Адаптация студентов к образовательной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявить и описать параметры адаптации студентов к образовательной среде.
Задачи:
- Проанализировать теоретические представления адаптации в психологии.
- Проанализировать факторы адаптации студентов к образовательной среде.
- Проанализировать эмпирическое исследование адаптации студентов к образовательной среде.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1 Теоретические подходы к исследованию адаптации в психологии
1. 1 Психологическая природа адаптации……….….………………..6
1. 2 Виды адаптации…………………...………………........................8
1. 3 Факторы адаптации студентов к образовательной среде…….11
2 Локус контроля личности в психологической адаптации
2. 1 Изучение локуса контроля личности ………………………......16
2. 2 Локус контроля личности и социальная зрелость личности…18
3 Эмпирическое исследование адаптации студентов к образовательной среде
3.1 Цель, задачи исследования……………………………….............21
3.2 Описание методики исследования………………………………..21
3.3 Анализ результатов исследования……………………….............24
Заключение…………………………………………………………………...33
Список литературы………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

курсовая))))14 мая новая.docx

— 159.77 Кб (Скачать файл)

Совершенно очевидно, что даже на индивидном уровне понятия "зрелость" и "взрослость" - это  не полные синонимы. И еще более  они расходятся, когда речь идет о взрослости и профессиональной (субъектно-деятельностной) зрелости.

То же самое размежевание имеет место и на личностном уровне рассмотрения человека. Итак, эти термины  обозначают разные понятия. Использование  термина "взрослость" в значении "зрелость" недопустимо ещё и потому, что такая подмена исключает из поля научных исследований проблему "зрелости" как таковую.

В рамках одной парадигмы  проблема зрелости может рассматриваться  на уровнях индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Применительно  к другой системе понятий мы можем  подразумевать интеллектуальную зрелость, эмоциональную зрелость и личностную зрелость. И в той и в другой системе, как, собственно, и в любой  иной парадигме, существует объективная  реальность, очерчиваемая понятием "личностная зрелость". Наиболее сложным и  неисследованным из всех аспектов зрелости как раз и является личностная зрелость. На сегодняшний день, пожалуй, невозможно дать исчерпывающей полноты  модель социальной зрелости личности.18

По мнению М. Т. Громковой, взрослый в отношениях с внешним миром содержит компоненты:

  • индивид – особенный вид, природное существо, субъект природосообразности деятельности;
  • личность – субъект социальных отношений и социально значимой деятельности;
  • человек – субъект духовной жизни.19

Зрелость (акме), как утверждает А. А. Бодалёв, – это многомерное состояние, которое охватывает значительный по временной протяжённости этап жизни человека и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист в какой-либо области деятельности, как личность, как супруг и как родитель.20

В зрелости Бодалёв А. А. выделял синтез трёх видов зрелости:

1) психическая зрелость – зрелость ума, чувств и воли;

2) личностная зрелость – зрелость интеллекта, воли, отношения к себе, людям, миру в целом;

3) субъектнодеятельностная зрелость – развитый уровень способностей (актуализация способностей).21

В представлениях древних  людей земля покоилась на трех китах или на трех слонах. У личностной зрелости четыре "кита", четыре основных, базовых составляющих, вокруг которых  группируются множество других:

1) ответственность;

2) терпимость;

3) саморазвитие;

4) положительное  мышление, положительное отношение  к миру (этот компонент присутствует во всех предыдущих)22

Таким образом, из приведённых  исследований отечественной психологии и акмеологии очень чётко видно, что категория зрелости напрямую связана с интернальной позицией личности, когда личность ориентирована на ответственное отношение к ситуации собственного саморазвития с учётом внутренних ресурсов психики.

Итак, адаптация – это приспособление организма к внешним условиям. В настоящее время различают физиологическую, психофизиологическую, психическую, социально-психическую и социальную адаптацию. В психологии адаптация рассматривается в контексте активности личности.

Адаптация к учебному процессу вуза связана  с приспособлением студентов к новой системе обучения, усвоению общих и профессиональных знаний, умений и навыков. Уровень высокой адаптации личности напрямую связан со зрелой позицией личности, а, следовательно, и с высоким уровнем  интернальности личности.

 

 

  1. Эмпирическое исследование адаптации студентов к образовательной среде.

 

3.1 Цель, задачи исследования.

          Цель: исследование адаптации студентов к образовательной среде.

          Объект: адаптация.

Предмет: адаптация студентов к образовательной среде.

           Эмпирический объект: студенты-бакалавры первого курса, специальности «Психология» (20 человек).

          Задачи исследования:

  1. Изучить литературу по подготовке и проведению эмпирического исследования.
  2. Осуществить выбор психодиагностического инструментария для эксперимента.
  3. Подобрать выборку респондентов.
  4. Подготовить стимульный материал к используемым методикам.
  5. Осуществить эмпирическое исследование.
  6. Обработать полученные результаты.
  7. Провести качественную и количественную интерпретацию полученных результатов.
  8. Сделать выводы по эмпирическому исследованию.

 

3.2 Описание методик исследования.

Для исследования был выбран многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина.

Активное  приспособление  индивида  к  условиям  социальной среды, зависит от большого количества причин субъективного и объективного характера. Немалую роль здесь играют генетические факторы, определяющие свойства нервно-психических процессов, особенности воспитания, а также требования самой среды, в которой личность находится в данный момент.     

