Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 16:15, контрольная работа
Крупнейшим немецким гуманистом Эпохи Возрождения, чьё влияние распространилось далеко за границы родины, был Дезидерий Эразм(Эразм Роттердамский)(1467-1536). Эразм получил монастырское образование. Но после немногих лет обучения, его в 9 лет отдали в школу Братьев в Давентере. Там им овладела жажда знаний к знаниям. Он учился в Парижском, Оксфордском университетах, овладевал языками и литературой.
1.Введение.
2.О творческом наследии Эразма Роттердамского.
3.Реформационные идеи в трудах Эразма.
4.Философия Эразма Роттердамского.
5.Заключение.
6.Список литературы.
Несмотря на всю резкость своих суждений, Эразм не призывал к ниспровержению папства и католической церкви. Его удары были обращены на схоластов и невежественных монахов. Его идеалом была «очищенная» от суеверий, «просвещенная» церковь. Но фактически, своими произведениями он подрывал устои католической церкви. Впоследствии реформация многое из этой талантливой сатиры использовала в качестве оружия против папства. «Похвала Глупости» приобрела столь большую популярность, что еще при жизни Эразма она выдержала 40 изданий и была переведена с латинского на основные национальные языки европейских государств.
Другое произведение Эразма - «Разговоры запросто», написано в форме диалогов. Эразм начал их писать еще в молодости, когда подрабатывал, обучая подростков. На протяжении 14 лет он все более расширял книгу, добавляя новые диалоги. Только при его жизни она переиздавалась около 100 раз.
В диалогах изображаются алчные клирики (духовные лица, посвященные на служение церкви, члены церковной иерархии), которые заняты поисками богатых приходов, «толстобрюхие обжоры» - монахи, предающиеся пьянству и блуду. Один из героев книги «Разговоры запросто» говорит: «…мне кажется, в смертном грехе повинны люди, которые тратят без счета и меры на сооружение или украшение монастырей и храмов, меж тем как столько живых храмов Христовых (здесь автор имеет в виду людей - Р.К.) голодают, коченеют от холода полунагие, мучаются жесточайшей нуждой».
«Разговоры запросто» пронизаны гуманистическими мотивами. В значительной части диалогов звучит восхищение античной культурой. Подобно итальянским гуманистам, Эразм сближает язычество с христианством. Он рассматривает античность как культуру, основанную на высокой нравственности: «…я чувствую, как через чтение древних становлюсь лучше», - говорит один из персонажей «Разговоров запросто».
Слова участника беседы в «Эпикурейце» дерзки и необычны: «Никто так не заслуживает имени эпикурейца, как прославленный и чтимый глава христианской философии» (то есть Христос). Недаром «Разговоры запросто» были внесены католической церковью в первый (1559 г.) и последующие индексы запрещенных книг, издававшиеся папами. Еще ранее, в 1526 г., Сорбонна - богословский факультет Парижского университета - осудила эту книгу, назвав ее «полной заблуждений, скандальной и нечестивой».
Эразм считает, что необходимо провести коренное преобразование католической церкви. Отбросив жесткий догматизм и бессмысленную обрядность, она должна вернуться к своим истокам - раннехристианской церкви, «евангельской чистоте». Большое значение в развитии предреформационных настроений имело издание Эразмом в 1519 году греческого текста «Нового завета» вместе с переводом его на международный язык того времени - латинский и обширными комментариями. Издание «Нового завета» в переводе Эразма показало, что в канонизированном церковью переводе - «Вульгате» (был сделан еще в IV в.), которой духовенство пользовалось на протяжении всего средневековья, существует множество ошибок. А ведь речь шла о тексте, каждая буква которого считалась священной и боговдохновенной. Доверие к традиционному толкованию Писания было подорвано.
Наряду с публикацией большого числа языческих - греческих (в переводе) и римских авторов, Эразм издавал произведения отцов церкви IV-V вв. - Иеронима, Августина, в переводе с греческого Иоанна Златоуста и других - людей высокообразованных, близко стоявших к первоначальному христианству.
Занимаясь изучением и изданием трудов древних авторов, Эразм пишет произведение - «Жалоба Мира, отовсюду изгнанного и поверженного», в котором излагает свои мысли по поводу современного ему международного положения. Он мечтал о прекращении участившихся войн и о наступлении мирного времени в Европе. Считая, что войны ведутся самими монархами в целях собственного обогащения, причем королям в этом потворствуют епископы, священники и монахи (вместо того, чтобы удерживать их от войн), Эразм устами Мира говорит: «Нигде нет мира: ни при дворах правителей, ни среди горожан, ни в семьях; нет даже в душе одного человека, в которой противоборствуют разум и страсти. Раздор и борьба мнений царят в университетах. Нет мира между епископом и соборным капитулом, враждуют друг с другом монашеские ордена, нет согласия даже в одном монастыре».
Обращаясь к простым людям, Эразм говорит, что война несет им не выгоды, а одни бедствия: «Пусть все люди объединяются против войн! Пусть все люди поднимут против нее свои голоса! - призывает Мир. - Поймите, какая огромная сила таится в согласии множества, противостоящего тирании знати!…»
В творчестве Эразма Роттердамского центральное место занимала проблема сочетания христианского благочестия и широкой образованности, опирающейся на наследие классической античности и патристики (от латинского - отцы, подразумевается - отцы церкви - термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских писателей II-VIII вв).
По мнению Эразма людей можно обучить добродетели и наукам, если найдутся наставники, умеющие сочетать разум, опыт и природные силы самого человека. Пробуждая радость познания, они помогают становиться лучше и самому человеку, и окружающему его миру. Просвещение, в том числе религиозное, было альфой и омегой позиции Эразма.
