Адаптация ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 15:46, контрольная работа

Описание работы

Свидетельством адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в соответствующей деятельности, с другой - внутреннее состояние индивида, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности.
В последнее время, учитывая возрастающую психолого-педагогическую грамотность родителей и учителей, все большее внимание уделяется развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к школьному обучению и адаптации к школе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Адаптация ребенка к школе…………………………………………………....4
2. Психологические трудности собственно младшего школьного возраста……………………………………………………..……………………...6
3. Адаптация первоклассника к школьному обучению………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованных источников…………………………………………...16

Файлы: 1 файл

контрольная по психологии развития и возрастной психологии.docx

— 34.07 Кб (Скачать файл)

Большую роль в формировании интеллектуальной деятельности играют и социальные факторы. Так, педагогически  запущенные дети, чьи родители имеют  более низкий образовательный уровень, злоупотребляют алкоголем или конфликтуют  между собой и практически  воспитанием ребенка не занимаются, имеют очень бедный запас знаний, оказываются не подготовленными  к школе и в силу этого испытывают трудности в обучении.

Со второго класса начинает складываться детский коллектив, и  теперь дети начинают более болезненно реагировать на замечания взрослых, сделанные ими при товарищах, поскольку мнение сверстников приобретает  для них весьма важное значение. Начинают выделяться "лидеры" и "отверженные", меняются взаимоотношения детей. В ряде случаев проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми выступают у некоторых детей на первый план и требуют анализа и коррекции. Родители таких детей часто говорят о них, что ребенок необщительный, у него нет друзей, "задразнили в школе", "моего ребенка не понимает учитель" и тому подобное.

Анти дисциплинарное поведение (трудновоспитуемость) Трудновоспитуемыми называют детей, которые при нормальных педагогических мероприятиях не объединяются с коллективом сверстников и к тому же, как правило, плохо учатся. Они нуждаются в специальном педагогическом воздействии на протяжении многих лет, однако и в этом случае шансы на успех не очень велики. Трудновоспитуемость может быть обусловлена рядом причин. В отдельных случаях это наследственно обусловленная абсолютная эмоциональная холодность, которая порой может отражать подобное поведение с отсутствием эмоциональной отзывчивости по крайней мере одного из родителей, что определяет атмосферу в семье. Можно предположить, что и второй из родителей не слишком эмоционален, в противном случае их совместная жизнь едва ли была бы возможна. Чаще всего это люди, ориентированные на профессиональную деятельность с внешне упорядоченными семейными отношениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Адаптация первоклассника к школьному обучению

 

Школьное обучение предъявляет  определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие  « готовность к школьному обучению». Наиболее значимым показателем готовности считается - адаптация, или приспособление к школе. Это очень ответственный  период в жизни первоклассника. Изменяется практически вся жизнь ребёнка: его интересы, желания, общение со сверстниками и взрослыми – все  подчиняется школьным проблемам.

Многие родители полагают, что, научив своего ребенка читать, писать и считать до 100, они очень  хорошо подготовили будущего первоклассника к школе, и у него не будет там никаких проблем. Сталкиваясь с первым нежеланием ребенка ходить в школу, родители пребывают в полном недоумении. Совсем недавно, ребенок хотел идти в школу, в процессе подготовки к школе показывал хорошие результаты и вдруг…

Адаптация первоклассника включает два основных уровня готовности: физический и психологический. Следовательно, готовность к школьному обучению предполагает не только формирование определенных учебных навыков в  дошкольной гимназии. Физический компонент  подразумевает общее физическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в соответствии с нормативными показателями. К таким показателям относятся: вес, рост, объем груди; состояние моторики, зрения, слуха, общее состояние здоровья. Оценивают здоровье детей по четырем основаниям:

- уровень нервно-психического  и физического развития;

- показатели функционирования  основных систем организма; 

- уровень противодействия  организма неблагоприятным воздействиям.

На основании этих показателей  исследователи выделяют 5 групп детей:

Первая группа – психическое  и физическое развитие соответствует  средневозрастным нормам; дети редко болеют, органы и системы организма функционируют нормально. К сожалению, в первый класс поступает лишь 20-25% таких детей.

Вторая группа – имеются  функциональные нарушения, затрудняющие адаптацию к школе, но болезнь  еще не перешла в хроническую  форму. Количество таких детей в  первом классе примерно 30-35%.

Третья группа – дети, имеющие хронические заболевания. Количество таких детей составляет 30-35%.

Четвертая и пятая группы состоят из детей, страдающих серьезными нарушениями здоровья, которые не позволяют обучаться в общей  школе.

По состоянию здоровья ребенка, можно предположить, с какими проблемами адаптации он столкнется и что надо обязательно учитывать, в самом начале процесса обучения [5, с.18-23].

Родителям, необходимо помнить, что для многих детей, относящихся  к группе риска по состоянию здоровья, противопоказано: обучение в школе-гимназии, пребывание в группе продленного  дня, активное посещение кружков  и секций сразу по нескольким направлениям. Главная задача родителей - поддерживать здоровый баланс между отдыхом и  нагрузкой, в процессе всего времени  обучения ребенка в школе. Это  предполагает установление режима дня, правильного распределения энергозатрат. Первые признаки переутомления, плохого самочувствия отразятся на процессе адаптации и усвоении школьной программы.

