Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:34, контрольная работа
Язык — система значимостей, основанных на противопоставлениях знаков, релевантных для говорящих на данном языке. Знак — двусторонняя психическая данность, отношение двух дифференциально определяемых ее сторон — означающего и означаемого; поэтому отличительные особенности знака сливаются с ним и исчерпывают его. Акцент при определении сущности знаковости естественного языка перенесен исключительно на структурно функциональную организацию языка как знаковой системы. Коммуникативная и прагматическая функции отодвинуты на задний план. Типичным представителем понимания языка как имманентной структуры является Ф. де Соссюр.
Знаковая сущность языка. Единицы языка и разделы языкознания
Язык — система значимостей, основанных на противопоставлениях знаков, релевантных для говорящих на данном языке. Знак — двусторонняя психическая данность, отношение двух дифференциально определяемых ее сторон — означающего и означаемого; поэтому отличительные особенности знака сливаются с ним и исчерпывают его. Акцент при определении сущности знаковости естественного языка перенесен исключительно на структурно функциональную организацию языка как знаковой системы. Коммуникативная и прагматическая функции отодвинуты на задний план. Типичным представителем понимания языка как имманентной структуры является Ф. де Соссюр.
Язык — формально-логическое построение, строго разделенное на язык как систему и язык как процесс. Знак определяется функционально и представляет собой отношение двух функтивов — формы содержания и формы выражения. Внутренние структурные элементы не имеют одно-однозначного соответствия плана выражения и плана содержания, квалифицируются как незнакомые элементы — фигуры плана содержания и фигуры плана выражения. Знаковыми языковые элементы являются лишь по своим целям, но не по сущности. Знаками являются элементы языка, стоящие в отношении обозначения к предметам, явлениям объективного мира.
Классическим примером такого понимания языка как знаковой системы является глоссематическая теория языка.
III. Язык рассматривается
как система-языковых средств,
находящихся в одно-
В основу определения сущности языка кладется прагматическая (поведенческая) его функция; язык сведен к речевым актам. Знак определяется как односторонняя физическая данность, выступающая в качестве стимула и вызывающая ответную реакцию. Сущность знаковой репрезентации определяется исключительно в терминах знакового процесса, конституентами которого являются: знак, интерпретанта, интерпретатор; значение знака определяется как целенаправленное поведение (goal-seeking behaviour) и сводится к отношению говорящего и слушающего.
Постановка проблемы и выработка методов изучения естественного языка как семиотической системы особого рода характеризуется в наши дни общим стремлением создания лингвистической семиотики, при формировании основных понятий которой учитывались бы все функции, разные стороны языка, как его внутренние, так и внешние связи и отношения. «Определить знаковую систему, — отмечает Г. П. Щедровицкий,— значит задать всю ту совокупность отношений и связей внутри человеческой социальной деятельности, которые превращают ее, с одной стороны, в особую «организованность» внутри деятельности, а с другой стороны — в органическую целостность и особый организм внутри социального целого. Именно на этом пути мы впервые получаем возможность соединить развитые в лингвистике представления о речевой деятельности, речи и языке с семиотическими понятиями знака и знаковой системы». Рассмотрение языка как сложного структурного и полифункционального социального явления находит свое выражение в создании новых семиотических понятий, относящихся только к естественному языку: понятия номинативных и предикативных знаков, противопоставление знаков и незнаков, фигур, единиц второго и первого членения языка, разграничение субстанциональных и операциональных знаков, виртуальных и актуальных знаков, инвариантного и вариантного в языке.
Учет в языке не только линейных знаков, но и знаков глобальных выдвигает на повестку исследований проблемы так называемой дискретной лингвистики.
