Жизнь, научная деятельность и вклад в педагогику Михаила Васильевича Ломоносова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 05:02, реферат

Описание работы

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) - великий русский учёный-энциклопе- дист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ естествознания, организатор отечественной науки и естествознания.

Файлы: 1 файл

o.docx

— 37.09 Кб (Скачать файл)

2)К середине XVIII в. гимназия и университет при Академии наук пришли в упадок. В гимназии преподавание, по сути дела, было сведено к изучению латинского и немецкого языков. В университете положение было не лучше. Лекции, регулярно читавшиеся в первые шесть лет со времени его открытия, прекратились, крупные ученые уходили из университета, студентов оставалось буквально единицы.

М.В. Ломоносов был одержим  мыслью создать российский по духу и содержанию университет и при  нем гимназию, в которых могли  бы учиться все желающие независимо от сословий. В Петербурге осуществить эту идею ему не удалось и с 50-х годов он начал работу по созданию университета в Москве как образовательного и научного центра России.

Эта идея М.В. Ломоносова нашла  поддержку фаворита императрицы  Елизаветы графа И.И. Шувалова (1727-1797), который стал первым куратором Московского  университета.

В это время сам М.В. Ломоносов создал ряд учебных  пособий, явившихся новым словом в отечественной педагогике и  методике, заменивших учебники эпохи  Л. Магницкого. Они охватывали и гуманитарные, и естественнонаучные дисциплины, перечень даже основных из них внушителен: «Краткое руководство к риторике» (1743), «Риторика» (1748), включающая хрестоматию русской  и зарубежной литературы, «Российская  грамматика» (1755), выдержавшая одиннадцать  изданий и переведенная на все  основные европейские языки, учебник  истории «Краткий Российский летописец  с родословием», учебные пособия  по истории «Древняя Российская история» и «Слово похвальное блаженной памяти государю императору Петру Великому» (1755), а также учебные книги  по химии и физике.

В январе 1755 г. императрицей был издан указ об учреждении в  Москве университета и двух гимназий при нем: для дворян и для разночинцев. Благодаря этому в Московском университете удалось создать преемственную  систему среднего и высшего образования. Сам М.В. Ломоносов был не только профессором университета, но и с 1758 г. руководил университетскими гимназиями. Важным документом этого периода  явился «Регламент академической гимназии», разработанный им в 1758 г.

В гимназии изучали латинский  и русский языки, арифметику, геометрию, географию; преподавание вели наиболее способные студенты университета, языком обучения, как и в университете в целом, был русский, а не латинский  и немецкий, как в гимназии и  университете при Академии наук в  Петербурге.

Для более полного усвоения учащимися учебного материала М.В. Ломоносов считал необходимым использовать систематические упражнения, выполнение различных заданий для самостоятельной  работы, что рассматривалось им как  часть всей системы школьных занятий. Раз в полгода для старших  школьников проводились публичные  упражнения, когда гимназисты произносили  речи собственного сочинения. Ведущими дидактическими принципами М.В. Ломоносов  считал принципы посильности и развивающего обучения. В основе обучения должен лежать познавательный интерес, вызывающий, по мысли М.В. Ломоносова, творческое усвоение учебного материала и развитие в студентах и учащихся исследовательских  устремлений. Важно отметить внимание М.В. Ломоносова и его соратников к опыту западноевропейской педагогики.

Любимый ученик и последователь  М.В. Ломоносова, ректор университетской  гимназии Н.Н. Поповский (1730-1760), осуществил перевод книги Д. Локка «Мысли о воспитании», сопроводив его вступительной статьей, где доказывал, что это педагогическое сочинение имеет общечеловеческую, истинно научную ценность и послужит на пользу новому воспитанию детей в России. Следуя идеям своего учителя, М.В. Ломоносова, он доказывал, что перенос на российскую почву западноевропейской педагогики требует вдумчивого и творческого подхода, что он необходим в целях создания отечественной науки о воспитании и обучении детей и юношества.