Психологическая готовность к обучению в школе включает: развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой; развитие коммуникативной  сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми); саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию; вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения); интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов). Важным критерием психологической готовности к школе считается сформированность                  « внутренней позиции школьника», что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенных намерений и целей. В развитии данного критерия принимает участие волевой компонент, отвечающий за произвольность и саморегуляцию. Данный параметр можно считать сформированным, если ребенок способен ставить цель и достигать ее, прикладывая усилия и преодолевая препятствия. Важно, чтобы школьник не пасовал перед трудностями, не отказывался от достижения намеченной цели, если на пути к ее достижению встречаются препятствия.

Как могут выглядеть трудности, которые сразу заметны родителям  и учителям:

-потребность в постоянной  опоре на подсказку или совместное  выполнение уроков;

-сложность в понимании  домашнего задания и алгоритме  его выполнения;

-частая отвлекаемость  внимания при выполнении домашнего  задания; 

-неспособность управлять  своим поведением на уроках, переменах; 

-трудности в общении  с одноклассниками, учителями; 

-сложность в запоминании  материала, даваемого на уроках (ребенок его не помнит, не может  рассказать часть содержания  и т.д.);

-выполнение домашнего  задания занимает пол дня;

-самостоятельное чтение  вызывает недовольство и нежелание; 

-ребенок быстро утомляется  в процессе выполнения домашнего  задания (становится вялым, невнимательным, начинает зевать, жаловаться на  головную боль и др.)

-ухудшается самочувствие, снижается активность, внимание, изменяется  поведения с началом школьного  обучения.

С подобными проявлениями, необходимо обращаться к психологу  за рекомендациями и психологической  помощью.

К сожалению, о психологической  готовности ребёнка к школе, не скажут на медосмотре. Об этом надо позаботиться родителям, даже если ребёнок посещал  дошкольную подготовку - посетить кабинет  психолога с целью диагностического обследования к школе и получения  необходимых рекомендаций.

Развитие каждого конкретного  ребенка к периоду школьного  обучения имеет индивидуальные особенности, что является нормальным. Требования школьного обучения, предъявляемые  к первокласснику, не учитывают индивидуальность. Поэтому психолог дает рекомендации родителям по сопровождению будущего первоклассника, правильному оказанию помощи в обучении, формированию необходимых умений и навыков, упущенных в период дошкольной подготовки. Родителям не надо бояться услышать, что у ребенка что-то не так, как хотелось бы к школе. Если получить информацию – можно своевременно принять меры и помочь своему ребенку, не дожидаясь школьной неуспеваемости, не допуская развития школьной тревожности и дезадаптации. Как правило, первые проявления школьной дезадаптации заметны уже к концу первого месяца обучения. В норме, ребёнку достаточно 2-3 недели на усвоение норм и правил школьной жизни. Но с точки зрения интеллектуального освоения программы обучения, дезадаптация чаще проявляется к окончанию первого триместра. Этому предшествуют определённые предпосылки и проявления, которые связаны с возрастными, личностными и медицинскими аспектами.

Многие проблемы можно предвидеть и своевременно решить, не дожидаясь пока ребёнок испытает их на себе. С этой целью необходимо:

- провести диагностическое обследование психологической готовности ребёнка к школьному обучению;

-  определить факторы риска школьной дезадаптации;

-  получить рекомендации по эффективному сопровождению первоклассника со стороны родителей и в случае необходимости – психолога [6, с.40-42].

 

 

 

 

Заключение

Период  адаптации ребенка к школе  является очень важным для его  развития как личности. На этом этапе  от родителей требуется максимальное внимание как к ребенку самому, его внутреннему миру, так и  к их отношению к ребенку. При  этом необходимо помнить, что ребенок  начинает сталкиваться с новыми жизненными ситуациями и его реакция на них  является доминирующей в формирование характера и последующему качеству обучения. Способность ребенка, так  или иначе, реагировать на новый  внешний мир зависит от темперамента, уровня воспитания в семье, а также  от приобретенного опыта поведения  в предыдущей социальной группе (детский  сад).

Возникающие  неизбежные ограничения  в поведении, а также новые  для него требования могут сильно ослабить его отношения к школе. Для адекватной и позитивной адаптации  ребенка к школе необходимо активно  участвовать в его психологической  подготовке.

Конечно, человек творит себя сам, но и родители влияют на его дальнейшую жизнь и  личностные особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

  1. Дмитриев, А.С. Индивидуальный подход к школьникам, отстающим в учебе или имеющим отклонения в поведении / А.С. Дмитриев // Начальная школа  до и после. –2006. –№7. – с.27-29
  2. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя начальных классов / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1986. – 144с.
  3. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова [и др.]. – М.: Генезис, 2001. – 352с.
  4. Реан, А.А., Костромина, С.Н. Как подготовить ребенка к школе / А.А. Реан, С.Н. Костромина. – М.: «Питер.ком», 1998. – 160с.
  5. Чудинова, Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности / Е.В. Чудинова. – Рига, 1999. – 76с.
  6. Юдина, С.Ю. Когда школьник становится учеником / С.Ю. Юдина // Начальная школа до и после. –2004. – №8. – с. 40-42

 


Информация о работе Адаптация ребенка к школе