Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 16:15, контрольная работа
Крупнейшим немецким гуманистом Эпохи Возрождения, чьё влияние распространилось далеко за границы родины, был Дезидерий Эразм(Эразм Роттердамский)(1467-1536). Эразм получил монастырское образование. Но после немногих лет обучения, его в 9 лет отдали в школу Братьев в Давентере. Там им овладела жажда знаний к знаниям. Он учился в Парижском, Оксфордском университетах, овладевал языками и литературой.
1.Введение.
2.О творческом наследии Эразма Роттердамского.
3.Реформационные идеи в трудах Эразма.
4.Философия Эразма Роттердамского.
5.Заключение.
6.Список литературы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова»
(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
Кафедра дошкольного и начального общего образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Значение личности и творчества Э. Роттердамского для утверждения гуманистических образов в Западноевропейской культуре
Автор работы:
Студентка группы ДН-15
Артемьева Е.О.
Руководитель работы:
Захарова Л.М.
Ульяновск
2015
Содержание:
1.Введение.
2.О творческом наследии Эразма Роттердамского.
3.Реформационные идеи в трудах Эразма.
4.Философия Эразма Роттердамского.
5.Заключение.
6.Список литературы.
1.Введение:
Крупнейшим немецким гуманистом Эпохи Возрождения, чьё влияние распространилось далеко за границы родины, был Дезидерий Эразм(Эразм Роттердамский)(1467-1536). Эразм получил монастырское образование. Но после немногих лет обучения, его в 9 лет отдали в школу Братьев в Давентере. Там им овладела жажда знаний к знаниям. Он учился в Парижском, Оксфордском университетах, овладевал языками и литературой.
Многие годы Эразм странствовал, живя во Франции, Англии, Италии. Последние 25 лет своей жизни он жил в Базеде.
Эразм оставил свой след в истории как яркий публицист. В своих сатирических произведениях: «Похвала Глупости», «Беседы», он высмеивал пороки современного ему общества, невежество, глупость, тщеславие, лицемерие.
Свои педагогические взгляды Эразм излагает в работах: «Беседы», « Цицеронианцы», «Метод изучения», «Свободное воспитание детей» и др. Формируя цель воспитания, он превыше всего ставит благочестие, нравственность.
Так, первый немецкий педагог Эразм выдвигает идею всеобщего обучения.
Определяя содержание обучения, немецкий педагог на первое место ставит грамматику, далее следует история и литература, география и естествознание. Эразм протестует против суровой школьной дисциплины, побоев.
Некоторые исследователи считают Эразма «богословом по преимуществу», поскольку многие труды Эразма посвящены религиозным вопросам. Но едва ли не большую часть творчества Эразма составляют небогословские труды.
Гораздо ближе к истине те, кто считает Эразма христианским гуманистом… Христианский гуманист означает тесную связь древней классической культуры с христианской культурой. Поэтому, называя Эразма христианским гуманистом, указывают на его действительно большую роль в развитии как христианской, так и гуманистической культуры.
2. О творческом наследии Эразма Роттердамского
Многосторонний литературный дар Эразма-мастерство язвительного сатирика и полемиста, драматурга, рассказчика, искусного составителя психологического портрета. Первым его напечатанным произведением был громадный сборник греческих и латинских изречений и поговорок «Адагии», который открывал путь в царство античной образованности всякому желающему. Ему принадлежало сочинение «Кинжал христианского воина» – образец нового богословия, далеко от мертвых умствований и обращенного к жизни, гуманистического богословия, где нашла свое наиболее четкое выражение система мыслей и взглядов, лежащая в основе всего, что создал Эразм в дальнейшем. Он был, бесспорно, лучшим латинистом Возрождения, и не только по природному таланту, но и потому, что отчетливо сознавал бессмысленность рабского копирования античных образцов, даже самых совершенных. Ему принадлежало первое печатное издание Нового завета в греческом оригинале с обширными комментариями, где он показал, как неверно, вопреки истинному смыслу толкуются многие места из священных книг христианства, и причина неверных толкований – невежество. Новое понимания Писания способствовало расчистке почвы для Реформации и не только. « Переводы Библии на новые языки, распространение Писания среди широких слоев народа имели последствия, которых Эразм никак не предвидел: анабаптисты в Германии и Чехии, воины Кромвеля в Англии, гугеноты во Франции шли на бой и на смерть со стихами Писания на устах». Он готовил к печати и комментировал сочинения древних христианских писателей, так называемых Отцов церкви, привлекая внимание к истокам христианства, к первоначальной простоте, искренности, бескорыстию, столь разительно несхожими с современным богатством, жестокостью, бездушной обрядностью и властолюбием католической церкви. Он написал шутовскую декламацию « Похвала глупости», и шутовство, как это иногда случается, обернулось высшею мудростью, и тоненькая книжица осталась на века самым знаменитым из всего, что создано Эразмом. «Он был некоронованным владыкою в не знавшей государственных границ республике ученых, властителем умов всей образованной Европы. Короли, князья, епископы почитали за честь получить от него письмо и увидеть свое имя в посвящении к новому труду Эразма».
