Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 20:12, курсовая работа
Цель нашего исследования являлась
Цель исследования - выявить стратегию развития и пути обновления системы образования Республики Казахстан в условиях 12-летней школы;
Гипотеза нашего исследования
Гипотеза - если целенаправленно претворять стратегию и пути перехода на 12-летнее образование, то в дальнейшем образование в Республике Казахстан станет одной из систем раскрывающие личность школьника.
Введение …………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие личности и ее особенности …. 5
Младший школьный возраст как период формирования адекватной самооценки……………………………..8
Особенности самооценки младшего школьника……………9
1.3Технологи по формированию и развитию у учащихся личностных качеств гражданинаи патриота………………………………………… 12
Глава 2 Переход на 12-летнее образование как этап формирования в формировании личности младшего школьника…………………….21
2.1 Структура 12-летнего образования………………………………21
2.2 Особенности организации образовательного процесса………..24
2.3 Обоснование перехода на 12-летнее обучение с учетом мировых тенденций и отечественного опыта…………………………………..28
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..
Третья ступень- общее среднее образование (11-12 классы). Продолжительность обучения 2 года. Основное назначение третьей ступени - создание условий для реализации профильного обучения, которое является завершающим этапом среднего общего образования, ориентированного на индивидуализацию и дифференциацию обучения. Профильное обучение осуществляется по следующим направлениям:
Реализация профильного
обучения осуществляется в общеобразовательной
школе, гимназии, лицее, специализированной
школе для одаренных детей, специальной
школе для детей с ограниченными возможностями.
[9,164.]
2.2 Особенности организации образовательного процесса.
Модель образовательного процесса в 12-летней школе должна формироваться на основе разноуровневого, вариативного содержания образования, гармоничного сочетания репродуктивных и творчески преобразующих технологий обучения на основе сотрудничества учителя и ученика.
При организации обучения в 12-летней школе решающее значение наряду с общедидактическими имеют следующие принципы:
- Учет психофизиологических и возрастных особенностей развития личности
- Ориентированность на
достижение ожидаемых
- Открытость
- интерактивность
В модели образования, ориентированного на результат, обучение является целенаправленно организованной, взаимосвязанной деятельностью учителя (преподавание) и ученика (учение), что требует разграничение целей каждого из компонентов учебного процесса
Цели деятельности учителя (преподавание):
- Формулировка учебных
целей с ориентацией на
- Конструирование учебного процесса соответственно требованиям образовательного стандарта с ориентацией на решение комплекса задач по организации усвоения учебного материала.
- Использование потенциала
информационной среды для
- Регулирование личностно-
- создание полноценных
условий для организации
- Создание атмосферы
психологического комфорта и
поддержки, стимулирование положительных
эмоций от достижения индивидуальных
результатов в виде компетенций. [21, .36
]
- Поиск возможностей расширения образовательного
пространства учащихся для приобретения
ими субъективного опыта по использованию
полученных знаний и приобретения готовности
к самообразованию, самоопределению и
самореализации.
- Оценка текущих результатов,
своевременная коррекция
Цели деятельности ученика (учение):
- Использование предоставленной возможности выстроить индивидуальную траекторию образования (темп, уровень усвоения учебного материала)
- Усвоение умений, способов,
приемов деятельности как
- Интегрирование знаний, умений и навыков, способов и приемов работы для решения учебных ситуаций.
- Использование возможностей
предоставленной или имеющийся
информационной среды (учебники,
учебно- методическая литература, мультимедийные
программы, дистанционные
наглядно представлять материал;[16,332]
интенсифицировать процесс объяснения
нового материала;
регулировать объем и скорость выводимой
информации посредством анимации;
Разработка и издание
учебников - одна из приоритетных государственных
задач. Разрабатываемые учебники должны
соответствовать
Одним из основных подходов в обучении
и воспитании в 12-летней школе, определен
деятельностный подход. Суть его заключается
в том, что способности проявляются и развиваются
в деятельности. При этом согласно
личностно- деятельностному подходу наибольший
вклад в развитие человека вносит та деятельность,
которая является ведущей на данном этапе.