Несмотря  на то, что каждый человек имеет  свой, неповторимый индивидуальный рисунок  поведения и «предсказуемо непредсказуем», можно выделить некоторую область  ответных реакций, которые считаются  психической нормой. Также имеет  смысл определять отношение человека к тем или иным общечеловеческим ценностям как моральную норму. Способность творчески и активно  адаптироваться к изменяющимся условиям среды, в пределах этих норм, определяется личностными адаптационными способностями. 

        Основная задача исследования – определить именно этот параметр. Достаточно сказать, что некоторые шкалы соответствуют базовым шкалам СМИЛ (MMPI), т.е. позволяют получить типологические характеристики личности, определить акцентуации характера. Другие соответствуют шкалам опросника ДАН («Дезадаптационные нарушения»), предназначенного для выявления дезадаптационных нарушений преимущественно астенических и психотических реакций и состояний. Методика содержит большой потенциал для исследователя.

       Методика посвящена определению следующих параметров:  
 АС – адаптивные способности. Сложное понятие, интегрирующее многие качества, начиная с самооценки и устойчивости и заканчивая одобрением со стороны окружающих. В общих чертах – способность личности творчески и активно приспособиться к среде деятельности.  Характеристику личностной способности к адаптации можно получить, оценив нервно-психическую устойчивость (поведенческую регуляцию), коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.  

НПУ – нервно-психическая устойчивость. Скорее, здесь подошел бы термин «стрессоустойчивость» плюс способность регулировать свое поведение.

КО - коммуникативные особенности -  умение построить отношения с другими людьми. Это понятие также интегрирует несколько личностных и черт, таких, как например, конфликтность и социальных, например: наличие опыта и потребности общения.

МН - Моральная нормативность обеспечивает способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определённую социальную роль. То есть сочетать без ущерба для себя  свои морально-нравственные нормы,  нормы социума и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.

Опросник содержит 165 вопросов и  имеет следующие шкалы: 
(Д) - достоверность 
(АС) - адаптивные способности 
(НПУ) - нервно-психическая устойчивость 
(КО) - коммуникативные особенности 
(МН) - моральная нормативность23

 

  • Методика УСК. 

Методика представляет собой модифицированный вариант опросника  американского психолога Дж. Роттера. С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий. Рассматривая два полярных типа локализации, следует помнить, что для каждого человека характерен свой уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями. Локус же контроля конкретной личности более или менее универсален по отношению к разным типам событий, с которыми ей приходится сталкиваться, как в случае удач, так и в случае неудач.  

В целом людям с экстернальным локусом контроля в большей степени присуще конформное и уступчивое поведение, они предпочитают работать в группе, чаще пассивны, зависимы, тревожны и не уверены в себе. Люди с интернальным локусом более активны, независимы, самостоятельны в работе, они чаще имеют положительную самооценку, что связано с выраженной уверенностью в себе и терпимостью к другим людям. Таким образом, степень интернальности каждого человека связана с его отношением к своему развитию и личностному росту.

Опросник УСК состоит из 44 предложений-утверждений, касающихся экстернальности-интернальности в межличностных (производственных и семейных) отношениях, а также в отношении собственного здоровья.

 

 

3.3 Анализ результатов  исследования

 

Проведя опросник «Адаптивность» на студентах 1 курса, обучающихся на специальности «Психология», были получены результаты, которые далее обрабатывались по ключу в приложении А.

На фоне полученных результатов было выявлено следующее: показатель нервно-психической устойчивости для большинства студентов оказался на низком и среднем уровнях, что говорит о том, что у обучающихся наблюдается низкий уровень поведенческой регуляции.

 

 

По моральной нормативности у группы выявился низкий и средний показатель, что говорит о том, что отсутствует адекватность  самооценки и реального восприятия действительности.

 

 

Показатели  по коммуникативным особенностям выявили низкий и средний балл, что свидетельствует о невысоком уровне установления контакта, как с окружающими, так и в группе.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Исследование  адаптивных способностей личности выявили следующие показатели: низкий показатель, средний и отсутствие высокого показателя, что говорит о том, что на данном этапе обучения респонденты в полной мере не адаптировались к условиям внешней среды, так как процесс обучения находится на начальном этапе (начало второго учебного семестра).

 

Интерпретация полученных результатов по методике УСК

 

Полученные с помощью методики УСК данные позволяют предположить следующие характеристики у членов группы.

  • Шкала общей интернальности (Ио).

95% респондентов с высоким  показателем по этой шкале, что соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями: интернальный контроль, интернальная личность. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни есть результат их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об интерналах, как о более уверенных в себе, более спокойных и благожелательных, более популярных в сравнении с экстерналами. Их отличает более позитивная система отношений к миру и большая осознанность смысла и целей жизни.

У 5% низкий показатель по этой шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля: экстернальный контроль, экстернальная личность. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие. Они полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об экстерналах, как о людях с повышенной тревожностью, обеспокоенностью. Их отличает конформность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, меньшая популярность в сравнении с интерналами.

  • Шкала интернальности в области достижений (Ид).

Высокому  показателю по этой шкале соответствуют 90% респондентов, что говорит о высоком уровне субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем.

10% респондентов  с низкими показателями по шкале, что свидетельствует о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

  • Шкала интернальности в области неудач (Ин).

Высокому  показателю по этой шкале относятся 95% респондентов, что говорит о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях.

У 5% респондентов низкие показатели свидетельствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

  • Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис).

Высокие показатели означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни, и к ним относятся 50% респондентов.

У 50% низкие показатели они указывают на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

  • Шкала интернальности в области производственных отношении (Ип).

У 65% респондентов высокие показатели свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, складывающихся отношении в коллективе, своего продвижения и т.д.

Информация о работе Адаптация студентов к образовательной среде