Эразмианская манера - ее легкость и изящество, бесконечные шутки, насмешки, уколы, увертки, оговорки – бесила врагов, тяжеловесных фанатиков, не меньше, чем прямая ересь. Особого внимания уже при жизни Эразма удостоился труд « Разговоры запросто». И при жизни Эразма, и после его смерти « Разговоры» предавались проклятию как в лагере лютеран, так и у правоверных католиков. В 1559 году книга прочно заняла место в папском «Списке запрещенных книг». Но, несмотря на гонения, книга пользовалась ни с чем ни сравнимою популярностью. Одних только прижизненных ее изданий известно около сотни, а затем, в течение двух с половиной веков, она была в руках всех школьников Европы и заморских колоний, служа одновременно любимым развлекательным чтением для взрослых. И в начале XX в. в Англии « Разговоры» выходили в виде учебника, приспособленные для нужд современной школы. Все произведения Эразма имели троякую цель: художественное воздействие, обучение и воспитание.
Больше всего укоров от недругов и даже от друзей, при жизни и, особенно, после смерти доставалось Эразму за непоследовательность. Но «неприятели либо не знали, либо умышленно не принимали в расчет всей совокупности взглядов Эразма, его мироощущения и мировосприятия в целом». Целостное восприятие бытия (космополитизм) в творчестве Эразма исключает чувства к родной земле, а наоборот только его усиливает. Для него Германия талантами ничуть не ниже и не беднее самой Италии, родины Возрождения. Эразм никогда не скрывал своей национальной принадлежности, именуя себя то голландцем, то, на латинский лад, батавом, то германцем. « Впрочем, после 1520 г., особенно в конце жизни, все чаще говорил он о себе как о голландце, называя своей родиной то Галлию, то Германию».
Поприще ученого – литератора для Эразма благодатно и радостно.
Хотя труд того, кто возвращает жизни памятники древней, истинной учености, скорее схож с мучительным подвижничеством Геркулеса, чем с беззаботными плясками Муз. А в награду – презрение невежд, смех полу невежд и зависть немногих, кто, действительно, способен оценить всю грандиозность и тяжесть исполненной работы. Но Эразм не задается вопросом: « стоит ли заниматься таким делом, лишая себя всех человеческих удовольствий, забывая о своем доме и хозяйстве, не дорожа ни своей внешностью, ни здоровьем, ни сном?». Для Эразма существует идея « общественной пользы» на основе его « христианского гуманизма».
Литературное творчество Эразма Роттердамского в разные периоды исторического времени оценивалось по - разному. В целом можно выделить следующие «суммарные» составляющие творчества гуманиста:
1.Смелость и изящество.
2.Нетвердость веры. Заря вольнодумства. Эразм – Вольтер.
3.Концепция « естественного человека». Эразм - Руссо.
4.Беспроглядный мрак, пессимизм, отчаяние. Все в мире нелепо, бессмысленно, тщетно, вся жизнь – не более, чем пустой фарс. Великая сила в ее интеллектуальной отваге и дерзкой решимости.
5.Сатира, бичующая дурные нравы. Назидание.
6.Изобразительность.
Педагогическую ценность представляют и его издания многих латинских и греческих авторов. Здесь Эразм преследует одну цель: дать наиболее точные сведения о классической литературе. Самыми значительными были его издания Теренция, Сенеки, Цицерона, Светония и Плавта.
4.Философия Эразма Роттердамского.
3.Реформационные идеи в трудах Эразма
Зарождавшиеся в немецких городах буржуазные отношения создали благоприятные условия для возникновения и развития новой гуманистической идеологии. В начале XVI века немецкие гуманисты не только придали новое, более широкое звучание традиционным мотивам критики церкви и папского Рима, но и осмыслили их с позиций своих гуманистических идеалов, дополнили новыми аргументами. В их творчестве отразилась и картина самого состояния религиозности этого времени.
Германия начала XVI века уже имела большое количество своих писателей и ученых, превращавшихся в серьезную общественную силу. Их произведения, хотя и написанные обычно на латинском языке, все же были доступны наиболее развитым гражданам, а также наиболее образованной части рыцарства. Почти во всех университетах гуманисты имели своих сторонников.
Одним из центров гуманизма стал кружок, образовавшийся при Эрфуртском университете, руководителем которого был Муциан Руф , долгое время живший в Италии и познакомившийся там с философией неоплатонизма. Муциан Руф выступил как решительный противник схоластики. Его ученики («отряд Муциана» - гуманисты, литераторы и филологи) служили предметом особенной ненависти схоластов, оплотом которых был университет в городе Кельне.
Самыми известными немецкими гуманистами, «двумя очами Германии» (выражение У. Гуттена), были два ученых-филолога - Эразм Роттердамский и Иоганн Рейхлин (1455-1522). Из школы Муциана Руфа вышел и Ульрих фон Гуттен (1488-1523), по происхождению рыцарь, ставший публицистом и впоследствии примкнувший к реформации Мартина Лютера.