Сыграв важную роль в подготовке Реформации, Эразм, однако, не примкнул к ней из-за ее решительного разрыва с Римом, раскалывавшего христианский мир и из-за быстро выявившейся узости протестантизма Мартина Лютера, противоречившего гуманистическому мировоззрению.
4.Философия Эразма Роттердамского.
В начале 16 века немецкие гуманисты запечатлели характерные суждения, настроения, нравы, модели поведения, как правило, не зеркально, а в заостренной экспрессивной, часто сатирической форме. Самые разные свидетельства этого рода оставил Эразм Роттердамский, ставший самым видным гуманистом «северной волны».
Философия любого человека, будь он видным ученым или простым смертным, формируется под воздействием жизненных обстоятельств, обстановки, которая окружает его, и, наконец, людей, составляющих близкий круг его общения, Эразм из Роттердама не был исключен.
Его «философия Христа» это переработка христианской этики в соответствии с принципами ренессанского гуманизма. Она оказывается в непримиримом противоречии со средневековой традицией из современной гуманизму теорией и практикой воинствующего католицизма. Именно этим объясняется решительное осуждение Эразмом пороков католического духовенства. Он обличает паразитический образ жизни монахов, осуждает богословские споры, внешнюю обрядовую религиозность, пышность культа, нетерпимость церковников, оправдывающих грабительские воины и сожжение еретиков.
Какую же альтернативу предоставлял Эразм, критикуя современное ему католическое общество? Монашеская жизнь не может не тяготить, если она не украшена любовью к наукам, чистота мыслей и бесед мирян могла быть образцом для подражания многим клирикам. Схоластическим спорам Эразм противопоставлял простое и сердечное благочестие, призывая подражать
Христу и следовать тому, чему он учил. И церковь, могучую, торжествующую, Эразм хотел видеть вернувшейся к древней простоте , бедности и смирению, чтобы меч ее был только духовным. Правда возврат этот должен быть добровольным, ненасильственным, несхожим с опустошением храмов лютеранами: «Я предпочитаю видеть храм ломящимся от священной утвари, чем – как в иных случаях – голым, убогим, больше похожим на конюшню, нежели на дом Господень».
Возможно, идеал такой жизни Эразм описал в «Благочестивом застолье». Единение человека с природой, гармония души и её «товарища» тела, возвращение к жизни учеников первого столетия, - всего этого искал хозяин загородного имения, наверное, искал этого и сам Эразм, понимая, что «счастье человеку проносят только духовные блага, а богатства, почести, знатности не делают его ни счастливее, ни лучше».
Гуманистическое движение в Германии в 14-16 веках.
Общая цель главы – выявление социально-экономических, политических, культурных условий, в которых развивались гуманистическое движение и реформационные воззрения, а также изучения мировоззренческих позиций приводятся в приложении к работе в виде таблиц. Описание исторической панорамы развития гуманистического движения позволяет более полно выявить историческую значимость Эразма Роттердамского. Обоснование цели главы выстраивается посредством изучения монографий крупных специалистов по данной проблематике М.А. Ауганбаева, В.М. Богуславского, В.М. Володарского, А.Н. Немилова и др. В результате исследования выявлены следующие особенности развития гуманистического движения в Германии:
Во-первых, зарождение немецкого гуманизма относится к первой половине XIV века. Изменения в мировоззрении представителей отдельных слоев германского общества происходит на фоне возникающих противоречий между «новыми» (буржуазными) и «старыми» (феодальными) отношениями, столкновениями зарождающегося немецкого национального самосознания с влиянием папского Рима при слабой центральной власти в Германии. Определенно итальянское, чешское и нидерландское влияние в распространении гуманистических идей.
Во-вторых, в XV веке происходит значительная секуляризация гуманистической идеологии и формируется немецкая этико-философская система, насыщенная идеями национального патриотизма.
В-третьих, немецкий гуманизм расчистил почву для Реформации XVI века и оказал мощное воздействие на дальнейшее развитие немецкой и европейской культуры в целом.
5. Заключение
Таким образом, Эразм Роттердамский творил в самых разных областях. В каждой из них он был одинаково талантлив, и во всех областях – от теологии до педагогики – его произведения получали всеевропейское признание, становясь наиболее значимыми и авторитетными сочинениями. Поэтому совсем не случайно, что именно Эразм Роттердамский стал крупнейшим теоретиком педагогики 16 века и крупнейшим теоретиком гуманистической педагогики вообще.
Педагогическое наследие Эразма Роттердамского анализировали и анализируют само по себе, вне рассмотрения всего его творчества и его значения для европейской цивилизации. При этом только в последние годы за рубежом появились работы, рассматривающие педагогическое творчество в полном объёме, тогда как до недавнего прошлого большинство историков педагогики рассматривало одну-две работы Эразма, да и то часто анализировались не специальные педагогические работы (например, «Цицеронианец», «Похвала Глупости»).
6. Список литературы.
1.В. М. Меньшиков «Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства».
2. С. Маркиш «Знакомство с Эразмом из Роттердама».
3.А. Н. Джуринский «История
4. Хрестоматия по истории
5. А.В. Духавнева, Л.Д. Столяренко «История зарубежной педагогики и философия образования для студентов вузов».
6.Эразм Роттердамский «Похвала Глупости».
7.Эразм Роттердамский «Философские произведения».
8. «О творческом наследии Эразма
Роттердамского» http://www.vevivi.ru/best/
9. http://www.agmi.ru/category/
10.
http://yaneuch.ru/cat_10/