведен на немецкий язык, а затем дважды, в 1767 и 1771 гг., переиздавался. В 1767 г. вышел его английский перевод.
В изобразительном искусстве. М. В. Ломоносов был первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать технику мозаичного набора. Он демонстрирует свойства безошибочного художественного чутья, благородный пафос замыслов; имея трезвый взгляд на искусство, М. В. Ломоносов в кратчайший срок становится руководителем группы художников, прославившихся созданием первоклассных мозаичных картин, по качествам своим сравнимых с лучшими живописными произведениями.
И это далеко не все достижения великого русского ученого М. В. Ломоносова. Сам же М. В. Ломоносов проводя итоги своей деятельности, приблизительно в мае 1764 года выбирает из всего своего творчества то, что представляется ему наиболее важным. Результатом этого анализа явилось описание девяти «открытий», из которых четыре имеют отношение к исследованиям, основанным на его корпускулярном учении и гипотезе о вращательном движении составляющих тела частиц, остальные относятся к минералогии и геологии, изучению электрических явлений и гравиметрии.
М. В. Ломоносов всю жизнь
неустанно боролся с
С ноября 1736 года Михаил Ломоносов жил в доме вдовы марбургского пивовара, члена городской думы и церковного старосты Генриха Цильха, Екатерины-Елизаветы Цильх. Через два с небольшим года, в феврале 1739-го, Михаил Ломоносов женился на её дочери Елизавете-Христине Цильх (1720—1766). 8 ноября 1739 года у них родилась дочь, получившая при крещении имя Екатерина-Елизавета. 26 мая 1740 года Михаил Ломоносов и Елизавета-Христина Цильх обвенчались в церкви реформатской общины Марбурга. Сын М. В. и Е.-Х. Ломоносовых, родившийся в Германии 22 декабря 1741 года, и получивший при крещении имя Иван, умер в Марбурге в январе 1742 года (до 28 числа, когда был погребён). В 1743 году (не позднее ноября) Елизавета-Христина Ломоносова с дочерью Екатериной-Елизаветой и братом Иоганном Цильхом приехала в Санкт-Петербург. Первая дочь Ломоносовых умерла в 1743 году (о третьем их ребёнке, якобы также умершем, сведения недостоверны). 21 февраля 1749 года в Санкт-Петербурге у них родилась дочь Елена. Так как Михаил Васильевич не имел сыновей, линия рода Ломоносовых, которую он представлял, пресеклась.
Единственная оставшаяся
в живых дочь Елена Михайловна
Ломоносова (1749—1772) вышла замуж за
Алексея Алексеевича
Все дети, внуки, правнуки и последовавшие поколения, происходящие от Алексея Алексеевича и Елены Михайловны Константиновых, являются непрямыми потомками М. В. Ломоносова.
1)Годы жизни М. В. Ломоносова приходятся на тот период русской истории, когда развитие школы, образования, науки и просвещения становится велением времени. Восемнадцатый век для России начался преобразованиями во всех областях социальной, политической и культурной жизни. В первой трети XVIII в. было открыто большое количество школ, в которых теоретические знания учащихся связывались с опытом их будущей практической деятельности. В России начинала складываться система профессионального образования.
М. В. Ломоносов внес несравнимый
вклад в развитие многих наук. Особенно
много для российского
Академия наук изначально была задумана ее основателем Петром I как научный и учебный центр. Учебное дело при этом считалось не менее важным, чем научное. Одним из средств реализации такого замысла должна была стать вместе с университетом академическая гимназия. Этот замысел осуществился только с приходом в Академию М. В. Ломоносова. Хотя по проекту регламента в московской гимназии предполагались два отделения: дворянское и разночинное, ученый был убежденным сторонником бессословности. Для него был «тот почтеннее, кто больше научился, а чей он сын, в том нет нужды». В гимназию принимали теперь детей солдат, ремесленников, мелких приказных. К работе были привлечены новые преподаватели из русских ученых. Вначале количество обучающихся в гимназии оставалось сравнительно небольшим. В сущности, это были своеобразные научные лаборатории, где формировались педагогические взгляды М. В. Ломоносова, которые вскоре стали определяющими для дальнейшего развития отечественной педагогики: идеи гуманистического просвещения, патриотизма, народности и демократизма. М. В. Ломоносов настойчиво добивался увеличения числа гимназистов сначала в три, а затем в четыре раза.
Информация о работе Жизнь, научная деятельность и вклад в педагогику Михаила Васильевича Ломоносова