На развитие реформационных идей и самого движения огромное влияние оказали наиболее известные произведения Эразма: «Похвала Глупости», «Разговоры запросто», греческий перевод «Нового завета» и др. Особый успех имела небольшая книга, написанная в 1509 г., когда Эразм, возвращаясь из Италии, гостил в доме Томаса Мора. С английским канцлером Эразм познакомились раньше, когда приезжал слушать лекции Мора в Оксфордском университете, потом они стали друзьями. Это произведение, посвященное Томасу Мору (любителю подобных сочинений), Эразм Роттердамский назвал «Похвала Глупости». Эта книга обессмертила имя Эразма.
Содержавшиеся в книге идеи не претерпели изменений на протяжении всей его жизни. Сатира написана в форме похвального слова, которое произносит сама себе с кафедры богиня Глупость, представленная в виде женщины, произносящей с кафедры проповедь. Она убедительно доказывает, что в мире царит Глупость, и ее не могут скрыть те, кто стремится прослыть мудрым, - «эти обезьяны, рядящиеся в пурпур, и ослы, щеголяющие в львиной шкуре». Более того, ей и только ей обязаны своим существованием те столпы, на которых держится само общество.
Эразм убеждает читателя, что Глупости люди обязаны всем, ибо жизнь не стоило бы называть жизнью, если бы она была лишена наслаждений, которые украшают ее только благодаря Глупости. «Что останется в жизни, кроме печали, скуки, томления, несносных докук и тягот, если не примешать к ней малую толику наслаждения, иначе говоря, если не сдобрить ее глупостью?» Человеческие отношения, скрепляющие общество, вообще не были бы возможны, если бы муж и жена, возлюбленные, друзья, учитель и ученик не щадили друг друга, не прибегали к лести и «не потчевали друг друга медом глупости». Источником всего радостного изображается природа; она тоже отождествляется с Глупостью.
«Глупость создает государства, поддерживает власть, религию, управление, суд…, народные собрания, браки, союзы, искусства, игрища, ученые труды… короче говоря, все общественные и частные дела смертных…». Науки и искусства тоже порождены Глупостью. «В золотом веке человеческий род, не вооруженный никакими науками, жил, следуя указаниям одной природы…» - заявляет Глупость.
Глупость обрушивается на все слои современного Эразму общества. На одном из первых мест среди людей, которые руководствуются Глупостью, стоят философы-схоласты. Они предаются рассуждениям о размерах солнца и звезд, причинах молний, ветров и затмений «и никогда ни в чем не сомневаются, как будто посвящены во все тайны природы-зиждительницы и только что воротились с совета богов. А ведь природа посмеивается свысока над всеми их догадками, и нет в их науке ничего достоверного…», - заключает Эразм. Он не усматривает никакого различия между философами и богословами: занятия тех и других основываются на бесплодных умствованиях, «архидурацких тонкостях» полностью выродившейся к этому времени схоластики. Но на практике, в повседневной жизни, богословы опасны. Поэтому Глупость заявляет: «…не лучше ли обойти их молчанием, не трогать этого смрадного болота, не прикасаться к этому ядовитому растению?», так как богословы, если Глупость не отречется от своих слов, «вмиг объявят меня (т.е. Глупость) еретичкой. Они ведь привыкли стращать этими громами всякого, кто им не угодил». Во всем этом уже чувствовалось приближение Реформации.
Эразм Роттердамский высмеивает нелепую веру во всемогущество святых, которым поклоняются как языческим идолам, стремясь заключить с ними «выгодную сделку» («Кораблекрушение»). Посмеивается Эразм и над верой в нечистую силу («Заклинание беса, или привидение») и шарлатанством алхимиков («Алхимия»). Устами Глупости Эразм показывает жестокий фанатизм богословов, приводя следующее изречение: «зарезать тысячу человек - не столь тяжкое преступление, как починить бедняку башмак в воскресный день».
Гуманист резко обличает церковный клир, его гнев обращен на пап, кардиналов, епископов, монахов. Папы и прелаты (от латинского - предпочтенный, поставленный над кем-либо; звание, присваиваемое высшим духовным лицам) римской церкви погрязли в роскоши. Возмущенно говоря о папах, которые участвуют в походах и «щедро проливают христианскую кровь», Эразм имеет в виду воинственного Юлия II, занимавшего папский престол еще в те годы, когда «Похвала Глупости» выдержала первые издания. Если бы папский престол заняла мудрость, «что осталось бы тогда от всех этих богатств, почестей, владычества, побед, должностей… индульгенций, коней, мулов, телохранителей, наслаждений?» - восклицает Эразм. Он высмеивает монахов, которые читают в церквах «ослиными голосами непонятные им псалмы», их «грязь, невежество, грубость и бесстыдство». «Они навлекли на себя такую единодушную ненависть, что даже случайная встреча с монахом почитается за худую примету». Такая критика является одной из особенностей, роднящих сатиру Эразма с немецким гуманизмом, который имел в обстановке назревавшей Реформации ярко выраженную антицерковную направленность.