                                                  Педагогические идеи

Научные основы воспитания. Считал главнейшими составными элементами познания: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. «Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем…». «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех способ к изысканию правды». Природу человека М. В. Ломоносов рассматривал иерархически: «нижняя», чувственная, эгоистическая и «высшая», духовная, патриотическая.

Идеи, на которых строится педагогическая теория М. В. Ломоносова. Положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения. Выступал сторонником  бессословной системы образования  вплоть до университета. Отстаивал  идею светскости образования и получения  молодыми поколениями основ научных  знаний. Связывал формирования человека с конкретными социально-историческими  условиями его жизни, с уровнем  развития общества в целом.

Воспитание. Был сторонником принципа природосообразности. Воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребёнка. «Чаще природное дарование без науки, нежили наука без природного дарования к похвале и добродетели способствовали». Природные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучения с учётом склонностей детей. Цель воспитания — формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение родине. Отводил большую роль воспитанию « … Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются». Исходил в воспитании из принципов гуманизма и народности. Метод и условие воспитания — порядок и дисциплина. Нравственное воспитание. Качества нравственно воспитанного человека: патриотизм, милосердие, трудолюбие. Пороки нравственности: леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и др.

Образование. Видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития. Выступил впервые в русской педагогике сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти. Был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка.

Вклад в развитие педагогики. Разработал впервые в России педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое мировоззрение, разграничение науки и религии. Был организатором науки и просвещения. Написал первую грамматику русского языка.

                                                      Заключение

Вклад М. В. Ломоносова в педагогическую науку оценивался по мере того, как  педагогика осознавалась ее деятелями  в качестве самостоятельной учебной  дисциплины. Многие идеи М. В. Ломоносова созвучны позициям классической русской  педагогики XIX в. Преемственность во взглядах ученых проявилась и в вопросе  о значении русского языка для  общеобразовательного знания. На протяжении XIX в. прогрессивная педагогика вела борьбу за то, чтобы родной язык и  литература стали основой школьного  обучения. Важные этапы этого пути связаны с именами

В. Г. Белинского, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. Следуя лингвистическим  идеям М. В. Ломоносова, В. Г. Белинский  создает «Основания русской грамматики.». О родном языке он пишет как о «краеугольном камне всякого образования, всякой учености». Двумя десятилетиями позже исследования К. Д. Ушинского раскрывают новые возможности русского языка как предмета обучения. Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова. Родное слово «Объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и его стремлением, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которые, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

Вслед за К. Д. Ушинским такой  взгляд на изучение родного языка  поддержали методисты второй половины XIX в., и, наконец, он стал педагогической аксиомой. Это историческое для отечественной  школы приобретение начиналось Ломоносовым.

                                               

 

 

 

 

                                                 Список литературы

  1. Буторина Т. С. М. В. Ломоносов и педагогика / М-во образования РФ изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2001. – 233 с.
  2. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений / Под ред.: В. В. Виноградова, С. Г. Бархударова, Г. П. Блок. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. Т. 7: Труды по филологии 1739 – 1758 гг. – 996 c.
  3. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений / Ред.: С. И. Вавилов, Т.П. Кравец. – М.; Л.: АН СССР, 1955. Т. 9: Служебные документы. – 1031 c.
  4. Ломоносов М. В. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики.)
  5. Ломоносово.ру Ломоносов Михаил Васильевич — жизнь, научная деятельность, творчество, историческая родина, туризм на родину Ломоносова, 300-летний юбилей М. В. Ломоносова
  6. М. В. Ломоносов — основатель Московского Университета. По мат. книги Б. Н. Меншуткина «Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова». Изд. АН СССР, Москва-Ленинград, 1947
  7. Древняя российская история от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого, или До 1054 года, сочиненная Михайлом Ломоносовым // Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. Т.6. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1952.
  8. Ломоносов и российская культура. Северодвинск, 1996.
  9. Ломоносов: сборник статей и материалов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1940—1961. Т. I—V; М.; Л.: Наука, 1965—1991. — Т. VI—IX.
  10. Слово о Ломоносове. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во,1986.

Информация о работе Жизнь, научная деятельность и вклад в педагогику Михаила Васильевича Ломоносова