С деятельностным подходом
тесно связан личностно- ориентированный,
который нацелен на учет и развитие
потенциальных возможностей учащегося,
который достигается
Компетентный подход в 12-летней школе предполагает развитие комплекса качеств, проявляющихся в способности к осуществлению деятельности в меняющихся условиях, социальную мобильность ученика.
Немаловажное значение
приобретает и
Целесообразно наряду с традиционными подходами к организации образовательного процесса применение циклоблочной системы организации учебно-воспитательного процесса , который предусматривает возможность разных вариантов ( моделей) циклов продолжительности процесса обучения: недельные, двухнедельные, месячные, четвертные, полугодовые. При этом существенно трансформируются функции педагогов, которые получают возможность отслеживания и коррегирования образовательного процесса в соответствии с ожидаемыми результатами. [10,102 ]
. В модели образования, ориентированного на результат, возрастает роль психологодиагностической службы, главной функцией которой становится отслеживание развития внутренних личностных ресурсов учащихся на каждом этапе обучения. Для успешной реализации задач личностно-ориентированного обучения, оптимального использования режима предусматривается организация пятидневного режима рабочей недели.
Суббота- развивающий день и направлен на организацию занятий, обеспечивающих личностную ориентацию образования учащихся.
2.3 Обоснование
перехода на 12-летнее обучение
с учетом мировых
тенденций и отечественного
Основными тенденциями мирового развития, обуславливающими существенные изменения в системе образования, являются:
Ускорение темпов развития общества;
Переход к
Демократизация общества
В соответствии с этим в системе образования развитых стран наметились тенденции обновления философии и методологии образования, изменений методов конструирования содержания образования, выработки более совершенных моделей содержания образования, поисков эффективных способов управления образованием и т. д.
Преодоление традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников, является одним из стратегических направлений мирового образования.
Казахстанская общеобразовательная школа за последние годы заметно изменила свой облик. Сделаны крупные шаги в поддержку обновления системы образования, в т.ч. разработка и внедрение государственных общеобязательных стандартов образования, внедрение трехступенчатой модели высшего образования на основе кредитной технологии, внедрение вариативного образования, начата работа по разработке критериев оценки качества образования и т.д. Но достигнутые результаты не в полной мере обеспечивают устойчивый экономический рост и развитие человеческого капитала. Факторами, негативно влияющими на уровень развития системы образования Казахстана, остаются. Отсутствие в школьном образовании диагностичного целеполагания:
. Ориентация на получение формальных результатов, а не на развитие личности
Сохранение устаревшей
системы оценивания учебных
носит стимулирующий характер, не
обеспечивает объективность и приводит
к стрессовым ситуациям;
Недостаточное развитие у школьников, гражданских и нравственных качеств, низкий уровень осознания собственных интересов. В настоящий период сформировался определенный международный стандарт образования, который рассчитан на 12-летнюю школу; Переход Казахстана на 12-летнее образование позволит успешно решить стратегическую задачу проектирования новой национальной модели образования. К 2020 году мы осуществим полный переход на 12-летнюю модель обучения.
В мировой практике по 12-летнему обучению наметились положительные тенденции в плане учебной нагрузки и базового содержания образования. Так, дошкольное образование предоставляется в виде неполного учебного дня, программы обучения расширяются в течение последнего года, предшествующего обязательному образованию, предусматривается пятидневная учебная неделя и организация внешней оценки достижений учащихся начальной школы.