Основные языковые единицы
К ним относятся словосочетания (кроме фразеологизмов) и предложения, а также производные и сложные слова, свободно образуемые в речи по тем или иным правилам, прочие слова, а также фонемы и морфемы являются единицами языка, или проще:
1. Звуки речи - звуки, образуемые в целях языкового общения посредством произносительного аппарата человека (лёгкие, гортань с голосовыми связками, глотка, полость рта с языком, губы, нёбная занавеска, полость носа). При рассмотрении звуков речи различают три аспекта: артикуляторный, акустический и лингвистический (социальный); иногда выделяют ещё и 4-й аспект — перцептивный (восприятие). Существует много классификаций звуков речи основанных преимущественно на артикуляторных признаках. В звуках речи представлены как тоны, так и шумы. Первые возникают в результате периодических колебаний источника звука (в речи — голосовых связок). Вторые образуются вследствие непериодических колебаний в выходящей из лёгких струе воздуха, встречающей в надгортанных полостях преграду в виде смычки или щели. К тонам относятся прежде всего гласные, к шумам — глухие согласные; звонкие согласные представляют собой сочетание тона и шума. Гласные обычно различаются по ряду и подъёму, согласные — по участию голоса, по характеру шумообразующей преграды и по действующему органу или месту образования. В акустическом отношении звуки речи подобно другим звукам в природе, представляют собой колебания упругой среды, обладающие определённым спектром, интенсивностью и длительностью. Частотный диапазон звуков речи, учитывая не только основной тон, но и входящие в спектр звуков речи высокочастотные составляющие, равен от 70 до 10 000—12 000 гц, что полностью укладывается в возможности слухового восприятия человека (16—20 000 гц). То же относится к интенсивности: нормальный уровень речи не превышает 80—90 дб, тогда как уровень болевого ощущения звука равен 120—130 дб. В современной фонетике (фонологии) общепризнана ведущая роль лингвистического аспекта, т.к. только с этой точки зрения можно говорить об отдельном звуке речи. Последний не дан в речи непосредственно, он определим только через фонему — как представитель или как реализация её.
2. Буква - письменный или печатный знак в составе алфавита, служащий для обозначения определенного звукового комплекса. В системе русской графики буквы обозначает чаще отдельный звук а [а], б [b] или [b’], реже - сочетания звуков: е [je]. В зависимости от величины различают прописные (заглавные) буквы и строчные буквы, часто прописные и строчные буквы различаются также начертанием.
Под звуковым значением буквы понимают звучание, соответствующее тому или иному графическому знаку в данном письме буквы русского алфавита могут быть однозначными и двузначными. Однозначная буква имеет одно основное (главное) значение а [а], й [j] , двузначная буква — два основных (главных) значения б [b] и [b’], [’е] и [je]. Под основным звуковым значением понимается то, которое не зависит от характера орфографических правил, определяясь алфавитом или графикой. Второстепенное звуковое значение определяется орфографическими. правилами и регулируется фонетическими законами современного русского языка: о [а] в безударном положении; б [р] или [р’] в позиции оглушения.
3. Слог - одно из самых простых, но научно наиболее трудно определяемых фонетических понятий. Как это ни странно на первый взгляд, но несомненно, что сознательное выделение слога предшествовало в истории человечества сознательному выделению отдельного звука. Это ясно из того, что силлабическое (слоговое) письмо по видимому всегда предшествовало фонетическому (звуковому). Несомненно в общем, что слуховое впечатление распадения речи на С. вызывается последовательными ослаблениями и усилениями звукового потока. Следующий простой эксперимент, предложенный Сиверсом в этом полностью убеждает: если тянуть какой-либо гласный, напр. "а", а рукой при этом последовательно закрывать и открывать рот, то это "а" распадается на слоги: "а-а-а". Физиологически это распадение звукового ряда вызывается прежде всего воздушными толчками отдельных выдохов. Поэтому некоторые авторы слоговое строение речи приписывают исключительно членению выдоха; однако возможно, что образование слога в нормальной речи происходит также благодаря диференциации напряжения мускулов при сжатии прежде всего в голосовой щели, а при согласных — и в прочих местах артикуляции.
4. Слово - (однозначное аксиоматическое обозначение в лексике) -одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением.
В поисках структуры слова современная наука сформировала самостоятельную отрасль, называемою морфологией. По грамматическому значению слова классифицируются как части речи:
- знаменательные слова — обозначающие определённые понятия, — существительное, прилагательное, глагол, наречие;
- подклассы — числительные, местоимения и междометия;
- служебные слова — служащие для связи слов между собой — союз, предлог, частица, артикль.
По лексическому значению слова классифицируются по возрастающему перечню по мере развития лексикологии, семантики, учения о словообразовании, этимологии и стилистики.
С исторической
точки зрения слова, составляющие лексику
языка, обычно имеют самые различные
происхождения, и в этом многообразии
истоков особо перспективной
для фундаментальных
Понятие «слово» в научном употреблении является основополагающим понятием (аксиомой) в лингвистике.
Все иносказательные употребления обозначения этого понятия являются примерами употребления данного понятия в других областях человеческой деятельности, для которых автор или не может найти соответствующего обозначения своей мысли, или считает введение нового обозначения ненужным. Так что любые иносказательные употребления данного обозначения необходимо считать обиходным языком общения, допускающим несущественные отклонения от грамотности и общей образованности. Как правило, такая необходимость возникает при изложении субъективной или эмоциональной речи, как неотъемлемой части человеческого быта.
Словами обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, выражаются человеческие эмоции и воля, называются «общие, абстрактные категории бытийных отношений». Тем самым слово выступает в качестве основной значимой единицы языка. Подобно всякому другому языку, русский язык как средство общения является языком слов. Из слов, выступающих отдельно или в качестве компонентов фразеологических оборотов, формируются при помощи грамматических правил и законов предложения, а затем и текст как структурно-коммуникативное целое.
Учитывая сложность и многоплановость структуры слова, современные исследователи при его характеристике используют многоаспектный тип анализа, то есть указывают на сумму самых разных языковых свойств: фонетическая оформленность и одноударность (наличие главного ударения); -семантическая оформленность (наличие лексического, грамматического, структурного значения); - номинативная функция (название явления реальной действительности и представление его в виде лексического значения); - воспроизводимость (слово существует в языке как готовая самостоятельная единица и воспроизводится говорящим в момент речи, а не изобретается заново); -синтаксическая самостоятельность (способность употребляться в качестве отдельного высказывания; относительная свобода расположения слов в предложении); - внутренняя линейная организация (слово состоит из морфем); -непроницаемость и неделимость (невозможность разрыва единицы какими-либо элементами). Исключения: никто — ни от кого; - цельнооформленность; - семантическая валентность (способность сочетаться с другими словами по определенным семантическим и грамматическим законам); - лексико-грамматическая отнесённость; - материальность (существование слова в звуковой/графической оболочке); - информативность (объём знаний о явлении мира действительности).
5. Словосочетание - простейшая непредикативная (в отличие от предложения) единица речи, которая образуется по синтаксической модели на основе подчинительной грамматической связи — согласования, управления, примыкания двух или более знаменательных слов. Грамматически господствующее слово — главный член словосочетания, а грамматически подчинённое — зависимый. Словосочетание - наименование фрагмента внеязыковой действительности. В значении словочетания совмещаются формально-синтаксические и семантико-синтаксические признаки (характеризующие совместимость грамматических и лексических значений со структурой отражаемых предметно-логических отношений). С. могут быть свободными и фразеологическими. Свободные словосочетания образуются в соответствии с регулярными и продуктивными правилами сочетаемости слов, их значение выводится из значений слов-компонентов.
6. Предложение - основная единица связной речи, характеризуемая определенными смысловыми и структурными (выбор, расположение и связь грамматических форм объединяемых в предложении слов, характер интонации) признаками. Учение о предложении занимает центральное место в синтаксисе, отражая очень наглядно смену различных направлений в последнем; в одной из новейших работ по синтаксису приведено свыше полутораста определений предложений. Так, в истории русской грамматики в определениях предложения последовательно сменяют друг друга логическое, психологическое и так называемое формальное направления.
Для логического
направления типично
Психологическое направление в грамматике в определение предложения стремится включить характеристику специфического для него психологического процесса: Предложение есть такое слово или такое упорядочение слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем предицирования. Наконец представители "формального направления" в грамматике подчеркивают структурные (и интонационные) признаки предложения, отвлекаясь от его семантики.
7. Текст - (от лат. textus — ткань, сплетение) — в лингвистике понимается как продукт речевой деятельностиности, относящийся к "речи" в ее противопоставлении «языку». Текст обладает определенной прагматической установкой, жанровой и стилистической принадлежностью, специфическими внутренними и внешними связями, характеризуется связностью и цельностью. Представляет собой предмет изучения ряда спец. дисциплин (лингвистика текста, психолингвистика; применительно к письменным художественным текстам — текстология, поэтика, риторика, герменевтика), исследующих различные аспекты структуры и функционирования текста
Информация о работе Знаковая сущность языка. Единицы языка и разделы языкознания