В Казахстане необходимость качественных изменений в системе школьного образования определена в Государственной программе развития образования в РК на 2011-2020 годы. В данном программном документе указано, что «планируется разработать и внедрить новый стандарт 12-летнего образования, основанный на компетентностном подходе». «В образовании ведется работа по 90%-ному использованию системы электронного обучения, переходу на 12-летнюю модель обучения, увеличению количества Интеллектуальных школ во всех регионах Казахстана», В настоящее время в республике для перехода на новую модель обучения проводится подготовительная работа. По данным Министерства образования и науки, в 104 школах Казахстана, в том числе в 45 сельских и 59 городских школах проходит экспериментальная работа по переходу на 12-летнее обучение. Стоит подчеркнуть, что инструментом реализации всех концептуальных идей обновления является государственный стандарт образования, который регламентирует основные нормы к составу, структуре содержания образования для каждого из уровней школьного образования. Министерством образования и науки утверждены основные положения ГОСО 12-летнего обучения и ГОСО для начального образования, определен состав учебных предметов 12-летнего образования. Кроме того, разработаны учебники и учебно-методические комплексы 12-летней школы с 1 по 8 классы. Наряду с этим, подготовка учителей для работы в новой школе является одной из самых ответственных задач при переходе на 12-летнее обучение. С 2007 по 2011 годы 468 учителей (71 %) 8-х экспериментальных классов прошли курсы в институтах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Переход на 12-летнее обучение позволит выдвинуть новые цели, отвечающие современным требованиям, и интегрировать систему образования Казахстана в мировое образовательное пространство.
При организации учебного процесса решающее значение имеют принципы многофакторности, комплексности, технологичности, диагностичности, интерактивности, действенности, оптимизации обучения как инструментарий активизации познавательной деятельности и самоидентификации учащихся. В контексте этих принципов, выступающих как дидактические основания, обучение становится эффективным. Образовательный процесс, условно разделяемый на обучение и воспитание, создает условия для социализации обучающихся как деятельности по усвоению социального опыта, осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию смысла жизни и значимости созидания себя.[11,28]
Учитывая, что важнейшим фактором повышения качества является способ реализации образовательного процесса, рекомендуется циклоблочная или модульная форма его организации. Циклоблочная система организации учебно-воспитательного процесса предусматривает возможность разных вариантов (моделей) циклов: недельные, двухнедельные, месячные, четвертные, полугодовые. При этом существенно трансформируются функции педагогов, которые не только разрабатывают новые учебные программы интегрированного характера, но и создают или подбирают им технологии обучения. Основным критерием отбора педагогических технологий является равноправие субъектов обучения, активная роль учащихся в учебном процессе. Предпочтение необходимо отдавать интерактивным методикам, в соответствии с которыми понижается информирующая функции педагога, и возрастает его роль как координатора, консультанта, организатора самостоятельной познавательной деятельности и творческой активности учащихся. Модульный способ организации процесса в старших классах позволяет включать в каждый модуль предметное содержание разных циклов: гуманитарного, естественнонаучного, эстетического и др. Благодаря нему становится возможным реально обеспечить диверсификацию образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, познавательных интересов и способностей учащихся. Выбор тех или иных модулей позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика, что обеспечивает многовариантность и многоуровневость обучения в достаточно широком диапазоне. Модульная организация учебного процесса позволяет за более короткие сроки достигать планируемых результатов обучения, учитывать психологические закономерности восприятия и освоения нового материала.Модульный учебный план школы отражается в модульном расписании, которое в зависимости от выбранного варианта организации образовательного процесса может определяться по полугодиям или неделям, либо представлять собой комплекс двух расписаний. В связи с тем, что обучение является целенаправленно организованной взаимосвязанной деятельностью учителя (преподавание) и ученика (учение), следует разграничить цели каждого из компонентов учебного процесса. Таксономии целей обучения, дифференцированные соответственно особенностям деятельности учителя и ученика призваны обеспечить технологичность учебного процесса и гарантировать успешное достижение планируемых результатов.[15.24]
Информация о работе Значение 12-летнего образования в становлении личности младшего школьника